Лоббизм как институт представительства интересов. Виды лоббизма.
Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — термин, означающий систему агентств или организованных групп при законодательных и других органах, оказывающих в интересах представляемых этими организациями давление на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов. Этот термин и отражаемые им явления вошли и в российскую политическую жизнь.
В общественном сознании термин "лоббизм" используется в двух значениях — нейтрально-позитивном и негативном. Во втором значении он близок "протекционизму","подкупу","подкупу голосов"в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб другим интересам, прежде всего общественным. Крайнее выражение негативного лоббирования — незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются решения в интересах определенных групп и лиц. Лоббизм в нейтрально-позитивном смысле — нормальное жизненное явление, элемент демократического процесса. Он представляет собой форму законного влияния "групп давления" на управленческие, в том числе законодательные, решения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур и слоев населения.
Как необходимый элемент демократии лоббизм появляется, когда возникают необходимые предпосылки:
большое многообразие интересов в обществе, обусловленное его социальной дифференциацией;
расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, многопартийной системы.
Поскольку государство не может удовлетворить интересы всех и сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации его политики в свою пользу. В послании Президента РФ Федеральному Собранию говорится, что в законодательном органе страны "процветает закулисное лоббирование тех или иных законопроектов ведомствами. Некоторые из подобных законопроектов противоречат направлениям политики, определенным Президентом, а также позиции Правительства".
К "плюсам" лоббизма можно отнести следующее.
Во-первых, он влияет на качество управленческих решений, придает управлению большую динамику и гибкость.
Во-вторых, лоббизм служит своеобразной формой самоорганизации гражданского общества, с помощью которой мобилизуется общественная поддержка или оппозиция тому или иному законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм с этой точки зрения — своего рода соперник демократии.
В-третьих, лоббизм создает возможность для обеспечения интересов меньшинства, поскольку выступает формой проявления политического плюрализма.
В-четвертых, посредством лоббизма реализуется демократический принцип свободы негосударственных структур и институтов: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т. д. Используя лоббирование, они сами пытаются решать свои проблемы. Кроме того, лоббизм играет роль стимулятора активизации политических процессов и явлений.
В-пятых, лоббисты расширяют информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее, чем кто-либо, привлекают общественное внимание к наиболее острым проблемам политической жизни. Они обеспечивают органы государственной власти необходимой информацией по тому вопросу, который выносится на парламентское слушание, привлекают внимание законодателей к тому, что происходит на самых нижних общественных уровнях.
В-шестых, лоббизм выполняет функцию достижения компромисса различных интересов, способствует сохранению равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижения консенсуса при принятии управленческих решений.
Однако и минусов у лоббизма немало:
1. он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным, что наблюдается в нашей стране;
2. может служить ведомственным, местническим, националистическим и другим интересам;
3. способен "размывать" начала народовластия, превращать демократические институты в мощный инструмент отдельных властных структур, чиновничества;
4. деятельность лоббистских групп может обострить проблему социальной справедливости, так как богатые слои населения имеют несравненно большие возможности, чем другие группы, использовать для лоббирования своих интересов власть денег;
5. лоббизм своими действиями может создавать помехи для функционирования государственной власти, для усиления позиций одной ветви при одновременном ослаблении другой и т. д.
Поскольку лоббизм имеет такой широкий "веер" возможных последствий, он, несомненно, нуждается в упорядочении, юридической регламентации, с тем чтобы нивелировать его негативные стороны и усилить позитивные.
- Место и роль политологии в системе общественных наук. Возникновение и развитие политологии.
- Объект, предмет и функции политологии.
- Основные парадигмы политологии.
- Отрасли политологии.
- Методы политической науки.
- Понятие и функции политики.
- Власть как политическое явление. Теории власти.
- Легальность и легитимность власти.
- Политическая система: понятие, структура, функции.
- Условия и факторы политической стабильности.
- Политические институты и понятие политической институционализации.
- Понятие и функции государства.
- Административно-территориальные формы организации государственной власти.
- Признаки, достоинства и недостатки президентской и парламентской республики.
- Основные принципы правового государства.
- Принципы и модели социального государства.
- Понятие, структура и функции гражданского общества.
- Понятие избирательной системы и основные виды выборов.
- Партия как политический институт. Типология партий
- Партийные системы.
- Лоббизм как институт представительства интересов. Виды лоббизма.
- Методы и техники лоббирования групповых интересов.
- Корпоративизм и неокорпоративизм.
- Понятие политического режима. Типы политических режимов.
- Тоталитаризм как политический феномен. Истоки тоталитаризма.
- Авторитарные режимы: признаки, типы, условия воспроизводства.
- Демократический режим. Признаки демократии.
- Теории демократии.
- Гибридные режимы.
- Политическая идеология: понятие, структура и функции.
- Либерализм как политическая идеология.
- Основные ценности консерватизма.
- Социал-демократизм.
- Понятие и роль политической культуры.
- Политическая социализация: структура, этапы, модели.
- Место и роль групп интересов в политике.
- Правящая элита. Теории элит.
- Правящая элита. Типы элит.
- Политическое лидерство. Теории лидерства.
- Специфика и функции политического лидерства.
- Политическое участие и абсентеизм.
- Политический протест.
- Понятие, функции и модели политической коммуникации.
- Политическое развитие: понятие и критерии.
- Сущность политической модернизации. Либеральная и консервативная теории политической модернизации.
- Структурные модели перехода к демократии.
- Процедурные модели перехода к демократии.
- Понятие и специфика политического конфликта.
- Типология и функции политического конфликта.
- Управление политическим конфликтом.
- Основные подходы и школы теории международных отношений.
- Национальные интересы и национальная безопасность.
- Место и роль международных организаций в системе международных отношений.
- Глобализация как важнейший фактор современного мирового развития.