Понятие административно-территориального деления
Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни.
Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни.
Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица.
Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции.
Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры.
Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д.
Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы.
Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан.
Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.
- Белорусская академия
- Раздел I. Политология как наука и учебная дисциплина
- Глава 1. Сущность и предмет политической науки
- §1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- §2. Объект и предмет политологии
- Понятие и сущность политики
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Структура политологии
- Закономерности и категории политологии
- §3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- Глава 2. Методологические основы политической науки
- §1. Методы политологии
- §2. Исследовательские подходы в политологии
- Бихевиоральный подход
- Системный и структурно-функциональный подходы
- Системный подход
- Марксизм как методология анализа политики
- Основные этапы развития марксизма
- Критика марксизма к. Поппером
- Психологический подход
- Глава 3. Политическая система общества
- §1. Категория "политическая система" в политологии
- Подходы к пониманию политической системы
- Компоненты политической системы
- Модель политической системы
- §2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система и государственная политика
- Глава 4. Политические режимы
- §1. Понятие и типология политических режимов Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- §2. Классификация политических режимов
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Раздел II. Политические институты
- Глава 5. Политическая власть
- §1. Основные характеристики власти
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- Субъект и объект власти
- Функции власти
- Концепции власти
- Разделение власти
- Ресурсы власти
- §2. Политическое господство и политическая легитимность Понятие политического господства
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- Глава 6. Государство
- §1. Генезис, сущность и функции государства
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- §2. Типы и формы государства Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- §3. Правовое государство и гражданское общество Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Гражданское общество
- Глава 7. Законодательная власть
- §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
- Понятие парламента
- Основные функции парламента
- Где впервые появился парламент
- Конституционное закрепление места и роли парламентов
- Классификация зарубежных парламентов
- Порядок формирования парламента
- §2. Структура парламента
- Первоначальная модель парламента
- Достоинства второй палаты
- Недостатки второй палаты
- Парламентские комиссии
- Комиссии или комитеты
- Партийные фракции
- Руководство фракций
- Иные органы парламента
- Компетенция парламента
- Издание законов
- Финансовые права и полномочия парламентов
- Налоговые полномочия
- Полномочия в области внешней политики
- Полномочия в сфере формирования государственных органов
- Формирование судебной власти
- Парламентский контроль
- Понятие сессии
- Право созыва сессии
- Законодательный процесс и его стадии
- Законодательная инициатива
- Субъекты законодательной инициативы
- Обсуждение законопроекта
- Принятие закона
- Промульгация
- Глава 8. Исполнительная власть
- §1. Исполнительная власть. Правительство Понятие правительства
- Правительственная власть
- Как называется правительство
- Администрация
- §2. Виды правительств
- Правительства партийные и беспартийные
- Правительство чиновников
- Правительства большинства и меньшинства
- §3. Порядок образования (формирования) правительства Два способа формирования
- Форматор и информатор
- Вотум доверия
- Вотум недоверия
- Смешанная форма
- Президентский вариант
- Специальные требования
- §4. Состав и структура правительства Кто входит в правительство
- Глава правительства
- Реальная и фактическая роль главы правительства
- Полномочия главы правительства
- Министр без портфеля
- Традиции названий
- §5. Порядок деятельности правительства
- Порядок заседаний
- Кто принимает решения
- Внутренние органы правительства
- §6. Полномочия (компетенция) правительства
- Важнейшие полномочия правительства
- Полномочия в законодательной сфере
- Другие полномочия правительства
- §7. Исполнительная власть. Глава государства
- Варианты реализации должности главы государства
- Три модели республики
- Права формальные и фактические
- §8. Полномочия главы государства
- Представительские функции
- Главный дипломат
- Сфера государственного управления
- Военная сфера
- Сфера личного статуса
- Сфера государственной безопасности
- Чрезвычайные полномочия
- Экономическая сфера
- Другие полномочия
- Импичмент
- Глава 9. Судебная власть
- §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
- Место и роль суда
- Основные функции суда
- В чем сила судебной власти?
- Принципы судоустройства и судопроизводства
- Полномочия суда
- Классификация судов
- §2. Судебные вертикали
- Кассация
- Апелляция
- Суды в федеративных государствах
- §3. Система общих судов
- Классификация общих судов
- Участие граждан в деятельности судов
- §4. Специальные суды
- Административные суды
- Суды по трудовым спорам
- Финансовые суды
- Суды по делам социального обеспечения
- Патентные суды
- Военные суды
- Дисциплинарные суды
- Таможенные суды
- §5. Негосударственные суды
- Третейские суды
- Религиозные суды
- Мировые суды
- Судебные процедуры
- Глава 10. Местная власть
- §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
- Главные признаки самоуправления
- Муниципалитет
- Европейская хартия о местном самоуправлении
- §2. Основные черты административно-территориального деления
- Понятие административно-территориального деления
- Варианты местных органов
- §3. Структура и формы органов местного самоуправления
- Исполнительные органы
- Главные проблемы местных органов
- §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
- Виды компетенции
- Методы деятельности
- Полномочия местных органов
- Источники доходов
- §5. Отношения местных органов с центральной властью
- Надзор за местными органами
- Судебный надзор
- §6. Местные исполнительные органы
- Как образуются исполнительные органы
- Раздел III. Политические процессы
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Типология политического процесса
- Утопии в политическом процессе
- §2. Типология политических действий Понятие политического действия
- Субъекты (агенты) политического действия
- Характеристика политических действий
- Виды политических действий
- §3. Политическое участие Понятие политического участия
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Глава 6. Политические элиты и политическое лидерство
- §1. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Теории элит
- Функции политической элиты
- Политическая элита и другие властвующие элиты общества
- §2. Политическое лидерство
- Политическое лидерство как властеотношение
- Функции политического лидерства
- Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
- Типология лидерства
- Глава 13. Политические партии, общественные организации и движения
- §1. Партия как политический институт
- Понятие "общественного объединения"
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- §2. Партийные системы, уклады и коалиции Понятие и типы партийных систем
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Глава 8. Представительство и выборы
- §1. Избирательное право Сущность выборов
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- §2. Виды избирательных систем Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- Раздел IV. Политическая культура и идеология
- Глава 15. Политические идеологии
- §1. Сущность и функции политической идеологии Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- §2. Современные политические идеологии
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
- §1. Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
- Глава 17. Система международных отношений
- §1. Сущность и понятие международных отношений
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- §2. Понятие и сущность внешней политики государств
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- §3. Цели, функции и средства внешней политики Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
- §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
- Типологизация глобальных проблем
- Пути решения глобальных проблем
- §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
- Приложение
- Основные термины и определения
- Литература
- Содержание
- Решетников Сергей Васильевич