logo
курс лекций (политология) МГПУ

5. Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству

Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, то очевиден отказ этих стран от модели республики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.

Оценивая характер современной белорусской политической системы, стоит также учитывать её «переходный» характер от авторитарной политической системы советского типа к демократической политической системе. Это было закреплено и в четвёртой статье Конституции Республики Беларусь [ 3, c. 2]. В начале 21 века в Беларуси осуществляется трансформация направленная на укрепление демократической политической системы. При этом, нельзя однозначно и слепо отказываться от лучшего, что было в советском. Нельзя отрицать, что в коллективизме, патриотизме, социальной справедливости, высоком престиже высшего образования нет чего-то авторитарного.

Особенностью данной трансформации является сильная ориентация социума на органы государственной власти. Во многом связи с этим в 1994 г. была введена должность главы государства – Президента. Если проанализировать функции главы государства, то в первую очередь стоит выделить, что Президент – гарант прав и свобод человека и гражданина, Президент – арбитр во взаимодействиях органов государственной власти.

Таким образом, ввиду особенностей государственного строительства в Беларуси Президент с помощью авторитетной, монолитной и стабильной государственной власти выступает гарантом построения правового государства и гражданского общества. Кроме этого, очевидными шагами к демократизации политической системы в Республике Беларусь является:

  1. принцип реального разделения власти;

  2. реализация принципа, объявляющим народ источником суверенитета и власти (проведение Референдумов, широкое участие граждан и организаций в проведении избирательных компаний);

  3. постоянный контакт должностных лиц с населением (Всебелорусское собрание, поездки Президента по регионам и т. д.).

Естественно, что практически каждый гражданин нашей республики обладает большими надеждами на стабильное функционирование системы власти, но, к сожалению, сам индивид слабо участвует в обеспечении функционирования власти. Во многом это объясняется отсутствием национального согласия по базовым социально-политическим моделям, но общество осознаёт необходимость рациональных рыночных и демократических преобразований. При этом исходными пунктами трансформации политической системы белорусского общества можно считать:

  1. идею суверенитета белорусского государства;

  2. богатый политический опыт национально-государственного строительства;

  3. концепцию открытости и равенства в отношениях с другими государствами;

  4. стремление к формированию демократического, социального и правового государства, в котором будут созданы условия для полноценного развития отдельного индивида.