logo
методички из библиотеки 5 курс / 3968

Тема 4. Античная культура.

Античная культура - это культуры Древней Греции и Древнего Рима. Начало античной эпохи обычно относят к VIII веку до н.э., ее завершение – к V веку н.э., времени падения Древнего Рима. Но при этом важно заметить, что античная культура прошла долгий путь своего становления, и ее истоки исследователи относят ко II тыс. до н.э. – времени возникновения крито-минойской и микенской цивилизаций.

В развитии культуры Древней Греции исследователи выделяют четыре этапа. Первый (XI – IX вв. до н.э.) получил название гомеровского и является непосредственным предшественником античной культуры. В Греции в это время наблюдается упадок культуры и происходит возврат к первобытности: господствуют родоплеменные отношения, забыта письменность, утрачены многие культурные достижения.

С VIII до конца VI вв. до н.э. – архаический этап. Именно в это время происходит формирование основных элементов античной культуры. За сравнительно короткий отрезок времени древние греки создали цивилизацию, не имеющую тогда себе равных по своим достижениям. В этот период были сформированы первые философские системы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), появилась литература (Гомер, Гесиод, Сапфо), установились традиции Олимпийских игр (с 776 года до н.э.), сложился древнегреческий алфавит (на основе финикийского с добавлением знаков, обозначающих гласные звуки). В VI веке до н.э. реформы Солона и Клисфена заложили основы демократии в Афинах.

С конца VI до конца IV вв. до н.э. – классический этап, когда древнегреческая культура достигла расцвета во всех областях – в искусстве, литературе, философии, науке.

Последний этап в истории Древней Греции, начавшийся в конце IV века до н.э. – эллинистический. В древнегреческую культуру в это время проникает культурное влияние Востока. Эллинизм – это синтез древнегреческой и восточных культур при доминировании первой. Во II-I вв. до н.э. древнегреческие государства были покорены Римом и вошли в состав древнеримского государства.

Особое место в творческом наследии Эллады занимает изобразительное искусство, в котором греки произвели подлинный переворот. Основные принципы изобразительного искусства греков – изображение человека со знанием анатомии, передача трехмерного пространства, утверждение перспективы. Получает блестящее развитие скульптура (Фидий, Мирон, Поликлет), вазопись (чернофигурная и краснофигурная). В архитектуре Древней Греции разработаны три ордера ( дорический, ионический и коринфский), создан новый тип здания –периптер (вытянутое, прямоугольное здание, обнесенное колоннами со всех четырех сторон). Блестящее развитие получает театр (особое значение имела трагедия), возникает драматургия (Софокл, Эсхил).

Религия в Древней Греции принимает форму зрелого политеизма (политеизм – многобожие). Из множества сверхъестественных существ постепенно выделились двенадцать богов-олимпийцев, представляющих собой семью: Зевс – верховный бог, бог неба, Гера – покровительница семьи и брака, Посейдон – бог моря, Аид – бог подземного мира, Деметра – богиня земледелия и плодородия, Гефест – покровитель кузнечного дела, Афина – богиня мудрости и справедливой войны, Аполлон – бог света и покровитель искусства, Артемида – богиня охоты, Афродита – богиня любви и красоты, Арес – бог войны, Гермес – покровитель торговли, Дионис – бог виноделия. В Греции возникает совершенно особая идея бога – идеального телесного существа, покровителя того или иного вида общественной деятельности.

Государственное устройство Древней Греции не отличалось единством. Складываются полисы – независимые друг от друга города - государства. В V веке до н.э. в греческих полисах утверждается демократия (в переводе – власть народа), предусматривающая прямое правление граждан. Греки считали, что любой гражданин способен занимать государственную должность. Важное значение придается народному собранию, куда допускались все взрослые граждане-мужчины (женщины, рабы, иностранцы исключались). Собрание простым большинством голосов могло решать любые проблемы безо всяких правовых ограничений.

Важнейшим достижением древнегреческой культуры являются философия и наука, до эпохи эллинизма развивающаяся в рамках философии. Греческая философия возникает в Ионии в конце VII – начале VI вв. до н.э., к ней переходит мировоззренческая функция, ранее выполняемая мифологией. Философы Древней Греции - Сократ, Платон, Аристотель и др. Ученые Древней Греции (Архимед, Евклид, Геродот, Фукидид и др.) работали в области естественнонаучного и гуманитарного знания.

В истории культуры Древнего Рима выделяют три этапа:

VIII-VI вв. до н.э. – царский

Конец VI – I вв. до н.э. – республиканский

I век до н.э. – V век н.э. – императорский

Большую роль в становлении древнеримской культуры сыграли этрусская и древнегреческая культуры. Этруски, жившие в Средней Италии, были носителями самобытной и весьма высокой культуры. Как отмечают исследователи, их влияние на древнеримскую культуру оставалось доминирующим вплоть до конца VI века до н.э. Влияние древнегреческой культуры на культуру Рима было поистине огромным и затронуло многие культурные сферы. При этом важно осознавать, что древнеримская культура не являлась копией древнегреческой, обладала присущей только ей спецификой.

В III веке до н.э. древние римляне переняли весь греческий пантеон, сменив греческие имена богов на римские и сохранив присущие им функции (Зевс стал Юпитером, Гера – Юноной, Афина – Минервой и т.д.). Но в римской религии важное значение имели и сохранившиеся представления о безличных духах-покровителях: ларах и пенатах – покровителях дома и семьи, гениях – покровителях человека и т.д. Проникают в восточный пантеон и восточные культы – Исиды, Ваала, Кибелы. Большое значение римляне придавали прорицаниям: авгуры предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики – по внутренностям животных.

В общественной жизни Древнего Рима большое место принадлежало празднествам и представлениям. Религиозные празднества обычно связывались с культами земледельческих богов, светские – с проведением игр (Римских, Аполлоновых, Плебейских и др.). Самым распространенным зрелищем являлись гладиаторские бои, заимствованные римлянами у этрусков.

Римское искусство, испытав влияние этрусских и греческих традиций, превратилось тем не менее в яркое и самобытное явление. Римляне стремились отражать жизнь непосредственно, без мифологических образов. Их скульптура отличается реалистичностью, передачей индивидуальных черт человека, отражением его внутренних качеств и характера. Древнеримской архитектуре свойственны монументальность, грандиозные размеры сооружений, пышность декора. Все греческие ордера римляне соединили в один – композитный, создали новый тип сооружений – триумфальную арку, отдельно стоящую колонну. Огромное значение в Древнем Риме придавалось гражданскому строительству, планировке городов.

В Древнем Риме получает развитие литература, формируются несколько жанров - поэзия (Вергилий, Гораций, Овидий), роман («Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея»), историческая проза («Записки о галльской войне» Юлия Цезаря, «История Рима» Тита Ливия, «Жизнеописание двенадцати цезарей» Светония).

Высочайшего уровня в Риме достигает законодательство, во многом повлиявшее на формирование западноевропейской правовой системы. Законы двенадцати таблиц – первый памятник законодательной мысли Древнего Рима.

Как отмечают исследователи, римская наука развивалась под огромным влиянием греческой. И в этой сфере творчества римляне оказались куда более реалистичными, чем греки. В Древнем Риме получают развитие те науки, которые имеют практическое применение: медицина (Гален), география (Плиний Старший), астрономия (Клавдий Птолемей), агрономия (Варрон), технические науки (Витрувий, Герон Александрийский).

III-V вв. – время кризиса и гибели античного мира. В IV веке в Древнем Риме произошла смена государственной идеологии, функции которой в тот момент выполняла религия. В 325 году н.э. христианство было признано наряду с другими языческими культами, в 380 г. запрещаются все культы, кроме ортодоксального христианства. Распространяясь и утверждаясь, христианство отвергает все языческие традиции, что приводит к кардинальным изменениям в культуре. Социально-экономическая и политическая системы Древнего Рима постепенно изживают себя. Классические формы рабства уже не являются эффективными, постепенно складывается система патроната-клиентуры (рабов отпускают на волю и наделяют их землей, что и ставит их в зависимость от землевладельца). Рим теряет свое могущество и уже не может сдержать натиск варварских племен. Но эпоха кризиса античности одновременно являлась и эпохой формирования предпосылок европейского средневековья, когда закладывались основы европейской цивилизации.