Стадии (фазы) политического процесса
Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий: формирование (вызревание) политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов на авансцену (повестку дня) политического процесса; формулирование политических проблем, требующих правительственных решений и принятия политических решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация); оценка результатов политических решений.
Рассмотрим, к примеру, стадию формирования (вызревания) политических приоритетов. Изучению истоков формирования политики обычно не уделяется достаточно внимания, в то время как именно отсюда должен начинаться политический анализ. Именно политический анализ помогает определить размер и объем проблемы, направления действий правительства для реализации поставленных целей. Для целей политики сущность проблемы можно определить как условия и ситуацию, в которой проявились неудовлетворенные потребности части общества; потребности требуют направленных усилий для изменения ситуации. Эти усилия могут быть предприняты как со стороны непосредственно заинтересованных в проблеме лиц, так и со стороны лиц, действующих в интересам первых. Например, если группа людей, имеющая низкие доходы, приспосабливается к ситуации и не предпринимает никаких действий, чтобы ее изменить в лучшую сторону, то политической проблемы не существует. Проблема не имеет статуса политической, если она не "заявлена", не "выплескивается" наружу. Какие же свойства, качества придают проблеме политический характер? Что отличает обыденную, частную проблему от политической? Можно сказать, политическими являются те проблемы, которые обладают широким полем охвата сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, не включенных в зону конфликта непосредственно.
Проблемы, которые имеют незначительный эффект и радиусом своего воздействия охватывают одного или несколько человек, непосредственно вовлеченных в конфликт либо неудовлетворенных состоянием своих дел, могут считаться частными проблемами. Проблемы, выдвигаемые на авансцену (повестку дня) политики, могут быть подразделены на распределительные, регулятивные и перераспределительные. Распределительными проблемами охвачен относительно небольшой круг лиц, которые реально находятся у руля распределительных отношений в зависимости от уровня власти. Регулятивные проблемы возникают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению деятельности других групп. Перераспределительные проблемы возникают в тех случаях, когда большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в социальной и политической структуре общества. Имевшие место в прошлом социальные революции, и в том числе революция 1917 года в России, представляют собой примеры попыток перераспределения сложившихся отношений власти. Как правило, требование перераспределения ресурсов общества происходит со стороны групп, считающих себя обделенными властью и ресурсами. Возникновение перераспределительных проблем свидетельствует о нестабильности социальных отношений в политической системе. Перманентная эскалация перераспределительных проблем может привести к классовому конфликту в обществе, к попыткам решения проблем с помощью силы или тому подобными методами.
Почему же одни проблемы выдвигаются на передний план и требуют действий со стороны властей, а другие нет? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть следующие стадии политического процесса.
Выдвижение проблем на авансцену (повестку дня) политики – 2-я фаза политического процесса. В повседневной жизни люди, группы либо организации сталкиваются с проблемами, требующими вмешательства должностных лиц, политиков, правительства. Множество людей постоянно выдвигают те или иные требования к властям то по поводу роста цен на товары и услуги, либо по поводу монопольного положения на рынке отдельных производителей. И лишь небольшая часть этих требований находит отклик со стороны властей. Именно те требования, которые власти принимают в расчет и предпринимают конкретные действия по их реализации, создают феномен "авансцены" или "повестки дня" политики.
Политическую повестку могут создавать группы давления, стремящиеся достичь политического равновесия в раскладе политических сил в политике. Наибольшие возможности в создании повестки дня, конечно, имеются у законодателя и правительства. Отдельные проблемы привлекают внимание общественности и политиков, благодаря усилиям средств массовой информации. Некоторые злободневные публикации и репортажи способны взорвать общественное мнение и вынудить политиков реагировать конкретными действиями.
Формулирование политических проблем и принятие политических решений – 3-я фаза политического процесса. Эта фаза включает разработку курсов действий и тактику их применения для реализации и решения проблем, выдвинутых на авансцену политики. Многие политические предложения и программы разрабатываются как официальными лицами, так и назначенными для этих целей людьми из неправительственных организаций.
Административные службы и организации разрабатывают соответствующие правительственные программы в области промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и в других сферах, которые получили статус общественной программы. В целом из вышеперечисленных источников и формулируются альтернативные предложения для принятия решений по конкретным проблемам.
Политические решения включают действия тех или иных официальных лиц или организаций, связанные с получением поддержки для предлагаемых программ или предложений; либо с отказом от тех или иных политических альтернатив. В первом случае решения приобретают формы законодательных актов или постановлений исполнительных органов. Во втором случае происходит непринятие политического решения, также способное существенным образом повлиять на политический процесс. Следует отметить, что здесь не имеются в виду рутинные, день ото дня принимаемые решения, имеющие место в любой организации. Хоты частные лица и организации также участвуют в принятии политических решений, формальные полномочия остаются за официальными субъектами политики – законодателями, исполнительной властью, высшей администрацией, судьями.
Приведение в действие механизма принятых решений (политическая интструментаризация) – является 4-й фазой политического процесса. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Очевидна справедливость афоризма о том, что проведение в жизнь политики зависит от того, как она администрируется, а администрирование зависит от того, насколько продуманной является политика. В Беларуси, как и в других современных политических системах, общественная политика проводится в жизнь (инструментируется) посредством сложной системы административных служб. Эти службы выполняют наибольшую часть работы, делегированной им правительством, и таким образом влияют на граждан более эффективно, чем иные правительственные институты.
Административные службы, часто оперируя мандатами закона, допускают значительную свободу действий для себя в определении того, что они должны, и что они не должны делать. Политические решения часто облечены в весьма общие положения и, перемещаясь по административным каналам, приобретают более конкретный вид. В этих условиях административный процесс становится продолжением законодательного процесса и администраторы оказываются вовлеченными в политику.
В процессе принятия решений агентствами одним из центральных моментов является иерархия. Внутри служб те, кто находится на высших этажах власти, имеют больше полномочий и влияния на принятие решения, благодаря их более высокому статусу, несмотря на то, что лица меньшего ранга могут иметь большую осведомленность в делах и профессионализм. Административные службы конституируют своеобразный управленческий менталитет, который объединяет профессионалов, уверенных в своих возможностях и способностях влиять на политику.
В своей деятельности по нормотворчеству ведомства имеют относительно большую свободу действий, хотя, как правило, они могут применять власть только в пределах своей компетенции. Нормотворческой деятельностью занимаются не только ведомства, относящиеся к сферам производства и распределения. Такие министерства, как здравоохранения, образования, также обладают значительной властью. Многие программы их деятельности требуют значительных инвестиций и денежных затрат. Им приходится издавать много распоряжений, касающихся применения и использования этих средств. Например, министерство образования Беларуси ежегодно получает средства из государственного бюджета на финансирование научных исследований. На основании заявок высших учебных заведений министерство распределяет эти средства по вузам. Вузы распределяют эти средства по факультетам и кафедрам. В результате образуется целая цепочка административных распоряжений, имеющих обязательный для исполнения характер, так как это связано с ответственностью за рациональное использование средств, имеющихся в распоряжении министерства. Многие из приказов и распоряжений, принятых в административных ведомствах, представляют собой рутинные решения, которых тысячи. Тем не менее, рутинные решения могут вполне перекладываться на язык нормативных распоряжений законодательного языка, и тогда кажущиеся рутинными и заурядными распоряжения оказывают вполне существенное влияние на политику.
Финальной стадией политического процесса является стадия оценки принятых решений, их эффективности. Как функциональная деятельность политическая оценка может пронизывать все стадии политического процесса. Например, оценка политических приоритетов, выдвигаемых на повестку дня политики, возникает уже на ранних стадиях политического процесса. Существуют различные типы оценок эффективности политического процесса. Один из них связан с тем, что политические деятели и администраторы всегда руководствуются критериями выгодности, результативности конкретных программ и проектов. Многие из этих критериев складываются на базе личных эмоций, интересов. Критерии могут основываться на базе идеологических и партийных интересов. Разброс критериев достаточно велик и зависит от специфических интересов множества оценщиков. В результате может возникать целый спектр оценок одной и ой же политической линии либо программы.
Политические оценки второго типа возникают при инструментировании конкретных программ и направлений политики. Критерии оценок возникают, когда программа повергается анализу с точки зрения ее пригодности для реализации, затрат и выгод. Оценщик неминуемо должен задаться вопросом, кто получит наибольшую выгоду от реализации программ и в каком виде. Третий тип оценки носит название "систематической оценки" для измерения социальной значимости и объективного эффекта программы. Во многих государствах административные службы имеют постоянный штат аналитиков-оценщиков. Систематическая оценка дает ответы на вопросы типа: насколько объективна политика? Кто находится в числе получателей дивидендов политики? Каковы возможные последствия невыполнения программы? Возникающие при ответе на данные вопросы критерии оценок дают оценщикам материал для правильного анализа политики, позволяющего своевременно корректировать текущую политику и определять ее перспективы.
Оценкой политики занимаются как правительственные, так и неправительственные организации. Оценка может быть систематической либо спорадической. В одних случаях политическая оценка становится институализированной, в других – она не структурирована и носит неформальный характер. Правительственная оценка существует в таких формах, как парламентский надзор, государственный статистический учет, государственный ведомственный контроль и другие. Существует также множество вариантов политической оценки вне правительства. Они осуществляются через средства массовой информации, аналитические независимые центры и фонды, группы давления и т.д. Все они занимаются оценкой политики с целью повлиять на должностных лиц и политику в целом. Их деятельность полезна также с точки зрения обеспечения информацией общественности по поводу выполнения либо невыполнения тех или иных программ.
Группы людей, граждане обычно имеют свои суждения по оценке существующей политики и реагируют на эту политику путем поддержки, путем оппозиции или безразличия. Политикам же в своих оценках политических программ приходится сталкиваться с действием таких факторов, как давление со стороны организованных групп, требования референдумов и перевыборов, отставки должностных лиц и т.д. В результате возникает необходимость т.н. "обратной связи", то есть ответа правительства на требования со стороны окружающей среды политической системы.
Реакция политической системы на требования и запросы окружающей среды выражается в форме многообразных акций со стороны лиц, принимающих политические решения, включая законодательные действия для коррекции политики, пересмотр законов, административное реагирование в виде обеспечения оперативных мероприятий реализации политики, перераспределение фондов поддержки политических программ и другие. Таким образом, финальная стадия политического процесса служит прологом для последующих политических решений и началом нового качественного витка процессов политической деятельности.
- Белорусская академия
- Раздел I. Политология как наука и учебная дисциплина
- Глава 1. Сущность и предмет политической науки
- §1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- §2. Объект и предмет политологии
- Понятие и сущность политики
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Структура политологии
- Закономерности и категории политологии
- §3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- Глава 2. Методологические основы политической науки
- §1. Методы политологии
- §2. Исследовательские подходы в политологии
- Бихевиоральный подход
- Системный и структурно-функциональный подходы
- Системный подход
- Марксизм как методология анализа политики
- Основные этапы развития марксизма
- Критика марксизма к. Поппером
- Психологический подход
- Глава 3. Политическая система общества
- §1. Категория "политическая система" в политологии
- Подходы к пониманию политической системы
- Компоненты политической системы
- Модель политической системы
- §2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система и государственная политика
- Глава 4. Политические режимы
- §1. Понятие и типология политических режимов Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- §2. Классификация политических режимов
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Раздел II. Политические институты
- Глава 5. Политическая власть
- §1. Основные характеристики власти
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- Субъект и объект власти
- Функции власти
- Концепции власти
- Разделение власти
- Ресурсы власти
- §2. Политическое господство и политическая легитимность Понятие политического господства
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- Глава 6. Государство
- §1. Генезис, сущность и функции государства
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- §2. Типы и формы государства Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- §3. Правовое государство и гражданское общество Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Гражданское общество
- Глава 7. Законодательная власть
- §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
- Понятие парламента
- Основные функции парламента
- Где впервые появился парламент
- Конституционное закрепление места и роли парламентов
- Классификация зарубежных парламентов
- Порядок формирования парламента
- §2. Структура парламента
- Первоначальная модель парламента
- Достоинства второй палаты
- Недостатки второй палаты
- Парламентские комиссии
- Комиссии или комитеты
- Партийные фракции
- Руководство фракций
- Иные органы парламента
- Компетенция парламента
- Издание законов
- Финансовые права и полномочия парламентов
- Налоговые полномочия
- Полномочия в области внешней политики
- Полномочия в сфере формирования государственных органов
- Формирование судебной власти
- Парламентский контроль
- Понятие сессии
- Право созыва сессии
- Законодательный процесс и его стадии
- Законодательная инициатива
- Субъекты законодательной инициативы
- Обсуждение законопроекта
- Принятие закона
- Промульгация
- Глава 8. Исполнительная власть
- §1. Исполнительная власть. Правительство Понятие правительства
- Правительственная власть
- Как называется правительство
- Администрация
- §2. Виды правительств
- Правительства партийные и беспартийные
- Правительство чиновников
- Правительства большинства и меньшинства
- §3. Порядок образования (формирования) правительства Два способа формирования
- Форматор и информатор
- Вотум доверия
- Вотум недоверия
- Смешанная форма
- Президентский вариант
- Специальные требования
- §4. Состав и структура правительства Кто входит в правительство
- Глава правительства
- Реальная и фактическая роль главы правительства
- Полномочия главы правительства
- Министр без портфеля
- Традиции названий
- §5. Порядок деятельности правительства
- Порядок заседаний
- Кто принимает решения
- Внутренние органы правительства
- §6. Полномочия (компетенция) правительства
- Важнейшие полномочия правительства
- Полномочия в законодательной сфере
- Другие полномочия правительства
- §7. Исполнительная власть. Глава государства
- Варианты реализации должности главы государства
- Три модели республики
- Права формальные и фактические
- §8. Полномочия главы государства
- Представительские функции
- Главный дипломат
- Сфера государственного управления
- Военная сфера
- Сфера личного статуса
- Сфера государственной безопасности
- Чрезвычайные полномочия
- Экономическая сфера
- Другие полномочия
- Импичмент
- Глава 9. Судебная власть
- §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
- Место и роль суда
- Основные функции суда
- В чем сила судебной власти?
- Принципы судоустройства и судопроизводства
- Полномочия суда
- Классификация судов
- §2. Судебные вертикали
- Кассация
- Апелляция
- Суды в федеративных государствах
- §3. Система общих судов
- Классификация общих судов
- Участие граждан в деятельности судов
- §4. Специальные суды
- Административные суды
- Суды по трудовым спорам
- Финансовые суды
- Суды по делам социального обеспечения
- Патентные суды
- Военные суды
- Дисциплинарные суды
- Таможенные суды
- §5. Негосударственные суды
- Третейские суды
- Религиозные суды
- Мировые суды
- Судебные процедуры
- Глава 10. Местная власть
- §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
- Главные признаки самоуправления
- Муниципалитет
- Европейская хартия о местном самоуправлении
- §2. Основные черты административно-территориального деления
- Понятие административно-территориального деления
- Варианты местных органов
- §3. Структура и формы органов местного самоуправления
- Исполнительные органы
- Главные проблемы местных органов
- §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
- Виды компетенции
- Методы деятельности
- Полномочия местных органов
- Источники доходов
- §5. Отношения местных органов с центральной властью
- Надзор за местными органами
- Судебный надзор
- §6. Местные исполнительные органы
- Как образуются исполнительные органы
- Раздел III. Политические процессы
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Типология политического процесса
- Утопии в политическом процессе
- §2. Типология политических действий Понятие политического действия
- Субъекты (агенты) политического действия
- Характеристика политических действий
- Виды политических действий
- §3. Политическое участие Понятие политического участия
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Глава 6. Политические элиты и политическое лидерство
- §1. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Теории элит
- Функции политической элиты
- Политическая элита и другие властвующие элиты общества
- §2. Политическое лидерство
- Политическое лидерство как властеотношение
- Функции политического лидерства
- Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
- Типология лидерства
- Глава 13. Политические партии, общественные организации и движения
- §1. Партия как политический институт
- Понятие "общественного объединения"
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- §2. Партийные системы, уклады и коалиции Понятие и типы партийных систем
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Глава 8. Представительство и выборы
- §1. Избирательное право Сущность выборов
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- §2. Виды избирательных систем Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- Раздел IV. Политическая культура и идеология
- Глава 15. Политические идеологии
- §1. Сущность и функции политической идеологии Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- §2. Современные политические идеологии
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
- §1. Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
- Глава 17. Система международных отношений
- §1. Сущность и понятие международных отношений
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- §2. Понятие и сущность внешней политики государств
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- §3. Цели, функции и средства внешней политики Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
- §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
- Типологизация глобальных проблем
- Пути решения глобальных проблем
- §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
- Приложение
- Основные термины и определения
- Литература
- Содержание
- Решетников Сергей Васильевич