Методы и техники лоббирования групповых интересов.
Метод (технология) лоббизма - технологии (методы), используемые при продвижении интересов в органах государственной (муниципальной) власти.
В рамках данной категории выделяют методы лоббирования относительно критерия законности и характера воздействия на лица, принимающего решение.
В рамках критерия законности можно выделить:
лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм»);
теневой лоббизм;
криминальный лоббизм.
Лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм») подразумевает использование законных методов воздействия с целью создать то или иное впечатление у принимающего решение чиновника или депутата по поводу требуемого вопроса.
Существует множество способов такого воздействия, перечислим основные из них: формирование коалиций и групп поддержки, разработка позиции и аргументов, привлечение влиятельных экспертов отражающих позицию лоббиста, освещение в СМИ вопроса под нужным углом, проведение социологических опросов и рейтингов, организация PR-акций, забастовок, осуществление массовых звонков и писем граждан (технология grass roots lobbying) и т.д.
Теневые (околозаконные) методы лоббизма. Теневой лоббизм подразумевает продвижение интересов, используя околозаконные методы. К ним относятся различные способы использования пробелов в законодательстве, в регламентной процедуре и пр.
Криминальные методы лоббирования подразумевают продвижение интересов в органах государственной власти с грубым нарушением законодательства.
Среди наиболее распространенных таких способов можно выделить: подкуп чиновников и депутатов (коррупция), силовое давление, шантаж, всевозможные угрозы и пр.
Другой часто встречающейся классификацией является деление лоббизма на прямой и косвенный.
Когда проводится целенаправленная работа непосредственно с субъектом принятия решения (депутат, ответственный чиновник и пр.) с целью удовлетворения конкретного лоббистского интереса, говорят о прямом лоббизме. Для этого организуются персональные встречи, деловые завтраки, неформальные консультации и пр.
Косвенный лоббизм протекает по другой технологии и связан с public relations (PR). Фактически, используя различные методы воздействия, лоббист пытается создать то или иное впечатление у принимающего решение субъекта по поводу того или иного вопроса. Организуются специальные рекламные компании, публикации в СМИ и пр. с целью формирования определенного мнения у субъекта принятия решений по нужному вопросу. Особенностями косвенного лоббизма является то, что, как правило, данные акции проходят за пределами государственных органов, а также то, что реализуются они без указания конкретного адресата. Один из опросов лоббистов в США показал, что 98% из них используют прямые контакты с чиновниками и депутатами для того, чтобы выразить взгляды своих групп.
Также в зависимости от подхода к классификации можно говорить о публичном и непубличном лоббировании; индивидуальном и коалиционном лоббировании; ситуационном и стратегическом лоббировании; спланированном и спонтанном лоббировании.
- Место и роль политологии в системе общественных наук. Возникновение и развитие политологии.
- Объект, предмет и функции политологии.
- Основные парадигмы политологии.
- Отрасли политологии.
- Методы политической науки.
- Понятие и функции политики.
- Власть как политическое явление. Теории власти.
- Легальность и легитимность власти.
- Политическая система: понятие, структура, функции.
- Условия и факторы политической стабильности.
- Политические институты и понятие политической институционализации.
- Понятие и функции государства.
- Административно-территориальные формы организации государственной власти.
- Признаки, достоинства и недостатки президентской и парламентской республики.
- Основные принципы правового государства.
- Принципы и модели социального государства.
- Понятие, структура и функции гражданского общества.
- Понятие избирательной системы и основные виды выборов.
- Партия как политический институт. Типология партий
- Партийные системы.
- Лоббизм как институт представительства интересов. Виды лоббизма.
- Методы и техники лоббирования групповых интересов.
- Корпоративизм и неокорпоративизм.
- Понятие политического режима. Типы политических режимов.
- Тоталитаризм как политический феномен. Истоки тоталитаризма.
- Авторитарные режимы: признаки, типы, условия воспроизводства.
- Демократический режим. Признаки демократии.
- Теории демократии.
- Гибридные режимы.
- Политическая идеология: понятие, структура и функции.
- Либерализм как политическая идеология.
- Основные ценности консерватизма.
- Социал-демократизм.
- Понятие и роль политической культуры.
- Политическая социализация: структура, этапы, модели.
- Место и роль групп интересов в политике.
- Правящая элита. Теории элит.
- Правящая элита. Типы элит.
- Политическое лидерство. Теории лидерства.
- Специфика и функции политического лидерства.
- Политическое участие и абсентеизм.
- Политический протест.
- Понятие, функции и модели политической коммуникации.
- Политическое развитие: понятие и критерии.
- Сущность политической модернизации. Либеральная и консервативная теории политической модернизации.
- Структурные модели перехода к демократии.
- Процедурные модели перехода к демократии.
- Понятие и специфика политического конфликта.
- Типология и функции политического конфликта.
- Управление политическим конфликтом.
- Основные подходы и школы теории международных отношений.
- Национальные интересы и национальная безопасность.
- Место и роль международных организаций в системе международных отношений.
- Глобализация как важнейший фактор современного мирового развития.