1. Субъекты и движущие факторы политического процесса.
В обыденном сознании словосочетание политический процесс часто ассоциируется с использованием властями своего судебного карательного аппарата для преследования политических противников, например, со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с попытками судебного преследования антифашистов в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова политический процесс используют прежде всего для обозначения одной из базовых категорий политического анализа.
Что это за категория?
Политическая действительность – это субстанция, “плоть” политики. Она образуется деятельностью людей, связанной с реализацией властных интересов и целедостижением. В процессе деятельности индивиды, группы, организации, институты, то есть разного рода политические субъекты или акторы взаимодействуют с другими субъектами. Действия и взаимодействия политических акторов осуществляется во времени и в пространстве. В итоге возникает связанная последовательность действий и взаимодействий. Такая последовательность и обозначается в политической науке словами политический процесс.
Иногда взаимодействия политических акторов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны или даже “запрограммированы” – не в деталях, разумеется, а в целом, по своему характеру, типу. В результате совершения подобных “ожидаемых” действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения. Так возникают правила, нормы, организации и т.д., которые в совокупности обозначаются понятием “институт”. С учетом данных обстоятельств политический процесс можно определить какупорядоченную последовательность единичных действий и взаимодействий политических акторов, как правило, создающих и воссоздающих политические институты.Можно дать и другое определение политического процесса – иное по форме, но близкое сути:политический процесс представляет собойразвертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий, которую связывает определенная логика или смысл.
В качестве примера политического процесса можно привести всю ту совокупность взаимодействий, которая связана с выборами. В ходе избирательной кампании происходит действие и взаимодействие политических акторов (избирателей, политических партий и т.д.). В электоральном процессе также воспроизводятся (или создаются) политические институты (институт выборов, избирательная система и др.). Можно обнаружить также и различные смыслы электорального процесса. Так, для стран современной развитой демократии он заключается в реализации принципа народного суверенитета, выборности и сменяемости органов власти в результате выборов, а также в выборе политических курсов предлагаемых, например, правящими или оппозиционными партиями.
В политической науке существуют различные точки зрения на то, что такое политический процесс. Некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь – о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается “некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов”. Во втором случае политический процесс определяют как “цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы”.
Хотя в каждом из приведенных определений речь идет, казалось бы, о разных (разнопорядковых) явлениях, фактически оба в целом характеризуют одну и ту же сторону политики, одну и ту же действительность. Разница заключается в принятой исследователями системе координат и единицах измерения политического процесса. Выводы относительно характера и содержания политического процесса делаются на основании того, кого исследователи или аналитики выбирают в качестве основных субъектов взаимодействия, а также на основании того, какая временная единица берется за основу измерения этого процесса. Также имеет значение и то, учитывается ли влияние среды на взаимодействие политических акторов, а если да, то какой (социальной, культурной, экономической, политической) и каким образом.
В мировой политической науке выделяется три основных подхода к определению характера и содержания политического процесса в зависимости от характера политических акторов, а также временной единицы измерения.
Сторонники первого, институционального подхода связывают рассматриваемое явление с трансформацией институтов власти – основных субъектов политического процесса. Средовые условия, например, социальная инфраструктура, при этом учитываются лишь частично или даже косвенно, поскольку рассматриваются как имеющие второстепенное значение. Временные границы невелики. Они в лучшем случае охватывают отдельные исторические события.
Представители второго, бихевиорального подхода, в качестве субъектов политики рассматривают отдельных индивидов или группы людей. Поэтому политический процесс предстает в виде “результирующего вектора” поведения, политических воль и интересов этих субъектов. Однако в рамках этого подхода не находят достаточно полного отражения масштабные, структурные аспекты политического процесса. Временные единицы измерения здесь также невелики. Они позволяют изучать политический процесс в основном в рамках повседневности.
Третий, структурно-функциональный подход акцентирует внимание не столько на непосредственно наблюдаемой стороне политического процесса, сколько на внутренних структурно-функциональных особенностях политической системы и среды, обуславливающих тот или иной способ и характер действия и взаимодействия между акторами. Единицами анализа при этом выступают не столько индивиды и группы, сколько большие структуры политической системы (и сама система в целом), а также их функционально-ролевая структура. Основное внимание уделяется анализу макроаспекта политического процесса, который трактуется некоторыми представителями данного направления как совокупность реакций политической системы на воздействие окружающей среды в целях формирования решений, приемлемых для ведущих групп интересов.
Подобная трактовка действительности лучше всего подходит для анализа политических макропроцессов. Сторонники соответствующего подхода чаще всего используют крупные временные единицы анализа, позволяющие отразить направление и специфику эволюционных изменений в развитии политической жизни общества. Вместе с тем очевидны недостатки данного подхода. В частности, занижается роль субъективного фактора в политическом процессе. Поведение субъектов нередко сводится к реализации ролей, обусловленных той или иной функциональной позицией в политической системе. При этом, однако, необходимо отметить, что среди сторонников структурно-функционального подхода к анализу политических процессов были и те исследователи, которые пытались сочетать принципы структурного функционализма и бихевиоральный подход. В первую очередь здесь следует упомянуть Д. Истона.
Все три отмеченных подхода уделяют основное внимание лишь отдельным аспектам политического процесса. Выделение отдельных сторон явления и их анализ несомненно плодотворны для исследовательских целей, однако не позволяют составить целостную картину. Предложенные нами определения политического процесса охватывает все данные аспекты, помогают добиться целостного восприятия действительности и обеспечить сопоставимость результатов, полученных в рамках каждого из трех основных подходов.
Как следует из данных нами определений, политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие.
Политическое изменение – процесс появления нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Политическое развитие – процесс накопления качественных изменений политики, будь это фазы самого политического процесса или состояния институтов или даже политических систем.
Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т.п. В политической науке выделяют различные типы политических процессов. Существует несколько способов типологии политических процессов, основанных на различных критериях.
Исходя из разномасштабности политических процессов, можно выделить несколько их разновидностей. Это прежде всего повседневные политические процессы (“мелкие” акторы и единицы измерения), которые связаны, в первую очередь, процессы, с непосредственными взаимодействиями индивидуальных, групповых и частично институциональных акторов. В качестве примера можно привести законодательный процесс в каком-либо парламенте.
Другим типом политического процесса является исторический политический процесс (более крупные акторы – в основном группы и институты). Это процессы, связанные с совершением какого-либо исторического события. Так, политическая революция, может быть представлена как процесс подобного рода. В качестве такого же исторического процесса может рассматриваться возникновение и развитие какой-нибудь политической партии.
Наконец, это эволюционные политические процессы, которые характеризуются участием “крупных” акторов (институтов, политической системы), а также поддаются измерению с помощью крупномасштабных временных единиц. Такими процессами может быть, например, процесс превращения полиса в имперскую столицу, или модернизация политической системы в результате череды политических реформ, или переход к демократии в результате демонтажа авторитарного правления, проведения учредительных выборов, а затем их закрепления в череде регулярных соревновательных выборов.
Существуют и другие критерии различения отдельных типов и разновидностей политического процесса. Так, А.И. Соловьев проводит подобные разграничения на основании различий в предметных областях. Он пишет: “С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений” политические процессы делятся на базовые и периферийные. Базовые процессы основаны на изменении системных свойств политической жизни (например, процесс формирования властных структур государственного уровня), а периферийные – на изменении менее существенных размеров, которые “не оказывают принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти”.
Кроме того, Соловьев А.И. выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы “означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой – позитивный или негативный для субъекта – характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна…. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как совершаемых, так и планируемых действий”.
Кроме того, он выделяет стабильные и переходные процессы. Стабильные процессы предполагают “устойчивое воспроизведение политических отношений”, а переходные – отсутствие “четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти”, которая осуществляется в условиях “несбалансированности политической активности основных субъектов”.
- Политика как предмет политологии
- 1. Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
- Природа и социальное назначение политики.
- Содержание мира политики
- Структура политики
- 5. Политика и мораль.
- Становление и основные этапы развития политической мысли
- Античная политическая мысль
- 2. Средневековая политическая мысль
- 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового Времени
- 5. Политическая мысль 20 века
- Теория рациональной бюрократии
- Проблема политической стабильности
- Становление и основные этапы развития политической мысли.
- Особенности развития политической мысли в России.
- 2. Политическая мысль России в 19 - нач. 20 вв. Славянофилы и западники
- 3.Развитие гуманизма в политической мысли Беларуси эпохи Возрождения.
- 4. Статут вкл
- 5. Политические взгляды представителей народного движения Беларуси.
- Политическая власть как социальный феномен.
- Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.
- Ресурсы власти.
- Функционирование власти.
- 4. Легитимность политической власти.
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Политическая элита и политическое лидерство.
- Классические теории элиты.
- Теория «правящего класса» г. Моска.
- Теория "круговорота элит" в. Парето.
- Теория "железного закона олигархии" р. Михельса.
- Современная политическая элита.
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- 3. Сущность и природа лидерства. Понятие лидерства
- Определения лидерства
- Природа политического лидерства. Теория черт
- Ситуационная концепция
- Теория конституентов
- Психологические концепции и интерактивный анализ
- Типы лидеров и их функции. Типы лидерства
- Функции лидера
- Политическая система общества и проблема власти.
- Теория политической системы.
- 2. Политическая система как механизм власти.
- 3. Структура и функции политической системы.
- 4. Типы политической системы
- 5. Политическая система советского типа.
- Понятие и типология политических режимов.
- Понятие политического режима.
- Принцип легитимности
- Структура институтов
- Партии в структуре власти
- 2. Типы политических режимов Тоталитаризм и его разновидности
- Авторитаризм: типология форм
- Полиархия
- 3. Особенности политического режима постсоветского периода
- Гражданское общество и власть.
- Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки.
- 2. Предпосылки возникновения гражданского общества
- 3. Структура гражданского общества.
- 4. Конституционализм как режим взаимодействия государства и гражданского общества
- Типы и формы конституционализма
- Модели конституционализма
- Государство как институт политической системы.
- 1. Понятие и теории происхождения государства.
- Формы политического правления
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Типы государств.
- Правовое государство
- Социальное государство
- Соотношение правового и социального принципа в государстве
- 5. Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству
- Избирательное право и выборы.
- Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- 2. Типология избирательных систем
- 3. Выборы как часть политического процесса.
- 4. Избирательная система Республики Беларусь Политические партии и партийные системы.
- Партия как разновидность политических сил.
- 2. Типы партий. Функции партии.
- 4. Непартийные политические силы. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- 5. Белорусские политические партии и общественные организации
- Политический процесс.
- 1. Субъекты и движущие факторы политического процесса.
- Структура и акторы политического процесса.
- 2. Социальная природа политического процесса. Политическая культура.
- Политическая культура: подходы и определения.
- Элементы политической культуры
- Типы политической культуры
- 3. Особенности политической культуры переходного типа Политическое сознание, поведение.
- 1. Политическое сознание
- 3. Понятие и сущность политической идеологии
- Уровни политической идеологии
- 4. Основные идеологические течения в современном мире Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Социализм
- Тема 14. Политическое развитие и модернизация.
- 1. Природа политических изменений
- 2. Место и роль конфликтов в политике
- Источники политических конфликтов
- 3. Типология политических конфликтов
- Этап возникновения конфликта
- Этап развития конфликта
- Этап окончания конфликта
- Международные политические отношения
- 1. Природа и закономерности международных политических отношений
- Закономерности международных отношений
- 2. Типология международных отношений
- 3. Внешняя политика
- Литература