Культура и цивилизация
Понятие культуры и ее структура;
Материальные и духовные ценности общества;
Проблемы взаимоотношений культур;
Социальные ценности и нормы;
Основные формы культуры;
Роль культуры в жизни человека и общества;
Понятие цивилизации.
Понятие культуры и ее структура
С существованием и развитием общества связаны еще два понятия - культура и цивилизация. Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) в разные времена приобретал разные смысловые оттенки:
подготовка почвы для ведения сельского хозяйства (агрокультуpa), тот или иной вид сельскохозяйственного растения (скажем, зерновые культуры);
степень начитанности и утонченности в манерах поведения человека;
сфера литературы и искусства и т. д. Сегодня в наиболее широком и общефилософском значении под культурой понимают все, что «наработало» общество за свою историю, т. е. весь сотворенный человеком мир - так называемые артефакты, или «вторую природу» (в отличие от первой, естественной и нерукотворной природы).
Таким образом, в широком смысле культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные элементы культуры, в частности, представляют производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, телевизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, библиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д. Духовные элементы - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д. Однако эти две группы элементов культуры не существуют изолированно. Они тесно взаимосвязаны и переплетены.
К Материальные и духовные ценности общества
В каждом обществе, понятно, складывается своя неповторимая культура. Наряду с многочисленными самобытными культурными компонентами у всех народов и стран существуют и общие элементы культуры - так называемые культурные универсалии. Американский этнограф Джордж Мёрдок (1897-1985) называет такие универсальные черты в культуре человечества, как разделение и кооперация труда, приготовление пищи, право собственности, домашнее хозяйство, торговля, язык, закон, образование, ухаживание, брак, семья, личное имя, приветствие, календарь, отсчет возраста, похоронные ритуалы, медицина, правительство и др.
Однако несмотря на подобные универсалии, культуры разных народов и стран весьма отличаются друг от друга. В связи с этим важной для социологов является проблема взаимоотношений различных культур.
Проблема взаимоотношений культур
Своеобразным этноцентризмом, по мнению ряда наблюдателей, заражены американцы. Многие из них слишком сосредоточены на себе и на своих сиюминутных проблемах. Они как бы «варятся в собственном соку», часто не замечая остальной мир (у которого тоже есть чему поучиться) и не задумываясь о перспективах развития своего и других обществ. В результате жители одной из самых материально благополучных стран мира сильно проигрывают, проявляя подчас элементарную неосведомленность в вопросах географии, политики и культурных достижений народов за пределами США.
Бывает, что этноцентристы не ограничиваются оценками, а «несут» свою культуру (религию, социальные ценности и нормы) в «массы» других народов - через печать, радио, телевидение, так называемую миссионерскую деятельность, а то и прямо (как это бывало в прошлом) через политику колониализма. Вот почему культурный этноцентризм в чем-то перекликается с воинствующим национализмом и может служить для него идеологическим обоснованием.
Сторонники «культурного релятивизма», напротив, полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Нельзя вставать в позу некоего всезнающего оценщика и изнутри своей культуры судить, кто лучше, а кто чем-то хуже. Каждая культура своеобразна и может быть правильно воспринята лишь через призму ее собственных ценностей и норм. Такой подход обычно характерен для тех, кто делает упор на культурную исключительность своего этноса, придерживается защитного национализма и хотел бы «закрыть» свое общество, наглухо отгородившись от остальных культур.
На фоне этих двух крайних подходов все более заметной становится третья тенденция – «культурная интеграция». Она проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов и стран все более и более сближаются. Это объективно обусловлено (а) растущей многонациональностью обществ и тем, что (б) хорошо информированные современные люди хотят брать все хорошее отовсюду.
И в самом деле, почему бы, скажем, россиянам не позаимствовать • традиционно глубокое уважение к предкам - у конфуцианцев; • стремление к максимальной честности и скромности - у Свидетелей Иеговы3; • четкость в работе и обязательность - у немцев; • расчетливость и бережливость - у финнов; • чистоту и ухоженность улиц - у сингапурцев? Почему бы не взять в пример японское трудолюбие, голландский опыт в рациональной организации агропрома, американскую благоустроенность быта, французскую галантность4, наконец, и т. д.? Разумеется, здесь речь не о заимствовании негативного опыта и не о смешном «попугайстве», когда, скажем, вдруг начинают писать номер московского телефона «по-американски» - без черточки между последними парами цифр (лишь бы на «заморский» лад!), или когда (как в Америке) улюлюкают и свистят в русском театре, или, наконец, когда иные российские журналисты пытаются «заявить о себе» через злоупотребление английским словцом (вроде «промоушн» или «перфоманс»). Тут и в самом деле уместно лишь развести руками: «Бедная российская «калча»!..»
Н Социальные ценности и нормы
Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых следует стремиться достичь. Таковыми в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т. д.
Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего - избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении. К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрицательно относиться к физической пассивности людей, к неправильному питанию и увлечению алкоголем и табаком.
Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу, равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опекает и контролирует своих граждан) - высшая справедливость, а для других - ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.
В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.
♦ Неформальные социальные нормы - это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т. д.
Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.
К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.
Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот, остракизм и т. п.), а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека.
Формальные социальные нормы представляют специально разработанные и установленные правила поведения (например, воинский устав или правила пользования метрополитеном). Особое место здесь принадлежит юридическим , или правовым нормам - законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны. Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции, т. е. либо вознаграждение (одобрение, награда, премия, почет, слава и т. п.), либо наказание (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, арест, тюремное заключение, смертная казнь и т. д.) за соблюдение или несоблюдение норм.
Основные формы культуры
Как само общество делится на разнообразные слои и социальные группы, так и его культура содержит различные пласты и сферы. Это позволяет выделить в последней ряд форм. Так, в зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура – это так называемыя высокая культура серъезная литература. Они создаются талантливыми, выдающимися живописцами, писателями, музыкантами, артистами и ориентированы на избранный круг людей, высокообразованную и творческую интеллигенцию. Вместе с тем в подобный «цвет общества» входят не только «профессионалы» - искусствоведы, литераторы, критики, композиторы, режиссеры, артисты и т. д. Здесь может оказаться любой человек -тонкий знаток и ценитель литературы, музыки, театра, музейных и выставочных экспозиций, получающий от соприкосновения с прекрасным духовное, эстетическое наслаждение.
Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы; мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д., а также народные художественные промыслы.
Массовая культура, или, как ее иногда называют, поп-культура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутность и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.
Яркие примеры подобной культуры - музыкальные шлягеры -однодневки, бесконечно сменяющие друг друга и для многих служащие лишь звуковым фоном в повседневной суете; стандартные кинобоевики, триллеры, любовно-сексуальные романы, газетные «сенсации», о которых «все. говорят» пару дней, а потом с равнодушием забывают и т. д.
Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия «доминирующая культура» и «субкультура». Доминирующая культура содержит своего рода культурные универсалии данного общества, ценности и нормы большинства людей. Например, большинство россиян свободно владеет русским языком - языком межнационального общения; стремится получить как минимум среднее образование; любит ходить в гости и отменно принимать гостей, увлекается компьютерными играми и т. д.
Субкультура - это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентации и нормы поведения той или иной группы людей.
Так, уже отмечавшаяся этническая многоликость большинства современных обществ порождает и многонациональность культур. Поэтому в таких обществах существуют национальные субкультуры. В частности, у нас в Российской Федерации можно выделить десятки таких субкультур - башкирскую, дагестанскую, марийскую, якутскую и т.д., и т.д. Важно сохранить их неповторимость и тем самым сберечь отрадное многообразие всей культуры России.
Любое уважающее себя общество не может не противиться какой бы то ни выло унификации своей культуры, лишению ее оригинальных черт и многоцветности. Тем более если культурные стандарты навязываются из-за рубежа, однообразно и скучно выглядят те страны, которые допустили распространяющуюся повсюду в мире в последние десятилетия «американизацию» своих культур. Америка создала великое общество и великую культуру (особенно материальную и потребительскую), но пусть это общество будет единственным и неповторимым у себя на родине, а не тиражируется в десятках других стран. Любая копия, как известно, всегда хуже оригинала.
Другими субкультурными формами могут быть:
(а) молодежная субкультура:
(б) субкультура пожилых людей;
(в) конфессиональная субкультура, отражающая особенности различных вероисповеданий (например, католическая, православная и протестантская субкультуры в рамках христианской культуры в целом);
(г) профессиональная субкультура, охватывающая «культурные универсалии» людей одной профессии (геологов, железнодорожников или банкиров) и т. д.
Наконец, еще одна субкультура носит особое название - контркультура. Она называется так потому, что не просто отличается от доминирующей культуры, а противостоит ей, отвергая общепризнанные нормы и ценности.
Яркий пример из нашего недавнего прошлого - так называемое диссидентство в бывшем СССР. Его открытых представителей (очень смелых людей!) было немного, но они (даже будучи упрятанными в психбольницы, тюрьмы, лагеря) с помощью своих многочисленных друзей и помощников (в Союзе и за рубежом) создали особый (в основном подпольно-литературный) пласт культуры протеста против коммунистической системы.
В жизни, правда, больше негативных примеров контркультуры. Это, в частности, с позволения, сказать «ценности» и «нормы» разного рода антиобщественных групп - террористов, воров, насильников, наемных убийц и тому подобных врагов человеческой культуры.
Например, террористические организации так называемых исламских фундаменталистов в Алжире и ряде других стран. В основе бандитско-воровской контркультуры лежит установка на паразитизм. (от греч. parasitos - нахлебник) - существование за счет других людей. Этих людей отличает пренебрежение к социальным нормам и ценностям - к элементарной добропорядочности, честности, уважению прав других людей, соблюдению законов и т.д.
Роль культуры в жизни
человека и общества
Роль культуры трудно переоценить, поскольку именно культура в обществе делает человека человеком, а стадо первобытных людей - обществом. Не случайно так называемые феральные люди, т. е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих четырех взаимосвязанных функциях культуры
♦ Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию.
♦ Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.
♦ Регулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.
♦ Объединяющая функции культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. Несмотря ни на что, она (наша культура - этот особый «русский дух») объединяет многострадальный российский народ веками. И подавляющее большинство россиян даже не стремится ни в какие америки и канады, а хочет жить на родине - в пусть убогой, но и могучей России.
Понятие цивилизации
С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации само слово «цивилизация» происходит от латинского civilis - гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения. (1) Одни ученые связывают это понятие с религией - говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях. (2) Другие - с географическим регионом - скажем, европейская цивилизация. (3) Третьи предполагают, что цивилизация - это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация). (4) Наконец, еще 2-й – тема 2, пар. 5в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним культуры.
Творчески объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация — это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают'образцы как материальной, так и духовной культуры общества - орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; 'жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, 'социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.
И все же главное, чем различаются цивилизации (особенно если брать не разные исторические эпохи, а цивилизации-современницы), - это духовная культура. Если материальные элементы современных, к примеру, таиландского и бельгийского обществ во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. В связи с этим понятно, почему социологи давно и всесторонне сопоставляют две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации - восточную и западную.
Учебники: 2-й – тема 2, пар. 5.
- Курс лекций по дисциплине «основы социологии и политологии»
- Введение
- Социология как наука
- Общество как социокультурная система
- Социальные общности и группы
- Основные виды социальных общностей По степени устойчивости По размерам По содержанию
- Нации и межнациональные отношения
- Социальные институты и организации.
- Основные группы социальных институтов
- Личность, ее социальные роли и социальное поведение
- Социальные движения и конфликты
- Социальное неравенство и социальная мобильность
- Культура и цивилизация
- Часть II
- Политология - наука о политике. Предмет и методы политологии.
- Политическая власть и властные отношения
- Политическая система общества
- Основные признаки тоталитарного государства
- Политическое сознание и политическая культура
- Политическое сознание
- Избирательные системы; политические программы
- Основные виды избирательных систем
- Предвыборная программа
- Мировая политика и международные отношения
- Международных отношений
- Структура и основные принципы действий государств – членов оон
- Социально-экономические процессы в России
- Глобальные проблемы современности