Политическая система общества
Понятия политической системы. Структура политической системы.
Государство и его роль в обществе. Сущность и основные типы государства.
Понятия политической системы. Структура политической системы.
Политическая система общества — совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимно отношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Можно выделить следующие функции политической системы:
1) определение задач, путей развития общества;
2) организация деятельности общества для достижения поставленных целей;
3) распределение материальных и духовных ресурсов;
4) согласование разнообразных интересов, субъектов политического процесса;
5) разработка и внедрение в общества различных норм поведения;
6) обеспечение стабильности и безопасности общества;
7) политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;
8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.
Структурные элементы политической системы общества могут быть разделены на ряд групп в зависимости от того, в какой степени они вовлечены в политическую активность. Можно выделить:
1. Собственно политические органы и организации. К этой группе относятся государство, а также политические партии и движения. Общим признаком собственно политических субъектов является непосредственная связь с политикой и политической жизнью. Их существование оправдано именно политическими целями.
Государство участвует в политической жизни естественным образом; в определенном смысле это главный и даже наиболее влиятельный субъект политической жизни, поскольку именно государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь, и отвечает за соблюдение этих правил; кроме того, именно за государством в конечном счете остается последнее слово при изменении этих правил. Что касается политических партий, то они являются собственно политическими участниками в несколько ином смысле. Политические партии и движения создаются определенными группами внутри общества для достижения собственно политических целей, например, для влияния на государство или для достижения представителями данных групп власти (что, в конечном счете, также имеет целью изменение политики государства);
2. Несобственно политические органы и организации. К ним, в частности, можно отнести разного рода экономические и культурные объединения, например, профсоюзы, профессиональные объединения, общины национальных меньшинств, прочие объединения меньшинств и т.д. Такие организации создаются не для достижения собственно политических целей, хотя достижение глобальных целей таких организаций предполагает активное участие в политической жизни.
Так, объединения национальных меньшинств имеют целью сохранение родной культуры представителей данной народности, что невозможно, например, без существования национальных школ, издания книг, газет и журналов на родном языке данной народности, поддержания связей с представителями той же народности в других странах и т.д. Однако достижение этих целей невозможно без взаимодействия с государством. По крайней мере, подобные объединения должны быть признаны государством, которое вполне может оказывать им поддержку. С другой стороны, данные организации могут стремиться к принятию законов, которые благоприятствовали бы их деятельности. А это уже непосредственно политическая цель.
В повседневной жизни термин «государство» часто отождествляется с такими понятиями, как страна, нация, общество. Например, мы говорим: американское и российское государства, подразумевая две страны - CШA и Россию.
Однако как политический институт государство - это орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, определённую организованность и порядок в нём. Появление государства в истории человечества - закономерный результат стремлений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Только государство, если оно служит обществу, способно эффективно регулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода.
Каждое государство обладает СУВЕРЕНИТЕТОМ (верховная власть), то есть полной самостоятельностью и независимостью во всех внутренних и внешних делах, и является единственным органом, осуществляющим верховную власть в своей стране. Только ему принадлежит право:
1. Официально представлять общество в целом;
2. Издавать обязательные для всеобщего исполнения законы и другие нормативные акты;
3. Осуществлять правосудие и защиту граждан и страны. При этом государство использует профессиональный аппарат управления, органы общественного порядка и государственной безопасности, вооружённые силы; при необходимости - меры принуждения и наказания. Государство же устанавливает ГРАЖДАНСТВО, т.е. принадлежность того или иного лица к числу граждан данной страны. Наличие гражданства имеет для каждого человека принципиальное значение, так как оно определяет его политический и юридический статус, права и свободы, а также во многом материальное и моральное благополучие.
Как политическая структура государство имеет очень сложное строение. В большинстве стран традиционно выделяются три ветви государственной власти:
■ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (парламент), которая принимает законы страны и другие важнейшие документы и решения, определявшие жизнь общества (например, законодательным органом, или парламентом в США является Конгресс Соединённых Штатов, Швеции - Риксдаг, России - Федеральное Собрание);
■ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть - обеспечивает реализацию принятых законов и решений (в нашей стране - это Правительство Российской Федерации).
СУДЕБНАЯ власть. Она призвана быть арбитром в обществе, решать юридические споры, осуществлять правосудие ( в Российской Федерации к органам этой власти относятся Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и другие федеральные суды, а также Прокуратура страны).
П Основные типы государства
В зависимости от того, какой из сфер развития государства отдаётся преимущество, какие государственный функции развиваются в первую очередь, можно выделить государства ВОЕННОГО или ПОЛИЦЕЙСКОГО типов. В них соответственно преобладают структуры и функции государственного насилия - армии, военно-промышленный комплекс, органы охраны порядка и безопасности, часто используемые в целях агрессии, угроз и репрессии
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
по способу организации высшей власти по национально- территориальному устройству по политическому режиму по устойчивости социально-политической жизни по функциональной направленности государства
монархия абсолютная ограниченная республика президентская парламентская
унитарное конфедеративное федеративное тоталитарное демократическое авторитарное
стабильные неустойчивые
военное правовое полицейское социальноееское
Схема № 4. Основные типы государства
Социальное государство, напротив, приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику, направленную на улучшение жизни всего населения, на предупреждение и смягчение социальных конфликтов (примеры подобных государств - Швейцария, Швеция).
В Монархия и ее формы
Однако с развитием и демократизацией обществ на смену абсолютной (самодержавной) монархии пришла МОНАРХИЯ ограниченная, конституционная. Здесь монархический титул тоже наследуется, но политическая власть монарха значительно ограничена, а иногда его фигура имеет просто декоративный характер, т.к. управление страной осуществляют парламент и правительство. В то же время исторический опыт показывает, что институт монарха может служить важным национальным символом и позитивным моральным фактором, вдохновляющим, объединяющим и умиротворяющим общество. Абсолютные монархии сегодня крайне редки и сохранились лишь ■ некоторых государствах (например, в Саудовской Аравии, Катаре, Омане). Конституционная монархия представлена более широко - в частности, в Швеции, Бельгии, Голландии, Дании, Японии и др. странах.
В Республика и ее фомы
В президентской республике президент избирается народом и является главой государства. Он же подбирает, а часто и возглавляет правительство, В то же время выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности (т.н. импичмент). Однако при определённых условиях и президент имеет право роспуска парламента.
В парламентской республике президент избирается парламентом и часто является символической фигурой, выполняющей лишь представительские, церемониальные функции (прием иностранных послов или гостей, вручение наград и т.п.). Выборный парламент формирует и контролирует правительство. В случае парламентского вотума недоверия правительству последнее уходит в отставку. Такой тип государства менее распространён, чем президентская республика, и существует сегодня в Италии, Германии, Индии, Турции и ряде других стран..
В Унитарное государство Федеративное государство
Отличается от унитарного тем, что входящие в него государственные образования (штаты, земли, провинции, республики и другие регионы) обладают определенной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление. При этом осуществляется взаимоприемлемое разделение власти между федеральным (центральным) и региональными госорганами. Скажем, вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других решаются на федеральном уровне. Примерами федеративных государств являются Соединённые Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Российская Федерация.
Существует и такая своеобразная государственная форма, как конфедерация, в которую объединяются независимые государства для совместного решения каких-либо определённых задач (например, тех же внешнеполитических или военных). Подобные союзы весьма рыхлы и нестабильны: они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию (как, скажем, Швейцария, США ).
В последние десятилетия появились и новые объединения государств.. Наиболее интересным и перспективным представляется Европейскоe Содружество (ЕС), в котором создано не только общее экономическое пространство, но и общие государственные органы, координирующие политику стран ЕС.
П Тоталитарное государство
- насильственное политическое господство в обществе (диктатура, т.е. группы «избранных» лиц из партийно-государственной элиты;
- организация всей общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения» в сочетании с запугиванием населения к милитаризацией общества;
- запрещение конституционных прав и свобод и демократических организаций, поощрение взаимной слежки и доносительства, массовые репрессии;
- тотальный (полный, всепроникающий) контроль за всеми сферами жизни общества, особенно за средствами массовой информации;
- господство в обществе единой общеобязательной идеологии, абсолютная нетерпимость к инакомыслию.
Тоталитарные взгляды и идеи (например, о необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, о возможности тотального управления обществом и т.д.) существуют уже свыше двух тысячелетий. Однако политической реальностью тоталитаризм стал лишь в 20 веке. Исторически первой и «классической» его формой явился государственный строй СССР (коммунистический тоталитаризм). Другой «яркий» пример - фашистская Германия (национал-социалистический тоталитаризм).
- Курс лекций по дисциплине «основы социологии и политологии»
- Введение
- Социология как наука
- Общество как социокультурная система
- Социальные общности и группы
- Основные виды социальных общностей По степени устойчивости По размерам По содержанию
- Нации и межнациональные отношения
- Социальные институты и организации.
- Основные группы социальных институтов
- Личность, ее социальные роли и социальное поведение
- Социальные движения и конфликты
- Социальное неравенство и социальная мобильность
- Культура и цивилизация
- Часть II
- Политология - наука о политике. Предмет и методы политологии.
- Политическая власть и властные отношения
- Политическая система общества
- Основные признаки тоталитарного государства
- Политическое сознание и политическая культура
- Политическое сознание
- Избирательные системы; политические программы
- Основные виды избирательных систем
- Предвыборная программа
- Мировая политика и международные отношения
- Международных отношений
- Структура и основные принципы действий государств – членов оон
- Социально-экономические процессы в России
- Глобальные проблемы современности