Тема 7.Европейская культура.
В развитии западноевропейской культуры обычно выделяют следующие этапы:
- культура эпохи средневековья (конец V – XVI вв.)
- культура эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) и Реформации (XVI – сер. XVII вв.)
- культура нового времени ( XVII – нач. XX вв.)
- культура новейшего времени (нач.XX в. – до наших дней)
Развитие западноевропейской средневековой культуры определялось тремя основными элементами – христианством, ставшим духовной основой европейской цивилизации, языческими традициями и античным наследием. Центральное место в системе культуры в этот период принадлежит религии, которая во многом и обуславливала развитие других сфер культуры. Средневековая культура – это, прежде всего, религиозная культура. В Западной Европе сложилось одно из трех основных направлений христианства – католицизм, ставший окончательно самостоятельным после разделения церквей в 1054 году. Католицизм признает Священное писание (Библию), Священное предание (сочинения отцов церкви, постановления вселенских соборов, папские послания), принцип фелиокве (исхождение Святого Духа от Бога-Отца и Бога-Сына). Католическая церковь имеет строгую централизацию, во главе – Папа Римский. С XIII века в католицизме утверждается принцип целибата (безбрачия духовенства), существующий и до наших дней. Особое значение придается культам Христа, Девы Марии, святых. Богослужение ( вплоть до 60-х гг. XX века) осуществлялось на латинском языке, который в эпоху средневековья являлся языком церкви, образования, культуры в целом. Католицизм опирается на учение Августина Аврелия, обосновавшего бытие Бога и догмат Троицы. С XIV века и вплоть до начала XX официальной доктриной католической церкви являлся томизм (учение Фомы Аквинского). Важное место в католицизме занимает монашество, устав которого предусматривает соединение принципов аскетизма с хозяйственной, интеллектуальной и художественной деятельностью. Церкви и монастыри в эпоху средневековья становятся центрами культуры, при них открываются школы, формируются библиотеки.
С XI века в Западной Европе наблюдается подъем городской жизни. Возникает светская школа. Обучение включало в себя «семь свободных искусств»: тривиум (латинская грамматика, диалектика и риторика) и квадривиум (геометрия, арифметика, астрономия , музыка). Постепенно возникали университеты, которые также являлись центрами культуры. В средневековых университетах существовало четыре факультета – подготовительный, медицинский, юридический и теологический.
Главным видом средневекового искусства являлась архитектура. Средневековые соборы были средоточием всех видов средневекового искусства: скульптуры, монументальной живописи, музыки, художественного ремесла. В этот период возникают два художественных стиля – романский и готический. Романская архитектура отличается массивностью, монументальностью, используется полукруглая арка. В середине XII века сложился готический стиль, ставший официальным стилем католической церкви. Готический собор представляет собой сооружение, основные элементы которого резко заострены. Ажурные башни, стрельчатые арки, порталы, заостренные шпили – все должно указывать вверх, на небо.
В противовес официальной городской культуре развивалась народная, существовавшая преимущественно в устной форме. Она сочетала в себе христианские и языческие элементы, что и давало повод церкви для гонений на нее. В народной культуре присутствовали гротеск, сатира, юмор, нередко направленные против церкви.
В центре Возрождения находится гуманизм – идейное течение, объявляющее самой большой ценностью человека. Таким образом, осуществляется переход от теоцентризма средневековья к антропоцентризму. Гуманизм, отстаивая право человека на наслаждение земной жизнью и отвергая христианский аскетизм, во многом является антиподом средневековой идеологии. Представители гуманизма – Ф.Петрарка, Дж.Боккаччо, М.Фичино, Л.Валла (Италия), Эразм Роттердамский (Германия), Ф,Рабле и М.Монтень (Франция), Т.Мор (Англия).
В эту эпоху начинается процесс секуляризации, т. е. отход от средневековых канонов, в результате чего в культуре увеличивается значение светского элемента. Окончание этого процесса приходится уже на эпоху нового времени.
Для Возрождения характерен огромный интерес к античности, которая становится своеобразным образцом для художественного творчества. Но, тем не менее, Ренессанс является вполне самостоятельным культурным явлением. В архитектуре утверждается ордерная система, в живописи и скульптуре – изображение человека со знанием анатомических подробностей. Главное место в системе культуры в это время принадлежит искусству. В Италии искусство достигает наивысшего взлета в конце XV – начале XVI вв., когда творили Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. В других странах Западной Европы принципы Ренессанса восторжествовали лишь в XVI веке и действовали недолго.
Реформация представляет собой социально-религиозное течение за преобразование католической церкви и, в итоге, всей средневековой культуры. Католическая церковь постепенно утрачивала свой авторитет. Недовольство вызывали притязания церкви на преобладание над светской властью, несоответствующий церковным принципам образ жизни духовенства и особенно – продажа индульгенций. В результате произошел второй раскол христианства, появляется протестантизм. У его истоков стояли М.Лютер, У.Цвингли, Ж.Кальвин, учения которых и положили начало основным формам протестантизма – лютеранству, цвинглианству и кальвинизму. В 1534 году протестантизм утверждается в Англии в форме англиканства. Протестантизм в дополнение к общехристианским принципам утверждает новые – спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет верующих. При этом отвергается церковная организация, духовенство и монашество, иконопочитание. Влияние Реформации (победившей в северных странах Европы) на культуру было огромным и, как утверждают исследователи, способствовало экономическому подъему.
Отличительной чертой культуры нового времени становится модернизм – постоянное стремление к новому. Важнейшими сферами культуры этого периода становятся наука и искусство.
Зарождение современной науки относится к XYII-XYIII векам. В это время происходит разделение сфер науки и религии, что стимулировало научный поиск. Влияние церкви на науку было резко снижено, а затем и вовсе исчезло. Цель научного знания была определена как принесение пользы человеку, как достижение господства человека над природой. В эту эпоху осуществляется переход к эмпирическому (т.е. опытному) познанию. В результате деятельности ряда ученых – Коперника, Кеплера, Декарта, Бойля, Гюйгенса, Ньютона были созданы основы естествознания – математики, астрономии, медицины, механики. В науке XIX века утверждается идея всеобщего развития. В химии был открыт периодический закон, в физике стараниями Ю.Р.Майера, Дж. Джоуля и Г.Гельмгольца создано учение о сохранении и превращении энергии. Английский физик М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, заложив тем самым основы электротехники, Дж. Максвелл сформулировал теорию электромагнитного поля. Важнейшие открытия были сделаны в биологии. Немецкий биолог Т.Шванн сформулировал клеточную теорию, которая показала единую основу всего живого. Ч. Дарвин заложил эволюционное учение, чешский натуралист Г.Мендель – основы генетики. В начале ХХ века наука достигла невиданного прежде расцвета, и ее роль в системе культуры становится определяющей.
В эпоху Нового времени в европейском искусстве возникает более двадцати разнообразных самостоятельных художественных направлений.
Барокко отличается пышностью и вычурностью форм, изощренностью, стремлением к величественности, эстетической аффектацией, витиеватостью и большим количеством украшений. В барокко отразилась реакция на идеи Реформации, и поэтому оно получило распространение преимущественно в католических странах. Яркое проявление барокко нашло в архитектуре (Ф.Барромини, Л.Бернини), в живописи (П.П.Рубенс, А.Ван Дейк, Я.Йорданс), в литературе (Т.Тассо, П.Кальдерон, Тирсо де Молина), в музыке (И.С.Бах, А.Вивальди). В XYIII веке барокко трансформируется в рококо (иногда его называют барокко в миниатюре), которое носило ярко выраженный аристократический характер. Рококо отличает театрализованность, изящность, утонченность и грациозность, фривольность и мелкая деталировка. Для него характерен гедонизм – культ наслаждения, уход от действительности в мир фантазии и игры. Рококо получает распространение в основном во Франции в придворно-аристократических кругах и находит свое проявление в живописи (А.Ватто, Ф.Буше), в литературе (в основном, в поэзии).
Классицизм – одно из ведущих направлений в художественной культуре XYII-начала XIX веков, которое во многом опиралось на достижения искусства Ренессанса и ориентировалось на античное, в основном, древнегреческое наследие. Для классицизма характерны рационализм, гармоничность, простота выражения, определенная идеализация. Жанры в этом стиле подразделяются на «высокие» (в литературе – трагедия и ода, историческая и мифологическая живопись) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, портрет). Классицизм ярко отражен в архитектуре, где наблюдается обращение к ордерной системе, симметрия, геометризм, статичность (ансамбли Версаля). К классицизму относят живопись Н.Пуссена, К.Лоррена, Ж.Энгра, Ж.-Л.Давида, скульптуру Ж.Гудона, А.Кановы, А.Торвальдсена, музыку В.-А.Моцарта, Л.Бетховена, Й.Гайдна, К.-В.Глюка. Литература классицизма представлена именами Ж.-Б.Мольера, И.В.Гете, Ф.Шиллера, Ж.Расина, Ж.Лафонтена, П.Корнеля.
В начале XIX века классицизм перешел в ампир (поздний классицизм), что во многом связано с эпохой Наполеона. Если для классицизма характерно обращение к культуре Древней Греции, то для ампира – к культуре Древнего Рима эпохи империи. В ампире присутствуют монументальные и помпезные формы. Он находит проявление в дворцовом строительстве, декоративно-прикладном искусстве.
Во II половине XVIII века возникает сентиментализм и выражает своеобразную реакцию на всеобщий рационализм. Он не является самостоятельным художественным стилем и занимает положение между классицизмом (истоки сентиментализма, как и классицизма, находятся в философии французского Просвещения) и романтизмом, предшественником которого и является. Сентиментализм противопоставляет разуму эмоциональность и чувственность человека. Ему свойственны меланхоличность, мечтательность, обращение к идеалистическим картинам природы, идеализация патриархальной жизни, которая противопоставляется городской цивилизации. Сентиментализм проявляет себя в литературе в творчестве Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, А.Шенье, в живописи – в творчестве Ж.-Б.Греза, Т.Гейнсборо, Э.Виже-Лебрен, в оформлении садов и парков.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII – начала XIX века. Стремясь подняться над прозой жизни и изменить ее, представители романтизма противопоставили культу разума культ чувств, эмоций, переживаний. Разочарование в прогрессе и цивилизации привело к обращению внимания романтиков на средневековую культуру, на фольклор разных народов мира. Романтизму свойственны проявления индивидуализма, поэтическая мечтательность, стремление к недостижимому идеалу, обращение к темам смерти, страдания, ночи. Он широко проявился в литературе (Дж.Байрон, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго), в живописи (Э.Делакруа, У.Тернер), в музыке (Ф.Шопен, Н.Паганини, Ф.Лист, Р.Вагнер, Ф.Шуберт).
Реализм предполагает отражение жизненной достоверности и во многом связан с принципом типизации явлений действительности, с устремленностью к нравственной проблематике, обращением к противоречиям жизни и стремлением их разрешить. Реализм ярко проявляется, прежде всего, в живописи и литературе, но и, кроме этого, - в театре, кино и т.д. В XVII-XVIII веках реализм находит свое воплощение в живописи голландских художников Рембранта и Ф.Хальса, испанского художника Д.Веласкеса и основоположника английской реалистической живописи У.Хогарта. В середине XIX века реализм становится ведущим направлением в литературе и живописи. В числе представителей реализма этой эпохи – писатели О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Э.Золя, художники Ф.Гойя, Ф.Милле, Г.Курбе.
Импрессионизм возникает в последней четверти XIX века во Франции, и стремиться к передаче первого мимолетного впечатления, выражается в изображении изменчивости и подвижности жизни, изящества, легкости. Он произвел настоящую революцию в живописи, используя богатую палитру красок. Импрессионизм развивался преимущественно во Франции, где творили К.Моне, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар, К.Дебюсси. В конце XIX века импрессионизм переходит в постимпрессионизм (П.Гоген, В.Ван Гог, П.Сезан).
Символизм, возникший во второй половине XIX века, направлен на постижение скрытой сущности бытия, которую пытается выразить и передать в виде символов. Большое значение в символизме придается интуитивному началу, тонкой чувственности, эстетизму, обращению к мистике, к фантастическим сюжетам. К нему относят творчество Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, О.Уайльда, М.Меттерлинка.
Модерн представляет собой попытку синтеза искусств, в результате которого должно появиться нечто новое. В архитектуре модерн отличается применением кривых линий, асимметричностью, декоративной отделкой. Кроме этого, проявляется в живописи, графике декоративно-прикладном искусстве.
В искусстве конца XIX – начала XX века активно осуществлялись поиски нового. В это время появляется ряд направлений, в которых находит яркое выражение отказ от традиционности. К ним можно отнести символизм, модерн, постимпрессионизм и, кроме них, - примитивизм, абстракционизм, футуризм, кубизм и другие.
Новейшее время – эпоха противоречивая и сложная. Мировые войны, социально-политические революции привели к решительным переменам в культуре. Среди важнейших тенденций, определяющих развитие современной культуры, следует отметить процесс интернационализации и утраты национальной специфики, противостояние элитарных и массовых форм культуры. Развитие культуры в последние десятилетия характеризует постмодернизм _ течение, захватившее философию, искусство, гуманитарную науку. В искусстве постмодернизма наблюдается отказ от больших стилей, утверждение эклектики (хепенинг, видео-арт и др.). В этом случае культура представляется неструктурированной совокупностью знаковых систем без организующего центра.
- Утверждаю
- История мировой культуры
- Санкт-Петербург
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания к изучению дисциплины
- Тема 1. Предмет и методы исследования истории культуры.
- Тема 2. Культура первобытного общества
- Тема 3. Культура древних цивилизаций.
- Тема 4. Античная культура.
- Тема 5. Христианский мир.
- Тема 6. Культура средневекового Востока и Африки.
- Тема 7.Европейская культура.
- Тема 8.Славянская, русская и российская культуры.
- 3. Методические указания к выполнению контрольной
- 4. Требования к выполнению контрольной работы
- 5. Контрольные задания
- Список литературы
- Содержание дисциплины
- Тема 1. Предмет и методы исследования истории культуры
- Тема 2. Культура первобытного общества
- Тема 3. Культура древних цивилизаций
- Тема 4. Античная культура
- Тема 5. Христианский мир
- Тема 6. Культура средневекового Востока и Африки
- Тема 7. Европейская культура
- Тема 8. Славянская, русская и российская культуры
- Пример оформления первой страницы