Парламентский контроль
Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства.
Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены законом. Иной раз они закреплены конституцией или специальным законом. В некоторых случаях они традиционно сложились и могут быть даже не закреплены нормативным актом. Таких форм достаточно много, и конституционная практика знает следующие:
Во-первых, обсуждение основных направлений деятельности правительства (обычно – на первой сессии после его избрания или ежегодно на первой сессии после парламентских каникул).
Вторая форма контроля – контроль посредством парламентских комиссий и комитетов.
Третья форма – это специальные парламентские запросы или вопросы.
Четвертая форма называется интерпелляция.
Кроме этого, называют еще пятую форму, правда она встречается реже, – это контрольные полномочия, которые осуществляют специальные должностные лица: ревизоры, контролеры, омбудсманы и т.д.
Следующая форма контроля (шестая) – право на объявления вотума доверия или вотума недоверия при помощи резолюции порицания. Остановимся на этих формах парламентского контроля.
Обсуждение основных направлений деятельности правительства. Как правило, после избрания парламента, когда образуется правительство (это касается парламентских республик и парламентских монархий), глава избранного правительства выступает с речью, в которой излагает основные направления и приоритеты своей будущей деятельности, рассказывает о тех задачах, которые правительство ставит перед собой. В данном случае члены парламента, выступая (критикуя или одобряя эти направления), осуществляют превентивный (предупредительный) контроль, поскольку предупреждают о каких-то нежелательных акциях, об ответственности в случаях невыполнения обещаний и т.д. Таким образом они контролируют будущую деятельность правительства.
Правительственное сообщение – об основных направлениях его работы – может быть в виде речи премьер-министра, это может быть специальное заявление или послание президента правительству. Например, президент США ежегодно отправляет такое послание Конгрессу. Наиболее старинной формой данной деятельности является тронная речь монарха на открытии парламентской сессии Палаты Общин в Великобритании. После этих выступлений бывают прения. Голосований, как правило, не бывает, но ход прений оказывает влияние на будущую политику правительства.
Наиболее распространенной, почти повседневной, и часто встречающейся формой контроля парламента за деятельностью правительства являются запросы депутатов. Запросы могут быть адресованы отдельным министрам, премьер-министру, иногда – правительству в целом. Порядок внесения этих запросов, порядок ответа на них, как правило, закрепляются в регламентах палат. Запросы бывают двух видов – письменные и устные. Устный запрос – это устное обращение члена парламента к какому-то конкретному министру или другому должностному лицу. Этот запрос фиксируется специальными служащими (клерками и т.д.) парламента. Если конкретного должностного лица, к которому обращен запрос, нет на заседании, то специальные клерки сразу после оглашения направляют такой запрос министру или его заместителю. Чаще всего в большинстве парламентов предусмотрен специальный час запросов, во время которых практически весь кабинет приходит и ждет вопросов, которые им задаются. Если должностное лицо получив вопрос, может на него ответить, то оно дает ответ сразу. В некоторых случаях, если ответ требует подготовки, должностное лицо требует времени для подготовки (обычно это 2-3 дня или до следующего специального дня запросов).
По советским традициям, было принято обозначать формы работы советов – представительных учреждений, которые работали в те времена. К числу этих форм относились сессия, деятельность постоянных и временных комиссий, деятельность исполкомов и аналогичных органов, создаваемых советами, а также деятельность депутата в своем избирательном округе.
Западная практика и теория не конструировала такой перечень форм работы представительных учреждений (на наш взгляд, вполне справедливо); западными учеными отмечалось, что указанная деятельность – это не формы работы всего совета, а формы работы депутата. Почему у нас был такой подход – трудно сказать. Видимо, чтобы лучше подчеркнуть народность, массовость и другие "хорошие свойства" советов. Это иллюстрировало тезис о том, что совет работает всегда.
Перечисленные формы – это проявление деятельности депутатов. А вот совет или парламент, или иной представительный орган осуществляют полноту своих полномочий только на сессии. Поэтому, говоря о порядке работы или о порядке деятельности зарубежных парламентов, мы подчеркиваем, что парламенты осуществляют свои полномочия на сессиях.
- Белорусская академия
- Раздел I. Политология как наука и учебная дисциплина
- Глава 1. Сущность и предмет политической науки
- §1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- §2. Объект и предмет политологии
- Понятие и сущность политики
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Структура политологии
- Закономерности и категории политологии
- §3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- Глава 2. Методологические основы политической науки
- §1. Методы политологии
- §2. Исследовательские подходы в политологии
- Бихевиоральный подход
- Системный и структурно-функциональный подходы
- Системный подход
- Марксизм как методология анализа политики
- Основные этапы развития марксизма
- Критика марксизма к. Поппером
- Психологический подход
- Глава 3. Политическая система общества
- §1. Категория "политическая система" в политологии
- Подходы к пониманию политической системы
- Компоненты политической системы
- Модель политической системы
- §2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система и государственная политика
- Глава 4. Политические режимы
- §1. Понятие и типология политических режимов Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- §2. Классификация политических режимов
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Раздел II. Политические институты
- Глава 5. Политическая власть
- §1. Основные характеристики власти
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- Субъект и объект власти
- Функции власти
- Концепции власти
- Разделение власти
- Ресурсы власти
- §2. Политическое господство и политическая легитимность Понятие политического господства
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- Глава 6. Государство
- §1. Генезис, сущность и функции государства
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- §2. Типы и формы государства Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- §3. Правовое государство и гражданское общество Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Гражданское общество
- Глава 7. Законодательная власть
- §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
- Понятие парламента
- Основные функции парламента
- Где впервые появился парламент
- Конституционное закрепление места и роли парламентов
- Классификация зарубежных парламентов
- Порядок формирования парламента
- §2. Структура парламента
- Первоначальная модель парламента
- Достоинства второй палаты
- Недостатки второй палаты
- Парламентские комиссии
- Комиссии или комитеты
- Партийные фракции
- Руководство фракций
- Иные органы парламента
- Компетенция парламента
- Издание законов
- Финансовые права и полномочия парламентов
- Налоговые полномочия
- Полномочия в области внешней политики
- Полномочия в сфере формирования государственных органов
- Формирование судебной власти
- Парламентский контроль
- Понятие сессии
- Право созыва сессии
- Законодательный процесс и его стадии
- Законодательная инициатива
- Субъекты законодательной инициативы
- Обсуждение законопроекта
- Принятие закона
- Промульгация
- Глава 8. Исполнительная власть
- §1. Исполнительная власть. Правительство Понятие правительства
- Правительственная власть
- Как называется правительство
- Администрация
- §2. Виды правительств
- Правительства партийные и беспартийные
- Правительство чиновников
- Правительства большинства и меньшинства
- §3. Порядок образования (формирования) правительства Два способа формирования
- Форматор и информатор
- Вотум доверия
- Вотум недоверия
- Смешанная форма
- Президентский вариант
- Специальные требования
- §4. Состав и структура правительства Кто входит в правительство
- Глава правительства
- Реальная и фактическая роль главы правительства
- Полномочия главы правительства
- Министр без портфеля
- Традиции названий
- §5. Порядок деятельности правительства
- Порядок заседаний
- Кто принимает решения
- Внутренние органы правительства
- §6. Полномочия (компетенция) правительства
- Важнейшие полномочия правительства
- Полномочия в законодательной сфере
- Другие полномочия правительства
- §7. Исполнительная власть. Глава государства
- Варианты реализации должности главы государства
- Три модели республики
- Права формальные и фактические
- §8. Полномочия главы государства
- Представительские функции
- Главный дипломат
- Сфера государственного управления
- Военная сфера
- Сфера личного статуса
- Сфера государственной безопасности
- Чрезвычайные полномочия
- Экономическая сфера
- Другие полномочия
- Импичмент
- Глава 9. Судебная власть
- §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
- Место и роль суда
- Основные функции суда
- В чем сила судебной власти?
- Принципы судоустройства и судопроизводства
- Полномочия суда
- Классификация судов
- §2. Судебные вертикали
- Кассация
- Апелляция
- Суды в федеративных государствах
- §3. Система общих судов
- Классификация общих судов
- Участие граждан в деятельности судов
- §4. Специальные суды
- Административные суды
- Суды по трудовым спорам
- Финансовые суды
- Суды по делам социального обеспечения
- Патентные суды
- Военные суды
- Дисциплинарные суды
- Таможенные суды
- §5. Негосударственные суды
- Третейские суды
- Религиозные суды
- Мировые суды
- Судебные процедуры
- Глава 10. Местная власть
- §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
- Главные признаки самоуправления
- Муниципалитет
- Европейская хартия о местном самоуправлении
- §2. Основные черты административно-территориального деления
- Понятие административно-территориального деления
- Варианты местных органов
- §3. Структура и формы органов местного самоуправления
- Исполнительные органы
- Главные проблемы местных органов
- §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
- Виды компетенции
- Методы деятельности
- Полномочия местных органов
- Источники доходов
- §5. Отношения местных органов с центральной властью
- Надзор за местными органами
- Судебный надзор
- §6. Местные исполнительные органы
- Как образуются исполнительные органы
- Раздел III. Политические процессы
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Типология политического процесса
- Утопии в политическом процессе
- §2. Типология политических действий Понятие политического действия
- Субъекты (агенты) политического действия
- Характеристика политических действий
- Виды политических действий
- §3. Политическое участие Понятие политического участия
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Глава 6. Политические элиты и политическое лидерство
- §1. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Теории элит
- Функции политической элиты
- Политическая элита и другие властвующие элиты общества
- §2. Политическое лидерство
- Политическое лидерство как властеотношение
- Функции политического лидерства
- Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
- Типология лидерства
- Глава 13. Политические партии, общественные организации и движения
- §1. Партия как политический институт
- Понятие "общественного объединения"
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- §2. Партийные системы, уклады и коалиции Понятие и типы партийных систем
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Глава 8. Представительство и выборы
- §1. Избирательное право Сущность выборов
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- §2. Виды избирательных систем Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- Раздел IV. Политическая культура и идеология
- Глава 15. Политические идеологии
- §1. Сущность и функции политической идеологии Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- §2. Современные политические идеологии
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
- §1. Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
- Глава 17. Система международных отношений
- §1. Сущность и понятие международных отношений
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- §2. Понятие и сущность внешней политики государств
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- §3. Цели, функции и средства внешней политики Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
- §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
- Типологизация глобальных проблем
- Пути решения глобальных проблем
- §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
- Приложение
- Основные термины и определения
- Литература
- Содержание
- Решетников Сергей Васильевич