4.2. Формирование единого мирового пространства
Важной особенностью современного мира является разрешение проблемы единого пространства-времени. В этом контексте особое значение имело развитие транспорта и средств коммуникации. Нововведения в данной сфере способны в огромной степени увеличить расстояния и пространства, на которые государство может распространить свое военное и политическое влияние. Наиболее революционными нововведениями с точки зрения их влияния на военную мощь в истории человечества можно считать выведение породистых лошадей, создание парусных кораблей, железной дороги, парохода и двигателя внутреннего сгорания. Эпохи восхождения великих империй и политических объединений в целом ассоциировались с крупными сокращениями транспортных издержек. Такая корреляция между нововведениями в транспорте и восхождением империй дала основание Р.Такеру утверждать, что «империя — это проблема транспорта».
Зависимость масштабов политической организации от транспорта отчасти объясняет, почему империи и крупные государства вплоть до нашего времени концентрировались, как правило, в бассейнах рек и по морским побережьям (Месопотамия и Древний Египет, Индия и Китай, Карфаген, Римская и Византийская империи). Развитие мореплавания и расширение морских коммуникаций выдвинули на первые роли в мировой политике морские державы, предоставив им преимущества перед так называемыми континентальными державами.
С данной точки зрения невозможно переоценить значение Великих географических открытий середины XV–середины XVIIв. Общие причины и основные вехи этой грандиозной эпопеи в истории человечества общеизвестны. Здесь в самой общей и краткой форме отметим лишь то, что касается нашей темы. Прежде всего следует отметить, что важнейшим стимулом к началу и дальнейшему развертыванию Великих географический открытий стал поиск западноевропейскими купцами новых торговых путей из Европы в Индию и Восточную Азию. Не случайно их взоры обратились к Атлантике именно в период, когда турецкие завоевания почти полностью закрыли торговый путь на Восток через Малую Азию и Сирию.
Большое значение при этом имели успехи в науке и технике, в частности создание достаточных для дальнего океанского плавания парусных судов или каравелл, усовершенствование компаса, дальнейшее развитие географических знаний и совершенствование картографического дела. Особо важную роль сыграло постепенное осознание идеи шарообразности земли, что в свою очередь способствовало утверждению мысли о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан.
Великие географические открытия имели беспрецедентные социально-экономические, политические, геополитические, психологические и иные последствия. В результате открытия и освоения новых торговых путей, новых стран и народов торговля приобрела мировой характер, капиталистические отношения из европейского центра стали распространяться на периферию.
Перемещение торговых путей из Средиземноморья в Атлантический океан привело к экономическому упадку одних европейских стран (например, Италии, отчасти Германии) и расцвету других (например, Нидерландов и Англии). Более того, Великие географические открытия стали прелюдией к освоению мирового пространства западным миром, переселению народов, формированию новых наций и государств, созданию европейских колониальных империй. Дальнейшее развитие средств коммуникации и транспорта имело громадное значение для распространения вширь основных атрибутов и параметров евроцентристской цивилизации.
Существенные коррективы в этом аспекте были внесены начавшейся промышленной революцией и развитием сухопутных коммуникаций, особенно железнодорожного транспорта в XIXв., что давало возможность освоить огромные, ранее зачастую недоступные континентальные пространства. Именно железнодорожный транспорт в значительной степени способствовал возникновению таких сухопутных империй, как Германия, США, Россия. Пожалуй, исключениями из этого правила являются империи, созданные монголами и арабами. Любопытное объяснение факту возникновения и жизнеспособности империи арабов давал Ибн Хальдун. Он, в частности, утверждал, что пустыня, лишенная значительных топографических барьеров, давала арабам эквивалент моря. Города пустыни функционировали как морские порты.
Особо важное значение с точки зрения «закрытия» земного пространства имело строительство сначала Суэцкого, а несколько позже Панамского каналов. Если первый напрямую соединил Средиземное море с Тихим океаном, то второй многократно сократил путь из Атлантического океана в Тихий.
Но тем не менее сохраняли силу рассуждения Гердера, который писал в конце XVIII в.: «Чудесным образом Провидение разделило людей лесами и горами, морями и пустынями, реками и климатическими законами, но прежде всего оно разделило людей языками, склонностями, характерами; всяческими способами затруднено было дело деспотизма, стремящегося поработить себе все человечество; отнюдь не все части света заключены были внутрь деревянного коня, а потому ни одному Нимроду, ни целому роду Тиранов не удалось до сих пор согнать в свою загородку всех обитателей Земли».
Покорив земные пространства и покрыв земной шар морскими, железными и автомобильными дорогами, люди устремились ввысь — покорять воздушное, а затем и космическое пространство. Появление и дальнейшее развитие авиации внесло существенные коррективы как в аргументы Гердера, так и в геополитическую структуру мирового сообщества. Став эффективным средством преодоления физических препятствий в виде гор, морей, океанов, рек и громадных пространств, авиация с военно-политической точки зрения во многом «размягчила», если не стерла, линию разграничения между морскими и сухопутными державами, подорвав традиционное понимание национально-государственной безопасности.
Например, 35-километровый пролив между Дувром и Кале был для Наполеона непреодолимым препятствием, не позволившим ему вторгнуться на Британские острова. С появлением авиации Англия в значительной мере потеряла свои преимущества островной державы, отгороженной от возможных вторжений со стороны континентальных держав Ла-Маншем.
Появление наступательных ядерных вооружений и средств доставки в любую точку земного шара, по сути дела, илиминировало фактор неуязвимости той или иной страны в силу ее географической удаленности или изолированности акваторией либо иной физической преградой. Атлантический и Тихий океаны перестали играть роль своеобразных гигантских естественных рвов, ограждающих США да и все западное полушарие от опасностей военного вторжения со стороны стран Старого света.
В результате линия фронта в традиционном понимании потеряла свою значимость. Например, если во время первой и второй мировых войн для тех американцев, которые не были непосредственно вовлечены в военные действия, она проходила где-то в далекой Европе или Азии, то теперь уже в первые часы или даже минуты после гипотетического начала войны обширные районы американского хартленда могут оказаться объектом поражения боеголовками, запускаемыми с какой-либо удаленной на тысячи километров точки восточного полушария.
В современных реальностях воздушное пространство и космос с военно-политической точки зрения играют не меньшую, если не большую роль, чем суша и море. Кардинально изменяются соотношения между центром и периферией, хартлендом и римлендом, морскими и континентальными народами или странами. Появляются новые транснациональные формы контроля над территорией, проявляющиеся в их экономической, технологической, телекоммуникационной, информационной и т.д. разновидностях. Сила проникновения современных технологий такова, что они делают несостоятельными почти любые барьеры, заграждения, стены, занавесы, границы.
При таком положении вряд ли правомерно применить к современному миру в какой бы то ни было форме макиндеровскую формулу: «кто контролирует евразийский хартленд — тот контролирует весь мир». По этой формуле североамериканский да и азиатско-тихоокеанский центры силы оказались бы перифериями, что звучит чуть ли не как издевательство над их реальным положением.
Ныне мировое сообщество представляет собой единую систему со своими особыми системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Следует отметить, что именно в последние несколько десятилетий международная система приобрела действительно всемирный, всепланетарный характер. В истории человечества возникали и исчезали многие цивилизации, но лишь в наши дни цивилизация стала подлинно универсальной, охватив все страны и регионы, весь земной шар. Прежде каждый раз попытки создания мировых империй, будь то опыт египетских фараонов, Александра Македонского, римских императоров, Наполеона Бонапарта и т.д., ограничивались лишь отдельными регионами земного шара. При этом обширные страны и регионы ойкумены оставались зачастую абсолютно не затронутыми влиянием исторических для Европы цивилизаций и понимались либо как некая terra inсognita (неизвестная земля), либо как непонятный варварский мир.
Такое положение, как уже отмечалось выше, стало радикально меняться с началом Великих географических открытий и особенно с созданием великих колониальных империй, а затем в ходе дальнейшего прогресса в средствах коммуникации и транспорта. В 1997 г. Гонконг окончательно перешел к Китаю, а 20 декабря 1999 г. последний западный анклав в Азии — малюсенькая португальская колония Макао на восточном побережье Китая возвращена этой стране. Тем самым окончательно де-юре положен конец 500-летнему колониализму Запада в Азии.
Ныне все более сгущающиеся и удлиняющиеся сети железных, автомобильных дорог и водных путей, а также воздушные трассы, опоясавшие весь земной шар, на которых все увеличивающиеся, беспрецедентные скорости не знают пределов, способствовали невиданному сокращению расстояний, ведущему в буквальном смысле слова к преодолению пространства.
Все это дает основание говорить о формировании единой пространственой инфраструктуры мирового сообщества без какого бы то ни было одного, будь то европейского, евроамериканского, тихоокеанского или иного центра, по отношению к которому остальные регионы и пространства рассматривались бы как некая периферия.
- Гаджиев Камалудин Серажудинович
- Предисловие
- 1.Геополитика как самостоятельная научная дисциплина
- 1.1. Географический детерминизм как основополагающий принцип традиционной геополитики
- 1.2. Формирование и эволюция традиционной геополитики
- 1.3. Германская геополитика
- 1.4. Основные направления геополитических разработок после второй мировой войны
- Контрольные вопросы
- 2. Формирование и эволюциЯ геополитиЧеских идей в России
- 2.1. Геополитические построения второй половины XIX в.
- 2.2. Идеи евразийцев
- 2.3. Развитие геополитических идей в новой России
- 2.4. Проблема разработки новой геополитики
- Контрольные вопросы
- 3. Формирование и утверждение гегемонии евроцентристского мира
- 3.1. Основные этапы формирования и эволюции евроцентристского мира
- 3.2. Идея Европы
- 3.3. Гегемония западоцентристского мира
- 3.4. Особенности социально-экономического развития Запада в конце XIX — начале хх века
- 3.5. Превращение Востока в активного субъекта мирового сообщества
- Контрольные вопросы
- 4. «Закрытие» ойкумены
- 4.1. Основные тенденции социального и политического развития во второй половине хх в.
- 4.2. Формирование единого мирового пространства
- 4.3. Проблема ускорения времени
- 4.4. Формирование единого информационо-телекоммуникационного пространства
- Контрольные вопросы
- 5. Глобализация социальных и экономических процессов
- 5.1. Что такое глобализация?
- 5.2. Технологический и экономический прорыв развитой зоны мира
- 5.3. Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику
- 5.4. Глобализация экологических проблем
- 5.5. Демографический императив
- Контрольные вопросы
- 6. Международная система: основные вехи эволюции
- 6.1. Внешняя политика
- 6.2. Принцип суверенного равенства
- 6.3. Основные характеристики Вестфальской системы
- 6.4. От империй к национальным государствам
- 6.5. Система баланса силы
- Контрольные вопросы
- 7. Основные направления глобализации политики
- 7.1. Центростремительные тенденции в мировой политике
- 7.2. Основные направления деятельности оон
- 7.3. Изменение места и роли национального государства
- 7.4. Транснациональный мир или сообщество суверенных стран?
- Контрольные вопросы
- 8. Хх столетие — «век идеологии»
- 8.1. Место идеологии во внешней политике
- 8.2. Конфликт идеологий и образование «трех миров»
- 8.3. Сущность идеологической борьбы между двумя блоками
- 8.4. Идеология в постконфронтационном мире
- 8.5. Национализм как идеология
- Контрольные вопросы
- 9. Кризис евроцентристского мира
- 9.1. Понятие парадигмы
- 9.2. Проблема энтропийности цивилизации
- 9.3. Что понимается под кризисом евроцентристского мира?
- 9.4. Пути выхода из кризиса
- Контрольные вопросы
- 10. Синтез двух начал
- 10.1. Понятие цивилизации
- 10.2. Параметры греко-римской цивилизации
- 10.3. Проблема пассивности Востока
- 10.4. На путях синтеза двух начал
- 10.5. Проблема единства в многообразии
- Контрольные вопросы
- 11. Вестернизация или особый путь модернизации
- 11.1. Демократия как народовластие
- 11.2. Совместима ли демократия с незападными культурами?
- 11.3. Ценности органических культур как основа восточной демократии
- 11.4. Проблема соотношения индивидуальной свободы и демократии
- 11.5. О выживаемости демократии в незападном мире
- Контрольные вопросы
- 12. Запад в новой конфигурации геополитических сил
- 12.1. Что такое двухполюсный миропорядок?
- 12.2. Распад ссср и его последствия для остального мира
- 12.3. Конец холодной войны
- 12.4. Позиции руководства сша в изменившихся геополитических реальностях
- 12.5. Об идее американского века
- 12.6. Действительно ли наступил единополярный миропорядок?
- 12.7. Европа как еще одна несущая конструкция нового миропорядка
- Контрольные вопросы
- 13. Будет ли XXI век веком азии?
- 13.1. Восточная Азия на марше
- 13.2. Новая азиатская идея
- Контрольные вопросы
- 14. Россия и запад
- 14.1. Параметры супердержавности в новых геополитических реальностях
- 14.2. Общая характеристика места и роли России в современном мире
- 14.3. Россия: региональная или мировая держава
- 14.4. Основные направления взаимоотношений между Россией и Западом
- 14.5. Причины сохранения и расширения нато
- 14.6. Нато как фактор испытания отношений между Россией и Западом
- 14.7. Дилеммы безопасности России в свете расширения нато
- Контрольные вопросы
- 15. Россия и азия
- 15.1. Россия в постсоветском пространстве
- 15.2. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
- Контрольные вопросы
- 16. От биполярного к многополярному миропорядку
- Контрольные вопросы
- 17. Проблемы национальной безопасности
- 17.1. Концепция национального интереса
- 17.2. Концепция национальной безопасности
- 17.3. Приоритеты национальной безопасности России
- Контрольные вопросы
- 18. Место конфликтов и войн в жизни мирового сообщества
- 18.1. Ведет ли расширение демократии к всеобщему миру?
- 18.2. Война как продолжение политики в ядерную эпоху
- 18.3. Демократия сама по себе не способна застраховать мир от войны
- 18.4. Война вытекает из самой природы человека
- 18.5. Война как социальный институт
- Контрольные вопросы
- 19. Конфликты и войны в современном мире
- 19.1. Концепция столкновения цивилизаций
- 19.2. Не столкновение цивилизаций и культур, а конфликты интересов
- 19.3. Основные источники и формы конфликтов в современном мире
- Контрольные вопросы
- Список рекомендуемой литературы