logo
методички из библиотеки 5 курс / 3968

Тема 2. Культура первобытного общества

При изучении данной темы важно обратить внимание на момент возникновения культуры, который связан с историей становления первобытного общества. Культура возникает одновременно с появлением человека, и с этого момента существует с ним в нерасторжимом единстве. История первобытной культуры – «не тихая заводь», и многие вопросы (например, возраст человечества, его историческая прародина) не решены окончательно, по-разному трактуются различными авторами. Реконструировать целостную картину можно на основе косвенных данных и по аналогии с культурой ныне живущих народов (племена Океании, Африки, Австралии), вплоть до 21 века задержавшихся на стадии первобытнообщинного строя.

Важно обратить внимание на тот факт, что уже примитивные каменные рубила (орудия труда древнейшего человека) являются первыми памятниками первобытной культуры, и содержат информацию о хозяйственной деятельности человека, его представлениях об окружающем мире, характере мышления и способе передачи имеющихся знаний. Материал, из которого древние люди изготавливали орудия труда, определил условную периодизацию первобытной истории: каменный век (40 - 4 тыс. до н.э.), век бронзы (3 – 2 тыс. до н.э.), век железа (1 тыс. до н.э.). Самый длительный – каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит), и новый (неолит).

Огромное значение палеолита состоит в том, что этот этап первобытной истории стал и периодом формирования биологического типа человека, и периодом создания основ и исходных форм культуры (первые табу, ранние верования, праискусство). В эпоху верхнего палеолита (35 – 12 тыс. до н.э.) сложился новый тип человека - человек разумный, который по своим характеристикам в наибольшей степени приближается к современному человеку. Следует обратить внимание, что с возникновением разумного человека складывается ранняя родовая община, характерными чертами которой являются общая собственность, совместный непроизводительный труд, присваивающий характер хозяйства, дуальная семья, элемент оседлости.

С появлением рода биологические инстинкты поставлены под контроль общества. Человек – существо социальное, и его поступки регулируются не инстинктами, а традициями – обычаями, соблюдение которых делает возможным сохранение социальной группы. Каждый член первобытнообщинного коллектива проходил длящийся годами процесс обучения жизни в обществе – воспитания, необходимого для осознания своего места и обязанностей в группе, к которой человек принадлежит, овладения соответствующими знаниями и навыками, соблюдения общего интереса, подчинения воле коллектива, его власти. Важно отметить, что культурная традиция, являясь универсальным средством накопления и передачи жизненного опыта, обусловила и чрезвычайно медленные темпы развития первобытной культуры.

Для понимания особенностей мифологического восприятия мира на ранних этапах развития человека необходимо определить основные черты первобытного сознания и мышления. Исходной исторической формой осознания общности группы сородичей является тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлениями о родстве между группами людей и видами животных или растений. Тотемизм является типичным для группы людей, занимающихся собирательством и охотой, представлением об их общем происхождении от мифического существа.

Другая форма родоплеменных верований – фетишизм – культ неодушевленных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами.

Среди ранних верований особое место занимает анимизм – вера в существование душ и духов. Понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, затем развивается в более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ, о загробном мире. Рассматривая все явления и предметы мира как нечто подобное себе, древний человек одухотворял всю окружающую действительность. Вера в сверхъестественные возможности человека воздействовать на людей и явления природы способствовала распространению и чрезвычайному разнообразию магических обрядов. Первобытные верования были тесно связаны с ритуалами (исторически сложившейся формой символического поведения), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни.

Реконструкция духовного мира первобытного человека обнаруживает сходство некоторых древних действий, ритуалов, верований с традициями современного человека. Таким образом, знакомство с мифологическим восприятием древнейшего человека позволяет современному человеку лучше понять природу собственного сознания.

К периоду верхнего палеолита относится и возникновение художественного творчества. Ошеломляющее открытие в 1879 году на севере Испании в пещере Альтамира множества великолепных, крупных, цветных изображений животных стало неопровержимым свидетельством существования искусства в жизни человека, который с трудом добывал пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Искусство стало для первобытного человека и способом познания мира, и инструментом эмоционального объединения коллектива. Главной темой палеолитического искусства является интерес к зверю, что отражает зависимость человека от окружающего мира. Немногочисленными и условными являются изображения человека, что принципиально отличает первобытное искусство от искусства последующих эпох: начиная с Шумера и Древнего Египта, человек будет играть центральную роль, а все остальное станет лишь фоном, на котором развертывается его деятельность.

Очень важно отметить, что все ранние формы деятельности человека, включая и художественные, носили ярко выраженный синкретический характер, т.е. они неразрывно были связаны между собой в своем развитии и воплощении.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту (12 – 8 тыс. до н.э.), неолиту (10 – 4 тыс. до н.э.) и ко времени распространения первых металлических орудий. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на выявлении того нового, особенного, что было свойственно этим этапам развития первобытной культуры. Как главный момент следует выделить переход от присваивающего характера труда к производящему: развитию земледелия, одомашниванию скота, совершенствованию ремесел, элементам натурального обмена. Это сыграло важнейшую роль для последующего развития материальной культуры и заложило основы развития и своеобразия будущих цивилизаций.

В дальнейшем развитие материальной культуры сопровождается усложнением и дифференциацией областей духовной жизни общества, зарождением объективных предпосылок для возникновения государств.