logo
методички из библиотеки 5 курс / 3968

Тема 3. Культура древних цивилизаций.

Приступая к изучению данной темы, следует обратить внимание на то, что возникновение древневосточных культур явилось не столько переходом человечества от одной эпохи к другой, сколько появлением среди мощного массива первобытности культуры нового типа. Древний Восток не был так же однороден внешне и внутренне, как первобытный мир, но вместе с тем представлял собой единый регион, что позволяет выделить в древневосточной культуре общие черты.

Одной из наиболее существенных особенностей является превращение земледелия в основу производственной деятельности, причем этот выбор не зависел от воли человеческого коллектива или его отдельных представителей, а определялся природными условиями, благоприятствующими развитию земледелия. Важной чертой была разобщенность и, как следствие, локальность процессов исторического и культурного развития. Специфической для того периода является и дифференциация сфер культуры, причем главенствующее место занимает религия. Развитие древневосточных культур сопровождается зарождением такой сферы культуры как наука (единство систематических знаний об объективных законах действительности и деятельности по их добыванию). Характерной чертой социальной жизни является подавление личностного начала, строгая регламентация всех сторон жизни, что обусловило каноничность искусства, т.е. выражение в его произведениях не индивидуальной, а коллективной, выработанной опытом поколений точки зрения на мир. Говоря о государственном устройстве, важно отметить до предела централизованную власть правителей, перед лицом которой все оказывались одинаково бесправными.

Далее следует остановиться подробнее на рассмотрении истории культуры отдельных древневосточных государств. Для краткости мы ограничимся анализом древнеегипетской культуры.

Истоки египетской культуры лежат в глубокой древности. Люди живут в долине Нила более миллиона лет, первые государства возникли около 5 тысяч лет назад, когда в истории Египта начинается отсчет основных этапов. Важно отметить, что удачное географическое положение, относительная замкнутость территории дали возможность культуре Египта развиваться во всем ее своеобразии, сохраняя устойчивость традиций, на протяжении почти трех тысяч лет.

Следует обратить внимание на решающую роль в формировании египетской культуры религиозно-мифологических представлений, особенно заупокойного культа и обожествления фараона. Страстное желание бессмертия определило мировоззрение египтян, отразилось на формировании древнеегипетской культуры. Ни в одной другой древней культуре протест против смерти не нашел столь яркого и законченного выражения, в египетской он отразился не только на особенностях религиозной и культурной жизни, но также на развитии политической, экономической, военной. Таким образом, земная жизнь для египтян превращалась в подготовку к жизни после смерти.

Центральное место в религиозном культе занимало обожествление фараонов. Египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца. Несмотря на огромное количество богов (у каждого города их могло быть несколько), главным был бог Солнца – Ра, царь и отец всех богов, рожденный из хаоса и победивший мрак. Характеризую религию древних египтян, будет интересно проследить, как пантеон богов отражает земную иерархическую систему, как в мифах причудливо выражаются социально-политические процессы, природно-климатические явления, как древняя религиозная система египтян скрепляет все проявления культуры, искусства, науки.

Анализируя развитие культуры Древнего Египта на каждом этапе в отдельности, необходимо сконцентрировать внимание на самом существенном. Так, например, Раннее царство характеризовалось ирригационным хозяйством, формированием государственного аппарата и возникновением первых чиновников, утверждением идеи неограниченной власти фараона, его обожествлением, что находит отражение в сооружении гигантских пирамид - гробниц. Новое царство было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта. На этом этапе египетская культура взаимодействует с культурами соседних народов, ее положение как мировой державы отражают величественные и монументальные храмовые постройки. Во время царствования Аменхотепа им была проведена религиозная реформа, в результате которой отменен культ старых богов и введен культ единого бога Солнца – Атона.

Показательно, что хотя государство на протяжении более чем трех тысячелетий своего развития и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем изобразительный канон остается незыблемым (исключение составляет опять так называемый «амарнский период»). Изобразительному искусству всегда присущи плоскостные изображения, условность, строгая линейность композиции, геометризм, статичность.

Важно обратить внимание на то, что, несмотря на мифологизированность сознания и существование в нем элементов тотемизма и фетишизма, в древнем Египте происходит зарождение и развитие отдельных научных знаний. В духовной культуре особое значение приобретают, и это необходимо осознавать, просвещение (создание при дворцах фараонов и храмах школ), развитие науки (астрономия, математика, медицина, география). Анализируя достижения египетской науки, можно сделать вывод о том, что в целом зарождение и развитие научных представлений тяготело к естественным наукам, не случайно «греки всегда смотрели на Египет как на страну древнейшей мудрости и считали египтян своими учителями».

Древнеегипетская культура прошла все закономерные стадии развития от возникновения до расцвета и упадка. Вторжение греков (в 332 г. до н.э. Александр Македонский вступил в страну) ознаменовало конец культуры Египта. Однако это не означало ее бесследного исчезновения: знания, мистический и художественный опыт древнего Египта остались жить в искусстве, либо, переплавляясь в иные формы, многие элементы сохранились в последующих культурах.

Заканчивая изучение темы, необходимо заметить, что при всем своеобразии древневосточных культур они никогда не существовали так изолированно, как это может показаться на первый взгляд. Тесные контакты и взаимовлияние осуществлялись через развивающуюся торговлю, паломничество, даже благодаря военным походам. Это способствовало появлению многообразия тем, сюжетов и идей, которые будут жить в культуре и станут мощным импульсом для творчества вплоть до наших дней.