Тема 5. Власть
1. Понятие и структура власти:
. Основные направления в трактовке власти.
. Основные компоненты власти (субъект и объект, ресурсы власти).
. Типология власти.
2. Отличительные признаки политической власти.
3. Политическая легитимность и виды легитимности.
1.1. Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, организация, государство).
Направления в трактовке власти:
телеологическое (с точки зрения цели) – характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Трактовка власти широка и распространяется не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие людей с окружающим миром;
бихевиористские (поведенческие) направления рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются;
психологические интерпретации индивидуального поведения как источника власти (Фрейд). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняет функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности (компенсаторная теория власти). Фрейд считал, что в психике человека есть структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоению с помощью любви к властителю;
системная трактовка власти исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, и трактует ее как свойство системы, которое проявляется во взаимоотношениях частей и целого (основатель – Т. Парсонс);
структурно-функционалистские интерпретации рассматривают власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и подчинения. Власть – свойство социальных статусов и ролей, позволяющее контролировать ресурсы и средства влияния;
реляционистская (от франц. слова “relation” – отношение) – рассматривает власть как отношение между двумя партнёрами (агентами), при котором один из них оказывает определяющее влияние на другого. В этом случае власть предстаёт как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определённых средств контролирует объект.
Такое понимание власти позволяет раскрыть её структуру, увязать в единое целое её различные характеристики. В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» [Политология. Энциклопедический словарь. М., 1992, с. 41].
Власть – социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, которые приобретают обязательный характер для другого субъекта или группы. В данном случае возникает отношение управления–исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования–подчинения.
Почему один человек подчиняется другому? (Примеры: грабитель с пистолетом, начальник, социальный статус и т. п.) В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.). Механизм осуществления власти предполагает (см. схему).
Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется второму, и в результате этого властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
1.2. Основные компоненты власти: субъект власти, объект власти, средства (ресурсы) власти.
Субъект власти воплощает в себе ее активное направляющее начало. Субъектами могут быть личность, политический орган, организация, социальная общность, государство. Для реализации властных интересов субъект должен обладать такими качествами как желание властвовать, воле к власти. Он должен быть компетентным, знать состояние и настроение своих подчиненных, обладать авторитетом.
Субъект определяет содержание властных отношений через:
приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти,
наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли,
нормирование поведения как совокупность правил, соответствующих всеобщим интересам.
Власть – это всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. (Но когда мы пытаемся властвовать над самими собой, тогда субъект и объект власти совпадают.)
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств (потребностей, сознания, культуры) объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.
Качество объекта политического властвования определяется политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, является благоприятной средой для авторитарных и тоталитарных режимов.
Наиболее стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, и тогда теряется необходимость применения санкций. Максимальная сила власти достигается при идентификации объекта и субъекта. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело.
Ресурсы власти – все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти разнообразны. Существует несколько классификаций ресурсов.
Классификация ресурсов власти:
утилитарные – материальные и другие социальные блага;
принудительные – меры административного и уголовного воздействия;
нормативные – средства воздействия на внутренний мир человека, ценностные ориентации.
Классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности:
экономические – материальные ценности, необходимые для общественного потребления, финансовые ресурсы;
социальные ресурсы как способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии;
культурно-информационные – знания, информация, средства их получения (институты науки, образования, интернет, средства массовой информации);
силовые ресурсы – оружие, аппарат физического принуждения.
Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который создает и другие ресурсы.
Типология власти:
В соответствии с ресурсами: экономическая, политическая, социальная, информационная.
В соответствии с субъектом власти: государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и др.
По широте распространения власти: мегауровень (международная власть), макроуровень (центральная власть), мезоуровень (областная, региональная власть), микроуровень (местная власть).
По функциям: законодательная, исполнительная, судебная.
По способам осуществления: демократическая, авторитарная, тоталитарная.
Политическая власть – это способность и возможность индивида, социальной группы, класса, партии, государства проводить свою волю в политике.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
легальностью использования силы в пределах государства;
верховенством, то есть обязательностью решений для всякой иной власти;
публичностью, то есть всеобщностью и безличностью, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью правовых законов;
моноцентричностью, то есть существованием единого центра принятия решений;
многообразием ресурсов.
Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти. Она формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множества людей в одном субъекте, то есть политическая власть – это общественная власть. Однако она не тождественна любой общественной власти. Политическая власть существовала не на всех этапах развития общества. Государство выступает институтом, который консолидирует различные классовые, социальные и другие интересы в обществе, поэтому государственную власть следует рассматривать как высшую форму политической власти.
В современном демократическом обществе механизм политической власти имеет сложную иерархизированную структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные полномочия своему официально опосредованному агенту – государству, которое в свою очередь их распределяет по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная власти), с тем, чтобы управлять общественными делами (объект власти).
Как известно, теория разделения властей была разработана французским просветителем Шарлем Луи Монтескье в работе «О духе законов». В дальнейшем эта теория нашла свое развитие в так называемой системе «сдержек и противовесов», разработанной американскими учеными Дж. Мэдисоном и А. Гамильтоном. Ее основные положения:
законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции;
все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
судебная власть действует независимо от политического влияния. Судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
3. Власть в цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале ХIХ века и означало политической движение во Франции, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законную, в отличие от власти Наполеона.
Легитимность – это признание правомерности политической власти большинством населения страны и мировым сообществом.
Типы легитимности (М. Вебер «Политика как призвание и профессия»):
традиционная легитимность возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (присуща монархиям);
рационально-правовая легитимность основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения (конституционное государство – наиболее развитая форма этого типа власти);
харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен богом. Вера в харизму характерна для исламских государств.
Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность, суть которой состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание; националистическая легитимность и др. (см. схему).
Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации (потеря легитимности), обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.
- Политология: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения содержание
- Вступление
- Тема 1. Политология как наука
- Возникновение и развитие политической науки.
- Понятие политического. Предмет и язык политологии.
- Методы политической науки и ее функции.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Политическая сфера общества Политические потребности, интересы
- Свобода
- Политическая власть
- Культура
- Тема 2. Основные вехи истории политической мысли
- Политическая мысль древности.
- Политические идеи Средневековья.
- 3. Политическая мысль хv – XVIII вв.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Зарождение политичесакой мысли в Древнем мире
- Политические воззрения средневековья
- Концепция религиозной
- Тема 3. Развитие политической мысли в Украине
- Истоки политических идей в Украине.
- Основные направления общественно-политической мысли в
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Тема 4. Политика как социальное явление
- Происхождение, сущность и структура политики.
- Функции политики. Виды и направления политики.
- Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни (политика и экономика, политика и право, политика и мораль).
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Аспекты политики отношения между субъектами политики главным образом по поводу власти
- Тема 5. Власть
- Вопросы и задания к теме:
- Механизм осуществления власти включает следующие моменты
- Традиционная
- Правовая
- Патриархальная
- Сословная
- Харизматическая
- Идеологическая
- Религиозная
- Тема 6. Политический режим
- Содержание политического режима.
- Классификация основных политических режимов.
- Темы рефератов:
- Политические режимы
- Олигархический
- Фашистский
- Особенности тоталитаризма как политического режима
- Характерные черты
- Основные типы
- Тема 7. Политическая система общества
- Модель политической системы Истона
- Модель Алмонда
- Вопросы и задания к теме:
- Функции политической системы:
- Тема 8. Государство – основной институт политической системы
- Вопросы и задания к теме:
- Парламентарная
- Дуалистическая
- Президентская
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Вопросы и задания к теме:
- Тема 10. Политическая культура и политическая социализация личности
- Вопросы и задания к теме:
- Политические
- Тема 11. Политическое лидерство
- Понятие и природа политического лидерства.
- 2. Основные теории лидерства.
- Типы политического лидерства.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Типы политических лидеров
- Нахождение и принятие оптимальных политических решений
- Социальный арбитраж и патронаж, защита от беззакония, поддержка порядка и законности
- Коммуникация власти и масс, упрочение политичес-кой и эмоциональной связи граждан и политического руководства
- Тема 12. Политические элиты
- Вопросы и задания к теме:
- Правящая
- Средняя
- Назначение кадрового аппарата органов управления
- Выдвижение политических лидеров
- Создание корреляции институтов политической системы
- Тема 13. Группы интересов и общественные движения
- Понятие групп интересов и их функции.
- Типология групп интересов, их характер и ресурсы влияния.
- Общественные движения, причины их возникновения и этапы развития.
- Вопросы и задания к теме:
- Нет единой
- Демократические движения современности
- Тема 14. Политические партии и партийные системы
- Генезис, сущность и функции политических партий.
- Типологии партий и партийных систем.
- Формирование многопартийности в Украине.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Политический спектр партий Общепринятое «линейное размещение»
- Партии и блоки, преодолевшие 3 % барьер на выборах в Верховную Раду Украины в 1998 г.
- Партии и блоки, преодолевшие 4 % барьер на выборах в Верховную Раду Украины в 2002 г.
- Тема 15. Избирательные системы и политический процесс
- Понятие выборов. Основные принципы свободных, демократических выборов.
- Основные типы избирательных систем.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Литература по курсу Основная
- Дополнительная