20. Планирование исследования: основные составляющие.
Виды исследований, использующихся в связях с общественностью. План исследования: основные положения. Значение планирования исследования для повышения эффективности его результатов.
В любой существующей модели построения PR-политики на первом месте всегда стоит исследование (контролируемый, объективный и систематический сбор информации, совершаемый в целях описания и оценки ситуации). Оно обеспечивает теоретическую и информационную базу PR-деятельности, и эффективность тех или иных PR-мероприятий во многом зависит от качества и профессионального уровня проведенной исследовательской работы.
Как правило, упоминание термина «исследование» вызывает представление научных социологических опросов, результаты которых отражаются в сложных статистических таблицах. Однако в области связей с общественностью исследовательские техники регулярно используются в целях сбора оперативных данных и информации.
Исследовательские методики можно классифицировать на вторичные исследования, (в работе используется уже имеющаяся информация, содержащаяся в книгах, журналах, статьях и электронных базах данных) и первичные исследования, в ходе которых создается новая, оригинальная информация (для этого проводятся специализированные и направленные на решение конкретных задач исследовательские процедуры).
Существует еще один способ классификации различных типов исследования: качественные и количественные.
Различия между количественными и качественными методами исследования
Качественные методы | Количественные методы |
«Неточные» данные | «Точные» данные |
Вопросы сформулированы гибко, подразумеваются открытые ответы | Вопросник жестко структурирован, количество вариантов ответов ограничено |
«Объяснительный» подход, результаты носят пробный, разведывательный характер | «Описательный» тип исследования |
Результаты имеют значительную исследовательскую ценность, но не слишком надежны и воспроизводимы | Результаты являются надежными, точными и высоковоспроизводимыми |
Очень редко результаты исследования могут быть применимы к более широкой аудитории | Результаты исследования могут с успехом переноситься на более широкую аудиторию |
Используется случайная выборка | Используется неслучайная выборка |
Все средства исследований в PR имеют следующие общие требования:
исследование должно быть нацелено на определенную аудиторию
средство исследования должно обеспечить получение информации, соответствующей изучаемой теме.
Результаты исследования не должны использоваться в качестве лишнего доказательства собственного видения проблем в области PR и своего плана PR-кампании. Они являются объективной исследовательской информацией.
Но какими бы ни были цели исследования, в распоряжении PR-специалистов имеется несколько основных методов:
Кабинетные исследования (контент-анализ СМИ, работа со статистическими справочниками, изучение уже проведенных исследований и др.)
Полевые исследования (анкетные опросы, личные интервью, фокус-группы и др.)
Коммуникационный аудит (работа по выяснению диспропорции между предлагаемыми и реальными отношениями между организацией и ее целевыми аудиториями).
Кабинетные исследования
Эти исследования являются наименее затратными по сравнению, например с анкетными опросами. Главной целью таких исследований является сбор и анализ максимального количества информации по изучаемой теме. Источниками информации могут быть: СМИ, специализированные издания по проблемам социологии, PR, маркетинга, рекламы; опубликованные маркетинговые и PR-исследования; статистические справочники по различным темам; ресурсы Интернета (контент-анализ СМИ).
Полевые исследования
Основная задача полевых исследований заключается в непосредственном контакте с целевой аудиторией с целью изучения ее отношения к различным проблемам и выяснения мотивов принятия тех или иных решений. Провести такие исследования довольно сложно, потому что их стоимость достаточно высока. Все опросы можно классифицировать либо по способу их проведения, либо по целям и задачам исследования. По способу проведения опросы делятся на следующие виды:
Анкетные опросы (суть-респондент сам заполняет опросный лист, поэтому структура анкеты должна быть предельно ясной, самый распространенный вид анкетного опроса - почтовый опрос, но существует проблема возврата заполненных анкет).
Личные интервью (более тесный контакт с исследуемой аудиторией, позволяющий получить максимально приближенные к реальным результаты).
Телефонные и интерактивные опросы (первые: достоверные данные и экономичность, недостаток: респонденты плохо идут на контакт, низкая телефонизация, особенно сельской местности; вторые: используются в эфирных СМИ и в Интернете, в СМИ выполняют скорее не исследовательскую, а публицистическую функцию, не являются репрезентативными).
В зависимости от целей и задач исследования можно выделить следующие виды опросов:
Экспертные (особый вид опроса, который используется, когда необходимо выяснить мнения определенной группы специалистов по интересующей проблеме)
Ситуационные (проводятся для выяснения мнений целевой аудитории по определенной проблеме в определенный момент времени; дают информацию о степени информированности аудитории об организации, какова репутация организации, как оценивается ее деятельность в глазах общественности; проводятся перед проведениям PR-кампании, так как обеспечивают PR-специалиста необходимым уровнем информации для планирования дальнейшей PR-деятельности).
Проблемные (его задачей является изучение конкретной проблемы, стоящей перед организацией и поиск реальных путей решения).
Панельные (предполагают неоднократное обращение к одной и той же группе опрашиваемых, таким образом выявляют изменения, проводят после окончания PR-кампании).
Коммуникационный аудит
Является важным видом исследований в PR. Он призван помочь PR-специалисту более четко соотнести между собой действия руководства и их цели, с одной стороны, и методы коммуникаций, с помощью которых осуществляется промоушн этих действий и целей, с другой. Коммуникационный аудит в основном используется для следующих целей: анализ отношения компании с ее аудиториями, клиентами, служащими; оценка читаемости основных средств коммуникации, годового отчета или пресс-релиза. Он также часто устанавливает критерии оценки будущей PR- деятельности. Коммуникационный аудит, как правило, используется для решения следующих проблем:
Затор информационных потоков
Ненахождение общего языка со служащими
Неровные коммуникационные усилия
Противоречивость имеющейся у общественности информации об организации
Для проведения эффективного коммуникационного аудита необходимо, чтобы тот, кто его проводит, был знаком с целевой аудиторией, понимал ее отношение к организации, был осведомлен о ее нуждах и заботах.
План исследования (research design) необходим для успешного его проведения. Он детализирует методы, требующиеся для получения информации, с помощью которой следует структурировать или решить проблему маркетингового исследования. План исследования детализирует разработанный ранее общий подход к решению проблемы. Именно план исследования лежит в основе его проведения. Хороший план исследования гарантирует высокую эффективность и качество работы. План исследования (research design) План проведения исследования, детализирующий методы, необходимые для получения информации, с помощью которой следует структурировать или решить проблему исследования. Обычно план исследования включает следующие компоненты или задачи. Каждый из них детально рассматривается в соответствующих разделах.
Определение необходимой информации.
Разработка поисковой, дескриптивной и/или причинно-следственной фаз исследования.
Определение процедур измерения и шкалирования.
Создание и предварительная проверка анкеты (формы для интервью) или подходящей формы для сбора данных.
Определение процесса формирования выборки и ее размера.
Разработка плана проведения анализа данных. Сначала разберемся с различными типами планов исследований.
- 1. Международные и межнациональные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью.
- 5). Деловой завтрак
- Модель 4p: Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4p") включает 4 составляющих:
- Модель 7p
- Другие "р"
- Модель "4c"
- 10 Основных принципов pr, сформированных Фрейзером Лайкли из Канадского общества Паблик Рилейшенз:
- Функции специалиста по связям с общественностью
- I. Функции сбора и анализа информации (работа на входе системы).
- II. По распространению информации (работа на выходе системы).
- 6. Связи с общественностью в современной России: хронология развития, проблемы, тенденции.
- Большая деревня
- Связи с общественностью как исторический феномен.
- 7. Связи с общественностью: эволюция понятия. Типология определений связей с общественностью. Современные подходы к определению содержания деятельности по связям с общественностью.
- 10.Стратегия и тактика использования средств массовой информации в связях с общественностью.
- Объяснить, что означает стратегия и тактика использования сми;
- Проанализировать составляющие процесса взаимодействия со сми:
- Мониторинг сми – составление медиа-листа - составление медиа-карты – составление медиа-плана
- Что нужно для хорошего медиа листа:
- 12.Каналы выхода на различные аудитории: сми, мероприятия и акции, Интернет и др.
- II. Собственно исследовательская фаза.
- III. Определение проблемы или повода для кампании по со.
- IV. Характеристика и моделирование ситуации.
- 16. Соотношение понятий и функций: связи с общественностью и реклама, связи с общественностью и журналистика.
- 17.Виды исследований, используемых в связях с общественностью и их характеристика.
- 18. Стратегия и тактика связей с общественностью: определение основных понятий.
- Определение миссии и целей организации
- 19. Правила составления антикризисной коммуникационной программы.
- 20. Планирование исследования: основные составляющие.
- 21.Основные виды кризисов и работа с ними методами связей с общественностью.
- 22. Стратегия и планирование избирательной кампании.
- Проблемы политического консалтинга
- Коммуникативный базис современных избирательных кампаний
- Стратегия избирательной кампании
- Особенности разработки стратегии избирательной кампании
- Принципы разработки стратегии избирательной кампании
- Целевые группы избирателей
- Демографические и географические характеристики целевых групп
- Характеристики целевых групп на основе результатов социологического исследования
- Концепция и стратегия избирательной кампании
- Примерное содержание стратегии избирательной кампании
- 24.Социальные pr-кампании. Спонсоринг и фандрайзинг.
- Социальные технологии в pr-кампании в России.
- Благотворительность
- Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- Реализация долгосрочных социальных программ
- Организация и поддержка коммерческих проектов
- Спонсоринг
- Работа со спонсорами
- Целевые мероприятия по привлечению средств
- Процесс фандрайзинга.
- 25.Медиа-аспект pr-кампании.
- Медиа-обсчет (октябрь, 1996)
- 26.Имидж личности: общая характеристика.
- 27.Основные слагаемые корпоративного имиджа
- 28.Имиджелогия: специфика и основные понятия, типы имиджей
- Функции имиджа:
- 29. Позиционирование как один из инструментов имиджелогии.
- Законы позиционирования