Личность, ее социальные роли и социальное поведение
Человек, индивид, личность;
Понятие и процесс социализации;
Личный и социальный статусы. Социальная роль.
Рассмотренное выше общество - это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения и т.д. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий, как социализация, социальные статусы я роли, ненормативное поведение, конфликты и т.д. Обратимся в данной теме к подробному их разборку, оттолкнувшись от различий между терминами «человек», «индивид» и «личность».
В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга.
Термином «человек» называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей.
В противоположность этому ♦ индивид есть отдельный «экземпляр» рода людей, один из его представителей. Наконец ♦ личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.
Личность - человек как носитель определенных, неповторимых черт
Индивид - один представителей рода людей, отдельный человек.
Человек - собирательный образ человеческого рода в целом.
Таким образом, если индивид «экземплярен» (т.е. повторяет черты всех других людей), то личность всегда оригинальна, поскольку здесь имеются в виду только те качества, которые присущи данному человеку. Отсюда, каждый человек, с одной стороны, - индивид (один из рода людей), а с другой - личность (человек, имеющий свою индивидуальность). И если понятия «человек» и «индивид» объединяют всех людей, то «личность» отличает их друг от друга.
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди других людей и становиться личностью. Это подводит нас к следующему важному понятию в обществоведении - социализации.
Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество. Она идет по двум взаимопереплетающимся направлениям. С одной стороны, включаясь в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений, действующее лицо.
Социализация начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубокой старости. Она охватывает все процессы приобщения индивида к культуре:
• его обучение и воспитание,
• взаимодействие с другими людьми,
• освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, • приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе (чего, кстати, не происходит с уже упоминавшимися феральными людьми, которых не коснулась цивилизация).
Непосредственными сферами социализации являются прежде всего семья, а также воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых, соседей, средства массовой информации и т. д. При этом в процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходят накопление и передача культурного опыта от поколения к поколению (на научном языке так называемая культурная трансмиссия), обеспечивающая самобытность, устойчивость и в то же время обновление каждого общества.
Социальный и личный статусы индивида
Люди имеют в своей жизни не один, а множество статусов. Так, человек может быть одновременно и сыном, и мужем, и отцом, и ученым, и мэром, и автолюбителем, и меценатом и т. д. Вместе с тем в наборе статусов можно выделить какой-то один главный статус (обычно должностной), который имеет для данного индивида определяющее значение.
В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный статус (приписанный или приписываемый) - это тот, который получен от рождения, по наследству или по стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Таковы, в частности, приобретенные от рождения, или прирожденные, статусы, связанные:
с полом (женщина, мужчина),
с национальностью (египтянин, чилиец, белорус),
с расой (представитель монголоидной, негроидной или европеоидной расовых групп),
с кровным родством (дочь, сын, сестра, бабушка),
с наследуемыми титулами (королева, император, баронесса).
К предписанным можно отнести и такие «невольно» приобретенные статусы, как падчерица, пасынок, теща и т. п.
Социальный статус Личный статус
положение индивида в обществе положение индивида в малой
в соответствии с его полом, группе, определяемое отношением
возрастом, происхождением, к нему окружающих людей.
собственностью, образованием,
семейным положением и т. д.
В отличие от предписанного достигнутый статус (или достигаемый) приобретается собственными усилиями индивида. Он связан :
- с получением образования и трудовой квалификации (учащийся, студент, рабочий, мастер, инженер),
с трудовой деятельностью и деловой карьерой (фермер, банкир, директор, майор, генерал, доктор наук, министр, член парламента),
с какими-либо особыми заслугами (народный артист, заслуженный учитель, почетный гражданин города) и т. п.
По мнению западных аналитиков, в постиндустриальном обществе все более определяющую роль играет именно достигаемый (а не предписанный) статус людей. Современные социумы тяготеют к так называемой меритократии, предполагающей оценку людей по их заслугам (знания, квалификация, профессионализм), а не по доставшемуся наследству или личным связям с «Ви-Ай-Пи».
Достигнутый и предписанный статусы - это два основных вида статусов.
Если социальный статус определяет место индивида в обществе, то личный - его позицию в среде непосредственно окружающих его людей. Личный статус — это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией5, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (трудяга - лентяй, добряк - жмот, серьезный человек - пустышка, доброжелательный - злой и т. п.). В соответствии с подобными оценками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе.
Уровни социального и личного статусов часто могут не совпадать. Так, скажем, министр (высокий социальный статус) может быть скверной и нечистой на руку личностью (низкий личный статус). И наоборот, «простая» уборщица (низкий социальный статус) благодаря своему трудолюбию и душевности может пользоваться большим уважением окружающих (высокий личный статус).
От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объясняет свой предмет, умело «подбрасывает» слушателям интригующие вопросы, служит для молодых людей образцом воспитанности, высокой культуры, грамотной речи и т. д. В этом и состоит понятие социальной роли.
Социальная роль - это те определенные действия, которые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль - выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением - одна из причин так называемых статусно-ролевых конфликтов.
В конфликтных случаях расхождения между социальным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. И тогда несостоятельный директор отстраняется от должности, неуспевающий студент отчисляется из учебного заведения, а представленный выше «папаша» лишается родительских прав.
Еще одна причина статусно-ролевых конфликтов - противоречие между различными статусами-ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей в жизни часто сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом. Такая ситуация может, скажем, сложиться у сотрудника госбезопасности одной страны, работающего «по совместительству» на разведку другой страны; у опустившегося до вымогательства милиционера; у прокурора, не устоявшего перед взяткой; у любящего мужа, наконец, который увлекся дамой на стороне. Все это неизбежно ввергает человека в состояние мучительного разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании.
Учебники: 1-й - разд. 2, пар. 4
2-й - тема 2, пар. 2, тема 3, пар. 1;
Лекция № 7
- Курс лекций по дисциплине «основы социологии и политологии»
- Введение
- Социология как наука
- Общество как социокультурная система
- Социальные общности и группы
- Основные виды социальных общностей По степени устойчивости По размерам По содержанию
- Нации и межнациональные отношения
- Социальные институты и организации.
- Основные группы социальных институтов
- Личность, ее социальные роли и социальное поведение
- Социальные движения и конфликты
- Социальное неравенство и социальная мобильность
- Культура и цивилизация
- Часть II
- Политология - наука о политике. Предмет и методы политологии.
- Политическая власть и властные отношения
- Политическая система общества
- Основные признаки тоталитарного государства
- Политическое сознание и политическая культура
- Политическое сознание
- Избирательные системы; политические программы
- Основные виды избирательных систем
- Предвыборная программа
- Мировая политика и международные отношения
- Международных отношений
- Структура и основные принципы действий государств – членов оон
- Социально-экономические процессы в России
- Глобальные проблемы современности