36. Политические коммуникации: понятие, теоретические модели.
Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благода-ря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.
Основные функции политической коммуникации:
1) распространение знаний о ценностях политики и образцах политической культуры;
2) политическое информирование общества;
3) интеграция общества и регулирование политических отношений;
4) формирование общественного мнения о политически процессах.
1. Коммуникация формирует определенные связи и отношения субъектов политики.
2. Институты-коммуникаторы производят информацию, кодируют и передают ее потребителям, изучают общественное мнение о воздействии и качестве информации.
3. Средства коммуникации - это СМИ, технико-информационные системы (центры, банки данных, сети и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.
4. Типы, методы и формы политической коммуникации - рациональная и спонтанная коммуникация, неформальные контакты, общение граждан с представителями политических институтов, журналистами, коммуникация в ходе выборов, референдумов, демонстраций и других политических акций.
5. Содержание коммуникации оказывает воздействие на мотивацию поведения субъектов политики, формирование общественного мнения; его социально-политические послед-ствия могут быть позитивными и негативными. Сущность политической коммуникации заключается в целенаправленных контактах между людьми посредством обмена инфор-мацией и духовного общения в политическом процессе.
Знаменитая статья Г. Лассуэлла «Структура и функция коммуникации в обществе», впер-вые опубликованная в 1948 г. и фактически положившая начало оформлению политиче-ской коммуникативистики в самостоятельное направление политологии, начиналась с достаточно простой логической схемы: «Наиболее подходящий способ описания коммуникационного акта состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы: “Кто?” – “Что сообщает?” – “По какому каналу?” – “Кому?” – “С каким результатом?”». Впоследствии данная конструкция, получившая название формулы Лассуэлла, обычно применялась в качестве иллюстрации круга основных проблем, находящихся в поле зрения политической коммуникативистики: изучения коммуникаторов, исследования сообщений (контент-анализ), средств коммуникации, аудитории и результатов информационного воздействия.
Формула Лассуэлла трактует политическую коммуникацию преимущественно как импе-ративный, побудительный процесс: коммуникатор, отправитель сообщения, в той или иной степени стремится оказать влияние на аудиторию, выступающую в роли адресата. Впоследствии многие исследователи, не отрицая определенной инструментальной полез-ности этой схемы, справедливо отмечали, что в теоретическом плане она является весьма существенным упрощением социально-политической действительности. Некоторые из них предлагали дополнить формулу Лассуэлла новыми компонентами. Так, по мнению Р. Брэддока, описание процесса политической коммуникации должно включать еще два принципиально важных момента: при каких обстоятельствах и с какой целью направляет-ся данное сообщение.
Обобщенная модель коммуникационного процесса, предложенная Дж. Гербнером, по сво-ей логической структуре отчасти напоминает формулу Лассуэлла: «Некто (1) – восприни-мает какое-либо событие (2) – и реагирует (3) – на ситуацию (4) – путем использования некоторых средств (5), – чтобы сделать доступными материалы (6), – в той или иной фор-ме (7) – и обстановке (8) – передающие содержание (9) – с определенными последствиями (10)». Специфическая особенность этой модели, имеющей, согласно замыслу автора, ши-рокий диапазон применения, заключается в том, что она может принимать различные формы – в зависимости от того, какую коммуникативную ситуацию она отображает. Ее отдельные элементы могут использоваться в качестве описания как относительно про-стых, так и достаточно сложных процессов коммуникации, связанных не только с созда-нием и восприятием сообщений, но также и с пониманием событий, в связи с которыми эти сообщения создавались и распространялись.
Преимущество модели Гербнера заключается в том, что она, с учетом возможностей ис-пользования коммуникаторами различных средств создания и распространения сообще-ний, может быть одинаково применима для иллюстрации как естественных, так и техни-чески опосредованных коммуникационных процессов, как межличностной, так и группо-вой и массовой коммуникации. Одновременно эта модель напоминает, что восприятие и интерпретация событий и сообщений участниками коммуникационного процесса несет на себе известный отпечаток субъективизма, что может привести к смысловому несоответствию между событием и описывающим его сообщением. Вместе с тем она не учитывает возможного искажения сообщений в ходе их передачи по коммуникационным каналам.
Модель Шеннона – Уивера, как и формула Лассуэлла, описывает коммуникацию как ли-нейный и однонаправленный процесс (рис. 15). Вначале коммуникатор создает сообщение (в более общем случае – последовательность сообщений), которое затем поступает в передатчик, где принимает форму сигнала, адаптированного для передачи по каналу связи, ведущему к приемнику. Приемник восстанавливает сообщение из полученного сигнала. Затем восстановленное сообщение достигает адресата. В процессе передачи сигнал обычно искажается шумом, или помехами, которые возникают, например, при одновременной передаче нескольких сообщений по одному каналу. Наложение помех приводит к тому, что переданный и полученный сигнал будут в большей или меньшей степени отличаться друг от друга. Соответственно, сообщение, созданное источником информации, и сообщение, которое получил адресат как сигнал, восстановленный приемником, так или иначе будут иметь разное содержание, вплоть до того, что иногда они даже могут не совпадать в смысловом отношении.
По сравнению с формулой Лассуэлла, модель Шеннона – Уивера оказывается значитель-но ближе к действительности. Она наглядно демонстрирует, что передаваемые по каналам связи сообщения отнюдь не всегда приводят к ожидаемому результату. Однако здесь так же, как и в формуле Лассуэлла, отсутствуют принципиально важные для властно-управленческих отношений элементы обратной связи. В результате процесс коммуникации предстает лишь как единичный и далеко не всегда эффективный акт: коммуникатор не имеет возможности контролировать действия адресата и, соответственно, корректировать свои последующие управляющие воздействия таким образом, чтобы поведение «управляемого» все более и более приближалось к заданному.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Политика как общественное явление. Происхождение, структура, функции политики в обществе.
- 3. Политика и экономика. Проблемы взаимоотношений
- 4. Политология как наука. Предмет, категории и методы исследования
- 25. Политические партии: происхождение, понятие, функции, типология. Партийные си-стемы.
- 5. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 32. Политические конфликты.
- 6. Политические концепции эпохи английской буржуазной революции (т.Гоббс, Дж.Локк).
- 36. Политические коммуникации: понятие, теоретические модели.
- 7. Политические теории Эпохи Просвещения (ж.-ж.Руссо, Вольтер, ш.Монтескье).
- 27. Особенности формирования многопартийности в рф.
- 28. Политическая элита. Типология и механизмы отбора элит.
- 9. Политическая мысль в XX веке: парадигмы, школы, перспективы развития.
- 10. Субъекты политики: понятие, классификация.
- 13. Политическая власть: природа, признаки и ресурсы. Легитимность власти.
- 32. Политические конфликты. Технологии разрешения конфликтов.
- 14. Политическая система общества. Понятие, механизм функционирования и типология.
- 15. Политический режим: понятие и типологизация. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.
- 33. Политическая идеология. Понятие, содержание и место идеологии в политической жизни общества.
- 17. Государство: происхождение, признаки и основные функции.
- 18. Формы государственного устройства. Республиканская и монархическая формы правления.
- 19. Президентская, полупрезидентская, парламентская республика: сравнительный анализ.
- 35. Политическая культура как общественное явление, её сущность и роль в политической жизни.
- 20. Система высших органов государственной власти в рф.
- 37. Внешняя политика: содержание, цели и механизмы реализации.
- 21. Административно-территориальное устройство государтсва. Унитарное и федеративное государство.
- 22. Федеративной устройство современной России. Проблемы российского федерализма.
- 24. Гражданское общество и проблемы его взаимоотношений с государством.
- 29. Политическое лидерство: природа, типология, функции.
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 31. Политическое развитие и модернизация. Процесс реформирования современной России.
- 32. Выборы и избирательные системы. Избирательная система в рф.
- 34. Традиционные политические одеалогии
- 2 Политика и мораль
- 8. Проблемы политики и власти в работах Вебера
- 11. Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.
- 12. Первичный субъект политики
- Раздел II. Политическая социализация личности
- 26. Партийные системы