Типы политической культуры
На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.
В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентаций граждан в политической игре (в частности моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).
Особую известность в науке получила классификация политической культуры,
предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963).В основу они положили тип ориентации субъекта политического действия на "специализированные политические объекты" или "частотность различных видов когнитивной, аффективной и оценочной ориентаций в отношении политической системы в целом, аспектов ее "входа" и "выхода" и самого себя как политического субъекта".
Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования
политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни. Для провинциалистской политической культуры "частотность ориентаций на специализированные политические объекты" достигает нуля. Господство этого типа политической культуры характерно для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.
Подданический,где сильна ориентация на политические институты и невысок
уровень индивидуальной активности граждан. Подданическая политическая культура
характеризуется высокой частотностью ориентаций в отношении дифференцированной политической системы. Однако, члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
Активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», где преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.
В политической культуре участия все ориентации достигают высокой частности.
Члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы.
В реальной политической практике, как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, происходит сочетание этих типов. В результате образуются три типа смешанных политических культур: провинциалистско-подданическая культура, подданически-партиципаторная и провинциалистско-партиципаторная.
Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры Г.Алмонд и С.Верба
предложили назвать "гражданской культурой". В своей основе это партиципаторная политическая культура, которая интегрировала определенные элементы патриархальной и подданической культур. Позже Г.Алмонд характеризовал ее как культуру, в которой в основном существует консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики, широко распространена терпимость в отношении плюралистичности интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Первоначально такая культура, по мнению Г.Алмонда и С.Вербы, сложилась в Англии, но более характерна для США.
В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида — Э. Баталов).
Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:
Запад
| Восток
|
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например в США и Иране, во Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты и проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.
Правда, в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в клуб ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение (Россия, Казахстан и др.), — там формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан.
И все же качественные особенности вышеназванных мировых цивилизаций, как правило, обусловливают взаимно не преобразуемые основания политических культур, сближение которых произойдет, очевидно, в далеком будущем.
- Политика как предмет политологии
- 1. Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
- Природа и социальное назначение политики.
- Содержание мира политики
- Структура политики
- 5. Политика и мораль.
- Становление и основные этапы развития политической мысли
- Античная политическая мысль
- 2. Средневековая политическая мысль
- 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового Времени
- 5. Политическая мысль 20 века
- Теория рациональной бюрократии
- Проблема политической стабильности
- Становление и основные этапы развития политической мысли.
- Особенности развития политической мысли в России.
- 2. Политическая мысль России в 19 - нач. 20 вв. Славянофилы и западники
- 3.Развитие гуманизма в политической мысли Беларуси эпохи Возрождения.
- 4. Статут вкл
- 5. Политические взгляды представителей народного движения Беларуси.
- Политическая власть как социальный феномен.
- Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.
- Ресурсы власти.
- Функционирование власти.
- 4. Легитимность политической власти.
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Политическая элита и политическое лидерство.
- Классические теории элиты.
- Теория «правящего класса» г. Моска.
- Теория "круговорота элит" в. Парето.
- Теория "железного закона олигархии" р. Михельса.
- Современная политическая элита.
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- 3. Сущность и природа лидерства. Понятие лидерства
- Определения лидерства
- Природа политического лидерства. Теория черт
- Ситуационная концепция
- Теория конституентов
- Психологические концепции и интерактивный анализ
- Типы лидеров и их функции. Типы лидерства
- Функции лидера
- Политическая система общества и проблема власти.
- Теория политической системы.
- 2. Политическая система как механизм власти.
- 3. Структура и функции политической системы.
- 4. Типы политической системы
- 5. Политическая система советского типа.
- Понятие и типология политических режимов.
- Понятие политического режима.
- Принцип легитимности
- Структура институтов
- Партии в структуре власти
- 2. Типы политических режимов Тоталитаризм и его разновидности
- Авторитаризм: типология форм
- Полиархия
- 3. Особенности политического режима постсоветского периода
- Гражданское общество и власть.
- Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки.
- 2. Предпосылки возникновения гражданского общества
- 3. Структура гражданского общества.
- 4. Конституционализм как режим взаимодействия государства и гражданского общества
- Типы и формы конституционализма
- Модели конституционализма
- Государство как институт политической системы.
- 1. Понятие и теории происхождения государства.
- Формы политического правления
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Типы государств.
- Правовое государство
- Социальное государство
- Соотношение правового и социального принципа в государстве
- 5. Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству
- Избирательное право и выборы.
- Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- 2. Типология избирательных систем
- 3. Выборы как часть политического процесса.
- 4. Избирательная система Республики Беларусь Политические партии и партийные системы.
- Партия как разновидность политических сил.
- 2. Типы партий. Функции партии.
- 4. Непартийные политические силы. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- 5. Белорусские политические партии и общественные организации
- Политический процесс.
- 1. Субъекты и движущие факторы политического процесса.
- Структура и акторы политического процесса.
- 2. Социальная природа политического процесса. Политическая культура.
- Политическая культура: подходы и определения.
- Элементы политической культуры
- Типы политической культуры
- 3. Особенности политической культуры переходного типа Политическое сознание, поведение.
- 1. Политическое сознание
- 3. Понятие и сущность политической идеологии
- Уровни политической идеологии
- 4. Основные идеологические течения в современном мире Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Социализм
- Тема 14. Политическое развитие и модернизация.
- 1. Природа политических изменений
- 2. Место и роль конфликтов в политике
- Источники политических конфликтов
- 3. Типология политических конфликтов
- Этап возникновения конфликта
- Этап развития конфликта
- Этап окончания конфликта
- Международные политические отношения
- 1. Природа и закономерности международных политических отношений
- Закономерности международных отношений
- 2. Типология международных отношений
- 3. Внешняя политика
- Литература