Социально-экономические процессы в России
Активные процессы, которые протекают в России и в мире, крайне сложны, а потому у ученых нет единой точки зрения на них. Поэтому данный раздел будет построен как набор материалов, которые должны служить основой для размышлений и ориентиром при осмыслении происходящих событий.
Социокультурный прогноз на XXI век
В числе тенденций наиболее вероятного мирового развития можно перечислить:
1. Ннарастание социально-демографических проблем перенаселенности Земли на фоне усиливающихся экологического и энергетического кризисов. Одним из результатов этого станет «переструктурирование» социальной организации человечества на иных, нетрадиционных основаниях, формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения планеты. Такие социальные регуляторы, как этническая, сословная, религиозная принадлежность человека, разумеется, сохранят свою значимость, но преимущественно на микросоциальном уровне жизни.
2. Существенное возрастание интенсивности материального и интеллектуального производства, а также социального управления на основе научно-технического прогресса и углубления профессиональной специализации. Это общемировая тенденция, в XX в. получившая особенно интенсивный характер.
3. Существенное «уплотнение» информационного поля, в котором живет человек, обретение новых принципов и способов упорядочивания и систематизации информации; в упрощение содержания массового среднего образования, сведение его к усвоению элементарной «картины мира», простейших средств коммуникаций. Параллельно этому будет происходить нарастание уровня «элитарности», сложности и специализированности отдельных областей знания, доступ к которым будет все более затруднен;
4. Формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня числом до нескольких десятков (или сотен) миллионов человек в самых разнообразных областях высокоспециализированной деятельности, всегда обеспеченных спросом на их профессиональные услуги, фактически не имеющих постоянного дома, Родины, родной культуры;
5. В условиях резкого спада культурно-образовательного уровня и общей социальной конкурентоспособности остальной части населения Земли (80—90 %) в ее среде неизбежен существенный рост проявлений традиционализма, экстремизма и т.п. Это будет подавляться с должной жестокостью. Особенности опасностей для России связаны даже не с тем, что нам угрожает массовая «утечка мозгов» (то есть отъезд той элитной части специалистов, которые во всей большей мере становятся основой современной цивилизации), гигантский приток эмиграции из мусульманских и дальневосточных стран и ускоренные темпы вымирания христианской части населения. Главной опасностью для России представляется интеллектуальный кризис национального самосознания. Весьма показательно уже то, что под культурой мы продолжаем понимать какие-то шедевры духа и творчества, а не принятую во всем мире социальную солидарность людей, совокупность исторического опыта, специфический аспект группового человеческого существования.3
Как вы оцениваете этот прогноз? Является ли он благоприятным или неблагоприятным? Кажется ли он вам справедливым и правильным?
. Наблюдение российской реальности позволяет выделить следующие факты.
1. Резкое, можно сказать, скачкообразное увеличение количества разных, абсолютно не сводимых к сословным, классовым или слоевым определениям жизненных форм и стилей. Эти стили, возникшие в жизни России в течение последних пяти-десяти лет, не отсылают непосредственно к категориям демографической, профессиональной или экономической структуры как советской, так и нынешней «капиталистической» России.
2. Крайняя условность и подвижность профессиональной структуры в сегодняшней России. Парадоксально, но необходимость борьбы за выживание не обедняет, а наоборот, обогащает жизненно-стилевой репертуар людей. Чтобы содержать семью в современных условиях, человеку часто приходится осваивать и усваивать новые жизненные формы и стили, к которым он никогда бы не обратился в благополучной и стабильной ситуации. Так, например, не редкость, когда ученый часть своего времени работает как водитель такси, используя для этого либо собственный, либо чужой автомобиль; рабочие и служащие в. свободное время занимаются коммерческой деятельностью, отправляются в шоп-туры, становятся коммерческими посредниками, коммивояжерами и т.д.
Повышение роли приписанных статусов и соответствующих форм поведения. Как можно предположить, роль приписанных статусов становится выше по двум причинам. Во-первых, известная ожесточенность борьбы за существование повышает удельный вес определений личности по полу, возрасту, иным биологическим и природным качествам, ибо последние в значительной мере определяют успех или неуспех деятельности. Но роль подобных статусов велика в любом обществе, и представляется, что ее усиление или ослабление является временным и зависит от достаточно краткосрочных колебаний экономической ситуации.
- Широта предложений в области образования — новый дифференцирующий фактор. В отличие от предшествующего советского периода сейчас практически нет ни одной профессии, ни одной жизненной формы, которая не может быть освоена и усвоена в соответствующих образовательных организациях как внутри станы, так и за рубежом. Этот фактор ведет скорее не к вертикальной, а к горизонтальной дифференциации, то есть к распределению обучающихся по группам, которые характеризуются различными формами или стилями жизни.
- Утрата, мотивирующей силы социальной мобильности. Как правило, получение образования не является показателем подъема по социальной лестнице, перехода на более высокую ступень, хотя и свидетельствует об индивидуальном достижении и может служить залогом дальнейших достижений.
Этот любопытный факт объясняется, пожалуй, отсутствием стабильной и единообразной шкалы престижа профессий и является признаком переходного периода.
- Специфическая организация политики. Сегодня политическая жизнь в России далека от традиционных моделей, но близка современным западным моделям. В качестве главного признака российской политики можно назвать практически полное отсутствие социально-слоевой идентификации политических партий, которые ориентируются теперь не на класс или слой, а на своих сторонников, принадлежащих к самым разным социальным группам.
Все факты, приведенные здесь, позволяют показать, что Poссия в результате реформ, начавшихся, в 1985 году, медленно и мучительно развивающихся и перешедших впоследствии в революционные изменения, отнюдь не вернулась в свое собственное досоветское или буржуазное прошлое, а естественным образом перешла, в характерное для современных западных стран постклассовое состояние — состояние, когда в обществе отсутствует четкая социальная дифференциация. исчерпала и не смогла подтвердить себя. Процесс развития, следовательно, предстает как чередование поступательного и попятного движения.
Постмодернистское общество обладает следующими характеристиками:
1) оно нестабильно, что подразумевает наличие множества культур и субкультур, которые сосуществуют и (или) приходят на смену друг другу, причем этот процесс протекает крайне быстро. Данный признак часто определяют как «полистилистичность»;
2) цель постмодернистского общества — это применение и толкование информации (ср. обработку и передачу информации как основной признак в теории информационного общества).
3) оно прагматически ориентировано: поддерживается лишь то, что имеет непосредственный практический результат;
4) функции получения и интерпретации знаний в постмодернистском обществе разделены между разными институтами (научными учреждениями, с одной стороны, и средствами массовой информации, политическими партиями — с другой). Для современной ситуации в большей степени характерна независимость средств массовой информации от собственников и властей, чем обслуживание их потребностей (что находит свое отражение в выражении «продажная пресса»). 5) в постмодернистском обществе чрезвычайно важную роль приобретает образование, причем образование специализированное. Это проявляется не только в необходимости получать образование, которая навязывается социальными институтами, но и в прямой зависимости между образованием, социальным статусом и уровнем доходов (что, впрочем, более характерно для западных обществ, чем для российского);
6) современное общество неспособно отличить миф от реальности, то есть оказывается (по крайней мере, отчасти) неспособным ставить реальные четкие цели;
7) оно практически полностью освободилось от идей прогресса, а также от морали и традиций, что, несомненно, имеет и крайне негативные стороны.
Учебник: 1-й – разд. 4.
Лекция № 18
- Курс лекций по дисциплине «основы социологии и политологии»
- Введение
- Социология как наука
- Общество как социокультурная система
- Социальные общности и группы
- Основные виды социальных общностей По степени устойчивости По размерам По содержанию
- Нации и межнациональные отношения
- Социальные институты и организации.
- Основные группы социальных институтов
- Личность, ее социальные роли и социальное поведение
- Социальные движения и конфликты
- Социальное неравенство и социальная мобильность
- Культура и цивилизация
- Часть II
- Политология - наука о политике. Предмет и методы политологии.
- Политическая власть и властные отношения
- Политическая система общества
- Основные признаки тоталитарного государства
- Политическое сознание и политическая культура
- Политическое сознание
- Избирательные системы; политические программы
- Основные виды избирательных систем
- Предвыборная программа
- Мировая политика и международные отношения
- Международных отношений
- Структура и основные принципы действий государств – членов оон
- Социально-экономические процессы в России
- Глобальные проблемы современности