Признаки, достоинства и недостатки президентской и парламентской республики.
Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Признаки республики:
– выборность власти;
– срочность;
– зависимость от воли избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:
– на президентские;
– парламентские;
– смешанные.
В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.
Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.
В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.
Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.
В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая «система сдержек и противовесов». Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.
Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.
В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:
– отставку правительства;
– роспуск парламента;
– проведение досрочных выборов.
Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.
Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.
Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.
- Место и роль политологии в системе общественных наук. Возникновение и развитие политологии.
- Объект, предмет и функции политологии.
- Основные парадигмы политологии.
- Отрасли политологии.
- Методы политической науки.
- Понятие и функции политики.
- Власть как политическое явление. Теории власти.
- Легальность и легитимность власти.
- Политическая система: понятие, структура, функции.
- Условия и факторы политической стабильности.
- Политические институты и понятие политической институционализации.
- Понятие и функции государства.
- Административно-территориальные формы организации государственной власти.
- Признаки, достоинства и недостатки президентской и парламентской республики.
- Основные принципы правового государства.
- Принципы и модели социального государства.
- Понятие, структура и функции гражданского общества.
- Понятие избирательной системы и основные виды выборов.
- Партия как политический институт. Типология партий
- Партийные системы.
- Лоббизм как институт представительства интересов. Виды лоббизма.
- Методы и техники лоббирования групповых интересов.
- Корпоративизм и неокорпоративизм.
- Понятие политического режима. Типы политических режимов.
- Тоталитаризм как политический феномен. Истоки тоталитаризма.
- Авторитарные режимы: признаки, типы, условия воспроизводства.
- Демократический режим. Признаки демократии.
- Теории демократии.
- Гибридные режимы.
- Политическая идеология: понятие, структура и функции.
- Либерализм как политическая идеология.
- Основные ценности консерватизма.
- Социал-демократизм.
- Понятие и роль политической культуры.
- Политическая социализация: структура, этапы, модели.
- Место и роль групп интересов в политике.
- Правящая элита. Теории элит.
- Правящая элита. Типы элит.
- Политическое лидерство. Теории лидерства.
- Специфика и функции политического лидерства.
- Политическое участие и абсентеизм.
- Политический протест.
- Понятие, функции и модели политической коммуникации.
- Политическое развитие: понятие и критерии.
- Сущность политической модернизации. Либеральная и консервативная теории политической модернизации.
- Структурные модели перехода к демократии.
- Процедурные модели перехода к демократии.
- Понятие и специфика политического конфликта.
- Типология и функции политического конфликта.
- Управление политическим конфликтом.
- Основные подходы и школы теории международных отношений.
- Национальные интересы и национальная безопасность.
- Место и роль международных организаций в системе международных отношений.
- Глобализация как важнейший фактор современного мирового развития.