5. Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству
Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, то очевиден отказ этих стран от модели республики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.
Оценивая характер современной белорусской политической системы, стоит также учитывать её «переходный» характер от авторитарной политической системы советского типа к демократической политической системе. Это было закреплено и в четвёртой статье Конституции Республики Беларусь [ 3, c. 2]. В начале 21 века в Беларуси осуществляется трансформация направленная на укрепление демократической политической системы. При этом, нельзя однозначно и слепо отказываться от лучшего, что было в советском. Нельзя отрицать, что в коллективизме, патриотизме, социальной справедливости, высоком престиже высшего образования нет чего-то авторитарного.
Особенностью данной трансформации является сильная ориентация социума на органы государственной власти. Во многом связи с этим в 1994 г. была введена должность главы государства – Президента. Если проанализировать функции главы государства, то в первую очередь стоит выделить, что Президент – гарант прав и свобод человека и гражданина, Президент – арбитр во взаимодействиях органов государственной власти.
Таким образом, ввиду особенностей государственного строительства в Беларуси Президент с помощью авторитетной, монолитной и стабильной государственной власти выступает гарантом построения правового государства и гражданского общества. Кроме этого, очевидными шагами к демократизации политической системы в Республике Беларусь является:
принцип реального разделения власти;
реализация принципа, объявляющим народ источником суверенитета и власти (проведение Референдумов, широкое участие граждан и организаций в проведении избирательных компаний);
постоянный контакт должностных лиц с населением (Всебелорусское собрание, поездки Президента по регионам и т. д.).
Естественно, что практически каждый гражданин нашей республики обладает большими надеждами на стабильное функционирование системы власти, но, к сожалению, сам индивид слабо участвует в обеспечении функционирования власти. Во многом это объясняется отсутствием национального согласия по базовым социально-политическим моделям, но общество осознаёт необходимость рациональных рыночных и демократических преобразований. При этом исходными пунктами трансформации политической системы белорусского общества можно считать:
идею суверенитета белорусского государства;
богатый политический опыт национально-государственного строительства;
концепцию открытости и равенства в отношениях с другими государствами;
стремление к формированию демократического, социального и правового государства, в котором будут созданы условия для полноценного развития отдельного индивида.
- Политика как предмет политологии
- 1. Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность.
- Природа и социальное назначение политики.
- Содержание мира политики
- Структура политики
- 5. Политика и мораль.
- Становление и основные этапы развития политической мысли
- Античная политическая мысль
- 2. Средневековая политическая мысль
- 3. Политическая мысль эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового Времени
- 5. Политическая мысль 20 века
- Теория рациональной бюрократии
- Проблема политической стабильности
- Становление и основные этапы развития политической мысли.
- Особенности развития политической мысли в России.
- 2. Политическая мысль России в 19 - нач. 20 вв. Славянофилы и западники
- 3.Развитие гуманизма в политической мысли Беларуси эпохи Возрождения.
- 4. Статут вкл
- 5. Политические взгляды представителей народного движения Беларуси.
- Политическая власть как социальный феномен.
- Власть как категория политической науки. Социальный смысл и назначение власти. Концептуальные подходы к определению власти.
- Ресурсы власти.
- Функционирование власти.
- 4. Легитимность политической власти.
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Политическая элита и политическое лидерство.
- Классические теории элиты.
- Теория «правящего класса» г. Моска.
- Теория "круговорота элит" в. Парето.
- Теория "железного закона олигархии" р. Михельса.
- Современная политическая элита.
- Элитистский подход к управлению социумом
- Плюралистический подход
- Инструментально-функциональный подход
- 3. Сущность и природа лидерства. Понятие лидерства
- Определения лидерства
- Природа политического лидерства. Теория черт
- Ситуационная концепция
- Теория конституентов
- Психологические концепции и интерактивный анализ
- Типы лидеров и их функции. Типы лидерства
- Функции лидера
- Политическая система общества и проблема власти.
- Теория политической системы.
- 2. Политическая система как механизм власти.
- 3. Структура и функции политической системы.
- 4. Типы политической системы
- 5. Политическая система советского типа.
- Понятие и типология политических режимов.
- Понятие политического режима.
- Принцип легитимности
- Структура институтов
- Партии в структуре власти
- 2. Типы политических режимов Тоталитаризм и его разновидности
- Авторитаризм: типология форм
- Полиархия
- 3. Особенности политического режима постсоветского периода
- Гражданское общество и власть.
- Гражданское общество: понятие, генезис, основные признаки.
- 2. Предпосылки возникновения гражданского общества
- 3. Структура гражданского общества.
- 4. Конституционализм как режим взаимодействия государства и гражданского общества
- Типы и формы конституционализма
- Модели конституционализма
- Государство как институт политической системы.
- 1. Понятие и теории происхождения государства.
- Формы политического правления
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- Типы государств.
- Правовое государство
- Социальное государство
- Соотношение правового и социального принципа в государстве
- 5. Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству
- Избирательное право и выборы.
- Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право.
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- 2. Типология избирательных систем
- 3. Выборы как часть политического процесса.
- 4. Избирательная система Республики Беларусь Политические партии и партийные системы.
- Партия как разновидность политических сил.
- 2. Типы партий. Функции партии.
- 4. Непартийные политические силы. Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- 5. Белорусские политические партии и общественные организации
- Политический процесс.
- 1. Субъекты и движущие факторы политического процесса.
- Структура и акторы политического процесса.
- 2. Социальная природа политического процесса. Политическая культура.
- Политическая культура: подходы и определения.
- Элементы политической культуры
- Типы политической культуры
- 3. Особенности политической культуры переходного типа Политическое сознание, поведение.
- 1. Политическое сознание
- 3. Понятие и сущность политической идеологии
- Уровни политической идеологии
- 4. Основные идеологические течения в современном мире Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Социализм
- Тема 14. Политическое развитие и модернизация.
- 1. Природа политических изменений
- 2. Место и роль конфликтов в политике
- Источники политических конфликтов
- 3. Типология политических конфликтов
- Этап возникновения конфликта
- Этап развития конфликта
- Этап окончания конфликта
- Международные политические отношения
- 1. Природа и закономерности международных политических отношений
- Закономерности международных отношений
- 2. Типология международных отношений
- 3. Внешняя политика
- Литература