3. Политика и экономика. Проблемы взаимоотношений
Экономика и политика - проблема взаимосвязи политики и экономики, изучаемая политической наукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенных политических акций на экономическое развитие, а также политические последствия экономических изменений в обществе. Особый интерес эта проблема представляет в отношении России, находящейся в процессе перехода к рынку и демократии.
Экономическая политика - решение политическими средствами проблем экономики: про-изводства и обмена. Это обусловлено, прежде всего, переходом многих стран к постинду-стриальному производству, глобализацией и изменением структуры мирового хозяйства, мощной волной индустриализации и разрушением доиндустриальных производств.
Политические решения потребовались, прежде всего, для создания условий эффективного использования высоких технологий, а также регулирования глобализации - растущей взаимозависимости производства и обмена всех стран, экономической интеграции целых регионов и даже континентов.
Без политических решений было бы невозможно изменить структуру собственности, со-отношение и взаимодействие ее различных форм - частной, кооперативной, муниципаль-ной ,государственной, транснациональной (см.1, стр. 47).
1 Соотношение и взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)
В политической науке и социологии сложились два методологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенство экономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестве равноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику. Поскольку все явления, события, процессы реальной жизни взаимосвязаны, постольку каждое явление есть одновременно и политическое и экономическое. Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны.
Нельзя рассматривать экономику в качестве некой самостоятельной сферы сферой обще-ственной жизни вне связи с политикой, правом и другими областями. «Собственность», «обмен», «производство» - не только экономические, но и социокультурные, политико-юридические явления.
В современной науке преобладают подходы, отвергающие экономический детерминизм. Можно выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики:
1) экономика и власть, два исторических типа их взаимоотношений;
2) роль государства в экономике и основные модели его экономической политики.
1. Исходной категорией политики является "власть", а экономики -"богатство" (под кото-рым понимается все, что имеет рыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага). Власть и богатство, включая собственность, в реальной жизни взаимообусловлены. Последнее играет роль одного из важнейших ресурсов власти и в то же время нуждается в государственно-правовой поддержке, в гарантированном государством соблюдении всеми участниками экономических отношений определенных правил. Именно поэтому политика выступает как структурообразующий фактор, устанавливающий и поддерживающий определенный социальный порядок, без которого функционирование экономических институтов становится просто невозможным. Экономика в данном соотношении выступает как процесс, происходящий в рамках политико-юридической структуры.
2. Исторически отношения власти - подчинения возникли раньше, чем отношения соб-ственности. В дальнейшем сложились два основных типа взаимоотношений: а) "власть - собственность", т.е. господство политической власти в обществе и подчиненное, произ-водное положение собственности; б)"собственность - власть". Первый тип характерен для "восточной деспотии", "азиатского способа производства", в котором К.Маркс выделял следующие характерные черты: во-первых, отсутствие достаточно развитого института частной собственности; во-вторых, слияние собственности и государственной власти при доминировании последней; в-третьих, господство бюрократии в экономике и политике. Власть при этом типе отношений становится средством получения богатства. Развитие экономики происходит через хозяйственно-организаторскую деятельность государства. При этом само государство неудовлетворительно выполняет свои общественно-полезные функции, поскольку обслуживает частные интересы бюрократов, использующих власть ради собственного обогащения. Второй тип отношений "собственность-власть" сложился в западном обществе. Его отличительная черта - автономия собственника в сочетании с товарным производством, ориентирующимся на рынок. Такая форма возникла впервые в античном мире. Даже в условиях средневековья продолжалось формирование структур гражданского общества с его главными элементами: самостоятельным товаропроизводи-телем, опирающимся на институт собственности. Экономическая власть все больше отде-лялась от власти политической и даже противостояла ей, отстаивая свои права. Так сло-жились главные системообразующие элементы общества: частная собственность, рынок, разделенность собственности и власти, автономия индивидов (граждан), их равноправие как самостоятельных участников хозяйственной и политической жизни. В середине XVIII в, возникла благодаря просветителям и соответствующая идеология, проповедующая лозунг "лесе фэр, лесе аллер" (фр. дайте действовать, предоставьте обстоятельствам развиваться самим по себе). Ставка была сделана на свободную конкуренцию и рыночное саморегулирование, благодаря которой "невидимая рука" (А.Смит, 1776) поможет удовлетворить потребности людей в товарах и услугах. Государству при этом отводилась роль "ночного сторожа". Популярным среди либералов стало требование "меньше государства!". Жизнеспособность этой модели была подтверждена высокими экономическими достижениями западных обществ.
Особенности взаимодействия экономической и политической сфер общества в со-временной России.
Взаимодействие экономической и политической систем общества основывается на общих закономерностях. Ряд из них был отмечен в данной главе. Однако несомненным является тот факт, что в разные времена и в разных странах данное взаимодействие имеет специ-фические особенности. В этом отношении показателен пример современной России. В рамках взаимодействия экономической и политической систем в стране решаются задачи, которые в других государствах уже давно решены либо никогда не были актуальными. Широкая политическая программа направлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всего реализуется сложнейший процесс определения нового места госу-дарства в хозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: ка-кая часть экономики должна быть отдана негосударственным предприятиям? Что кон-кретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и в каких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании и управлении общим хозяйственным процессом в стране?
Взаимодействие экономической и политической систем в современной России можно смело назвать уникальным. Такой масштабной и специфической по условиям, средствам и целям политической программы проведения экономических реформ не имело ни одно государство. Это проявляется в том, что в стране одновременно реализуются такие слож-нейшие во всех отношениях процессы, как:
становление многообразия форм собственности;
развитие многообразия форм предпринимательскойдеятельности;
видоизменение участия организаций и частных лиц в формировании доходной части бюджета (создание новой налоговой системы);
решение неведомых в прошлом проблем национального масштаба: инфляция, безработи-ца, организованная преступность и др.;
становление системы правового обеспечения экономических процессов и т.п.
Если при этом добавить, что взаимодействие экономической и политической систем в России происходит в условиях острой политической борьбы за власть, то при отсутствии единой концепции преобразования хозяйственной жизни сложность ситуации будет оце-нена в достаточно полной мере. Однако оптимизм вселяет то обстоятельство, что Россия пошла по пути, по которому идут уже многие десятилетия развитые демократические страны, добившиеся существенных успехов в развитии экономических и политических систем
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Политика как общественное явление. Происхождение, структура, функции политики в обществе.
- 3. Политика и экономика. Проблемы взаимоотношений
- 4. Политология как наука. Предмет, категории и методы исследования
- 25. Политические партии: происхождение, понятие, функции, типология. Партийные си-стемы.
- 5. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 32. Политические конфликты.
- 6. Политические концепции эпохи английской буржуазной революции (т.Гоббс, Дж.Локк).
- 36. Политические коммуникации: понятие, теоретические модели.
- 7. Политические теории Эпохи Просвещения (ж.-ж.Руссо, Вольтер, ш.Монтескье).
- 27. Особенности формирования многопартийности в рф.
- 28. Политическая элита. Типология и механизмы отбора элит.
- 9. Политическая мысль в XX веке: парадигмы, школы, перспективы развития.
- 10. Субъекты политики: понятие, классификация.
- 13. Политическая власть: природа, признаки и ресурсы. Легитимность власти.
- 32. Политические конфликты. Технологии разрешения конфликтов.
- 14. Политическая система общества. Понятие, механизм функционирования и типология.
- 15. Политический режим: понятие и типологизация. Тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.
- 33. Политическая идеология. Понятие, содержание и место идеологии в политической жизни общества.
- 17. Государство: происхождение, признаки и основные функции.
- 18. Формы государственного устройства. Республиканская и монархическая формы правления.
- 19. Президентская, полупрезидентская, парламентская республика: сравнительный анализ.
- 35. Политическая культура как общественное явление, её сущность и роль в политической жизни.
- 20. Система высших органов государственной власти в рф.
- 37. Внешняя политика: содержание, цели и механизмы реализации.
- 21. Административно-территориальное устройство государтсва. Унитарное и федеративное государство.
- 22. Федеративной устройство современной России. Проблемы российского федерализма.
- 24. Гражданское общество и проблемы его взаимоотношений с государством.
- 29. Политическое лидерство: природа, типология, функции.
- 30. Политический процесс: понятие, структура, типология.
- 31. Политическое развитие и модернизация. Процесс реформирования современной России.
- 32. Выборы и избирательные системы. Избирательная система в рф.
- 34. Традиционные политические одеалогии
- 2 Политика и мораль
- 8. Проблемы политики и власти в работах Вебера
- 11. Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.
- 12. Первичный субъект политики
- Раздел II. Политическая социализация личности
- 26. Партийные системы