logo
ЛЕКЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Культура и цивилизация

  1. Понятие культуры и ее структура;

  2. Материальные и духовные ценности общества;

  3. Проблемы взаимоотношений культур;

  4. Социальные ценности и нормы;

  5. Основные формы культуры;

  6. Роль культуры в жизни человека и общества;

  7. Понятие цивилизации.

Понятие культуры и ее структура

С существованием и развитием общества связаны еще два понятия - культура и цивилизация. Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почи­тание) в разные времена приобретал разные смысловые оттенки:

Таким образом, в широком смысле культура - это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные элементы культуры, в частности, представляют производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, те­левизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, биб­лиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д. Духовные эле­менты - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, тради­ции, социальные нормы и ценности и т.д. Однако эти две группы элементов культуры не существуют изолированно. Они тесно вза­имосвязаны и переплетены.

К

Материальные и духовные ценности общества

примеру, книга - элемент материальной культуры, а содер­жащиеся в ней знания, идеи или художественные образы относятся к духовным ценностям. Правило переходить улицу в «положен­ном месте» - явление из сферы духовного, а представляющий это «положенное место» подземный переход - объект вещественный, материальный. Искусство (как способность творить и само худо­жественное творчество) духовно, а его результаты (картины, скуль­птуры, нотная запись музыкального произведения) вещественны. Наконец, театральный спектакль! Это такое сплетение одновре­менного творческого процесса и зрительского наслаждения его ре­зультатами, такой сплав духовного (искусство) и материального (живая картина), что их просто невозможно разделить.

В каждом обществе, понятно, складывается своя неповтори­мая культура. Наряду с многочисленными самобытными культур­ными компонентами у всех народов и стран существуют и общие элементы культуры - так называемые культурные универ­салии. Амери­канский этнограф Джордж Мёрдок (1897-1985) называет такие универсальные черты в культуре человечества, как разделение и кооперация труда, приготовление пищи, право собственности, до­машнее хозяйство, торговля, язык, закон, образование, ухажива­ние, брак, семья, личное имя, приветствие, календарь, отсчет возраста, похоронные ритуалы, медицина, правительство и др.

Однако несмотря на подобные универсалии, культуры раз­ных народов и стран весьма отличаются друг от друга. В связи с этим важной для социологов является проблема взаимоотно­шений различных культур.

Проблема взаимоотношений культур

В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции, или три подхода. Этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру других народов по культурным (и по их мнению, образцовым) стандартам своей этнической общно­сти. Глядя на мир «со своей колокольни», они однозначно решают, где добро, а где зло; что морально, а что аморально.

Своеобразным этноцентризмом, по мнению ряда наблюдателей, заражены американцы. Многие из них слишком сосредоточены на себе и на своих сиюминутных проблемах. Они как бы «варятся в собственном соку», часто не замечая остальной мир (у которого тоже есть чему поучиться) и не задумываясь о перспективах развития своего и других обществ. В результате жители одной из самых ма­териально благополучных стран мира сильно проигрывают, прояв­ляя подчас элементарную неосведомленность в вопросах географии, политики и культурных достижений народов за пределами США.

Бывает, что этноцентристы не ограничиваются оценками, а «несут» свою культуру (религию, социальные ценности и нормы) в «массы» других народов - через печать, радио, телевидение, так называемую миссионерскую деятельность, а то и прямо (как это бывало в прошлом) через политику колониализма. Вот почему культурный этноцентризм в чем-то перекликается с воинствую­щим национализмом и может служить для него идеологическим обоснованием.

Сторонники «культурного релятивизма», напротив, пола­гают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя под­ходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Нельзя вставать в позу некоего всезнающего оценщика и изнутри своей культуры судить, кто лучше, а кто чем-то хуже. Каждая культура своеобразна и может быть правильно воспринята лишь через призму ее собственных ценностей и норм. Такой подход обычно характерен для тех, кто делает упор на культурную ис­ключительность своего этноса, придерживается защитного наци­онализма и хотел бы «закрыть» свое общество, наглухо отгоро­дившись от остальных культур.

На фоне этих двух крайних подходов все более заметной ста­новится третья тенденция – «культурная интеграция». Она про­является в том, что при сохранении своей самобытности культу­ры народов и стран все более и более сближаются. Это объектив­но обусловлено (а) растущей многонациональностью обществ и тем, что (б) хорошо информированные современные люди хотят брать все хорошее отовсюду.

И в самом деле, почему бы, скажем, россиянам не позаимство­вать • традиционно глубокое уважение к предкам - у конфуциан­цев; • стремление к максимальной честности и скромности - у Сви­детелей Иеговы3; • четкость в работе и обязательность - у немцев; • расчетливость и бережливость - у финнов; • чистоту и ухожен­ность улиц - у сингапурцев? Почему бы не взять в пример японское трудолюбие, голландский опыт в рациональной организации агропрома, американскую благоустроенность быта, французскую галан­тность4, наконец, и т. д.? Разумеется, здесь речь не о заимствовании негативного опыта и не о смешном «попугайстве», когда, скажем, вдруг начинают писать номер московского телефона «по-американски» - без черточки меж­ду последними парами цифр (лишь бы на «заморский» лад!), или когда (как в Америке) улюлюкают и свистят в русском театре, или, наконец, когда иные российские журналисты пытаются «заявить о себе» через злоупотребление английским словцом (вроде «промоушн» или «перфоманс»). Тут и в самом деле уместно лишь разве­сти руками: «Бедная российская «калча»!..»

Н

Социальные ценности и нормы

аибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотноше­ний людей, их нравственные ориентации, пове­дение, но и сам дух общества в целом, его своеобразие и отли­чие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух... там Русью пахнет!»

Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых следует стремиться достичь. Таковыми в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудо­любие, ответственное отношение к делу, свобода предпринима­тельства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во вза­имоотношениях людей, богатство, власть, образование, духов­ность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего - избегать и т.д. Уко­ренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении. К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрица­тельно относиться к физической пассивности людей, к неправиль­ному питанию и увлечению алкоголем и табаком.

Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу, равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опе­кает и контролирует своих граждан) - высшая справедливость, а для других - ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэто­му индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различ­ны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они-то и форми­руют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

В отличие от социальных ценностей социальные нормы но­сят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуют, а в других прямо требуют соблюдения опреде­ленных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Все многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы.

Неформальные социальные нормы - это естественно скла­дывающиеся в обществе образцы правильного поведения, кото­рых, как ожидается или рекомендуется, люди должны придержи­ваться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие эле­менты духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обря­ды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, до­стойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т. д.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот, остракизм и т. п.), а также благодаря здравомыс­лию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каж­дого человека.

Формальные социальные нормы представляют специально разработанные и установленные правила поведения (например, воинский устав или правила пользования метрополитеном). Осо­бое место здесь принадлежит юридическим , или правовым нор­мам - законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, об­щественный порядок, безопасность страны. Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции, т. е. либо вознаграждение (одобрение, награда, премия, почет, слава и т. п.), либо наказание (неодобрение, понижение в должности, увольне­ние, штраф, арест, тюремное заключение, смертная казнь и т. д.) за соблюдение или несоблюдение норм.

Основные формы культуры

Как само общество делится на разнообразные слои и социальные группы, так и его культура содержит различные пласты и сферы. Это позволяет выделить в последней ряд форм. Так, в зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура – это так называемыя высокая культура серъезная литература. Они создаются талантливыми, выдающимися живописцами, писателями, музыкантами, артистами и ориентированы на избранный круг людей, высокообразованную и творческую интеллигенцию. Вместе с тем в подобный «цвет общества» входят не только «професси­оналы» - искусствоведы, литераторы, критики, композиторы, ре­жиссеры, артисты и т. д. Здесь может оказаться любой человек -тонкий знаток и ценитель литературы, музыки, театра, музейных и выставочных экспозиций, получающий от соприкосновения с прекрасным духовное, эстетическое наслаждение.

Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы; мифы, легенды, сказ­ки, песни, танцы, частушки и т. д., а также народные художествен­ные промыслы.

Массовая культура, или, как ее иногда называют, поп-куль­тура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентри­рована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удов­летворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутность и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.

Яркие примеры подобной культуры - музыкальные шлягеры -однодневки, бесконечно сменяющие друг друга и для многих служа­щие лишь звуковым фоном в повседневной суете; стандартные кино­боевики, триллеры, любовно-сексуальные романы, газетные «сен­сации», о которых «все. говорят» пару дней, а потом с равнодушием забывают и т. д.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выде­лить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия «доминирующая культура» и «субкультура». Доминирующая культура содер­жит своего рода культурные универсалии данного общества, цен­ности и нормы большинства людей. Например, большинство рос­сиян свободно владеет русским языком - языком межнациональ­ного общения; стремится получить как минимум среднее образо­вание; любит ходить в гости и отменно принимать гостей, увлекается компьютерными играми и т. д.

Субкультура - это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентации и нормы поведения той или иной группы людей.

Так, уже отмечавшаяся этническая многоликость большинства современных обществ порождает и многонациональность культур. Поэтому в таких обществах существуют национальные субкультуры. В частности, у нас в Российской Федерации можно выделить десятки таких субкультур - башкирскую, дагестанскую, марийскую, якутскую и т.д., и т.д. Важно сохранить их неповторимость и тем самым сберечь отрадное многообразие всей культуры России.

Любое уважающее себя общество не может не противиться какой бы то ни выло унификации своей культуры, лишению ее оригинальных черт и многоцветности. Тем более если культурные стандарты навязываются из-за рубежа, однообразно и скучно выгля­дят те страны, которые допустили распространяющуюся повсюду в мире в последние десятилетия «американизацию» своих культур. Америка создала великое общество и великую культуру (особенно материальную и потребительскую), но пусть это общество будет единственным и неповторимым у себя на родине, а не тиражируется в десятках других стран. Любая копия, как известно, всегда хуже оригинала.

Другими субкультурными формами могут быть:

(а) молодеж­ная субкультура:

(б) субкультура пожилых людей;

(в) конфес­сиональная субкультура, отражающая особенности различных вероисповеданий (например, католическая, православная и проте­стантская субкультуры в рамках христианской культуры в целом);

(г) профессиональная субкультура, охватывающая «культурные универсалии» людей одной профессии (геологов, железнодорож­ников или банкиров) и т. д.

Наконец, еще одна субкультура носит особое название - контркультура. Она называется так потому, что не просто отли­чается от доминирующей культуры, а противостоит ей, отвергая общепризнанные нормы и ценности.

Яркий пример из нашего недавнего прошлого - так называемое диссидентство в бывшем СССР. Его открытых представителей (очень смелых людей!) было немного, но они (даже будучи упрятанными в психбольницы, тюрьмы, лагеря) с помощью своих многочис­ленных друзей и помощников (в Союзе и за рубежом) создали осо­бый (в основном подпольно-литературный) пласт культуры протес­та против коммуни­стической системы.

В жизни, правда, больше негативных примеров контркульту­ры. Это, в частности, с позволения, сказать «ценности» и «нор­мы» разного рода антиобщественных групп - террористов, воров, насильников, наемных убийц и тому подобных врагов человечес­кой культуры.

Например, террористические организации так называемых ислам­ских фундаменталистов в Алжире и ряде других стран. В основе бандитско-воровской контркультуры лежит установ­ка на паразитизм. (от греч. parasitos - нахлебник) - существование за счет других людей. Этих людей отличает пренебрежение к социальным нормам и ценностям - к элементарной добропорядочности, честности, уваже­нию прав других людей, соблюдению законов и т.д.

Роль культуры в жизни

человека и общества

Роль культуры трудно переоценить, поскольку именно культура в обществе делает человека человеком, а стадо первобыт­ных людей - обществом. Не случайно так назы­ваемые феральные люди, т. е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в сле­дующих четырех взаимосвязанных функциях культуры

Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знания­ми, родным и иностранными языками, учится понимать литера­туру и искусство, приобретает опыт самостоятельного творче­ства и эрудицию.

Воспитательная функция имеет место, когда люди актив­но усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в об­ществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нор­мальным человеческим отношениям пролегает через личную сдер­жанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаим­ные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.

Регулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.

Объединяющая функции культу­ра обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, со­здает у них чувство общности, сознание принадлежности к еди­ной нации, народу, к одной конфессиональной или иной социаль­ной группе. Несмотря ни на что, она (наша культура - этот особый «русский дух») объединяет многострадальный российский народ веками. И подавляющее большинство россиян даже не стремится ни в какие америки и канады, а хочет жить на родине - в пусть убогой, но и могучей России.

Понятие цивилизации

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации само слово «цивилизация» происходит от латин­ского civilis - гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения. (1) Одни ученые связывают это понятие с религией - говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях. (2) Другие - с географическим регионом - скажем, европейская цивилизация. (3) Третьи предпо­лагают, что цивилизация - это определенная историческая сту­пень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация). (4) Наконец, еще 2-й – тема 2, пар. 5в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним культуры.

Творчески объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают'образцы как материаль­ной, так и духовной культуры общества - орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; 'жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, 'социальные цен­ности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации (особенно если брать не разные исторические эпохи, а цивилизации-совре­менницы), - это духовная культура. Если матери­альные элементы современных, к примеру, таиландского и бель­гийского обществ во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. В связи с этим понятно, почему социологи давно и всесторонне сопоставляют две параллельно развивающиеся сквозь века циви­лизации - восточную и западную.

Учебники: 2-й – тема 2, пар. 5.