logo
ЛЕКЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Личность, ее социальные роли и социальное поведение

  1. Человек, индивид, личность;

  2. Понятие и процесс социализации;

  3. Личный и социальный статусы. Социальная роль.

Рассмотренное выше общество - это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится лично­стью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения и т.д. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий, как социализация, социальные статусы я роли, ненормативное поведение, конфлик­ты и т.д. Обратимся в данной теме к подробному их разборку, оттолкнувшись от различий между терминами «человек», «инди­вид» и «личность».

В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга.

Термином «человек» называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя чело­веческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей.

В противоположность этому индивид есть отдельный «эк­земпляр» рода людей, один из его представителей. Наконец лич­ность выступает как тот или иной человек, имеющий определен­ную неповторимую индивидуальность.

Личность - человек как носитель определенных, неповторимых черт

Индивид - один представителей рода людей, отдельный человек.

Человек - собирательный образ человеческого рода в целом.

Таким образом, если индивид «экземплярен» (т.е. повторяет черты всех других людей), то личность всегда оригинальна, посколь­ку здесь имеются в виду только те качества, которые присущи данному человеку. Отсюда, каждый человек, с одной стороны, - индивид (один из рода людей), а с другой - личность (человек, имеющий свою индивидуальность). И если понятия «человек» и «индивид» объединяют всех людей, то «личность» отличает их друг от друга.

Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, самоутверждаться среди дру­гих людей и становиться личностью. Это подводит нас к следую­щему важному понятию в обществоведении - социализации.

Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество. Она идет по двум взаимопереплетающимся направле­ниям. С одной стороны, вклю­чаясь в систему социальных отношений, индивид усваивает куль­турный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культу­ры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений, действующее лицо.

Социализация начинается в самом раннем детстве и не пре­кращается по существу до глубокой старости. Она охватывает все процессы приобщения индивида к культуре:

• его обучение и воспитание,

• взаимодействие с другими людьми,

• освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и ви­дов совместной деятельности, • приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе (чего, кста­ти, не происходит с уже упоминавшимися феральными людьми, которых не коснулась цивилизация).

Непосредственными сферами социализации являются преж­де всего семья, а также воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых, соседей, средства массовой информации и т. д. При этом в процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходят накопление и передача культурного опыта от поколения к поколению (на научном языке так называемая культурная трансмиссия), обес­печивающая самобытность, устойчивость и в то же время об­новление каждого общества.

Социальный и личный статусы индивида

Еще один результат социализации - приобретение людьми различных статусов, т. е. определенных позиций в обществе. Различают статусы социальный и личный. Социальный ста­тус - это положение индивида (или группы лю­дей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, проис­хождением, собственностью, образованием, родом занятий, дол­жностью, семейным положением и т.д. К примеру, люди, обучающиеся в вузе, имеют статус студента; те, кто завершил трудовую деятельность по возрасту, - статус пенсионера; потеряв­шие работу – статус безработного. Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности.

Люди имеют в своей жизни не один, а множество статусов. Так, человек может быть одновременно и сыном, и мужем, и отцом, и ученым, и мэром, и автолюбителем, и меценатом и т. д. Вме­сте с тем в наборе статусов можно выделить какой-то один глав­ный статус (обычно должностной), который имеет для данного индивида определяющее значение.

В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приоб­ретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигнутый. Предписанный ста­тус (приписанный или приписываемый) - это тот, который получен от рождения, по наследству или по стече­нию жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Таковы, в частности, приобретенные от рожде­ния, или прирожденные, статусы, связанные:

К предписанным можно отнести и такие «невольно» приобретенные статусы, как падчерица, пасынок, теща и т. п.

Социальный статус Личный статус

положение индивида в обществе положение индивида в малой

в соответствии с его полом, группе, определяемое отношением

возрастом, происхождением, к нему окружающих людей.

собственностью, образованием,

семейным положением и т. д.

В отличие от предписанного достигнутый статус (или достигаемый) приобретается собственными усилиями индивида. Он связан :

- с получением образования и трудовой квалифика­ции (учащийся, студент, рабочий, мастер, инженер),

По мнению западных аналитиков, в постиндустриальном об­ществе все более определяющую роль играет именно достигаемый (а не предписанный) статус людей. Современные социумы тяготеют к так называемой меритократии, предполагающей оценку людей по их заслугам (знания, квалификация, профессионализм), а не по доставшемуся наследству или личным связям с «Ви-Ай-Пи».

Достигнутый и предписанный статусы - это два основных вида статусов.

Если социальный статус определяет место индивида в обще­стве, то личный - его позицию в среде непосредственно окружа­ющих его людей. Личный статус — это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией5, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (тру­дяга - лентяй, добряк - жмот, серьезный человек - пустышка, доб­рожелательный - злой и т. п.). В соответствии с подобными оцен­ками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе.

Уровни социального и личного статусов часто могут не со­впадать. Так, скажем, министр (высокий социальный статус) может быть скверной и нечистой на руку личностью (низкий личный статус). И наоборот, «простая» уборщица (низкий со­циальный статус) благодаря своему трудолюбию и душевности может пользоваться большим уважением окружающих (высо­кий личный статус).

От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объяс­няет свой предмет, умело «подбрасывает» слушателям интригую­щие вопросы, служит для молодых людей образцом воспитанно­сти, высокой культуры, грамотной речи и т. д. В этом и состоит понятие социальной роли.

Социальная роль - это те определенные действия, кото­рые должен совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, сол­дат, жена), то социальная роль - выполняемые ими в данной позиции функции. Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инст­рукциях, уставах и т.д.). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением - одна из причин так называемых статусно-роле­вых конфликтов.

В конфликтных случаях расхождения между соци­альным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей. И тогда несостоятельный дирек­тор отстраняется от должности, неуспевающий студент отчисля­ется из учебного заведения, а представленный выше «папаша» лишается родительских прав.

Еще одна причина статусно-ролевых конфликтов - противо­речие между различными статусами-ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей в жизни часто сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с дру­гом. Такая ситуация может, скажем, сложиться у сотрудника гос­безопасности одной страны, работающего «по совместительству» на разведку другой страны; у опустившегося до вымогательства милиционера; у прокурора, не устоявшего перед взяткой; у любя­щего мужа, наконец, который увлекся дамой на стороне. Все это неизбежно ввергает человека в состояние мучительного разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании.

Учебники: 1-й - разд. 2, пар. 4

2-й - тема 2, пар. 2, тема 3, пар. 1;

Лекция № 7