logo
Назаренко

Тема 5. Власть

1. Понятие и структура власти:

    1. . Основные направления в трактовке власти.

    2. . Основные компоненты власти (субъект и объект, ресурсы власти).

    3. . Типология власти.

2. Отличительные признаки политической власти.

3. Политическая легитимность и виды легитимности.

1.1. Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, организация, государство).

Направления в трактовке власти:

Такое понимание власти позволяет раскрыть её структуру, увязать в единое целое её различные характеристики. В энциклопедическом словаре по политологии даётся определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого» [Политология. Энциклопедический словарь. М., 1992, с. 41].

Власть – социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, которые приобретают обязательный характер для другого субъекта или группы. В данном случае возникает отношение управления–исполнения, иногда выражаемое в более жёсткой форме командования–подчинения.

Почему один человек подчиняется другому? (Примеры: грабитель с пистолетом, начальник, социальный статус и т. п.) В основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.). Механизм осуществления власти предполагает (см. схему).

Исходя из приведенных суждений о власти, можно сделать следующий вывод: власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется второму, и в результате этого властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

1.2. Основные компоненты власти: субъект власти, объект власти, средства (ресурсы) власти.

Субъект власти воплощает в себе ее активное направляющее начало. Субъектами могут быть личность, политический орган, организация, социальная общность, государство. Для реализации властных интересов субъект должен обладать такими качествами как желание властвовать, воле к власти. Он должен быть компетентным, знать состояние и настроение своих подчиненных, обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание властных отношений через:

Власть – это всегда двустороннее отношение, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. (Но когда мы пытаемся властвовать над самими собой, тогда субъект и объект власти совпадают.)

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств (потребностей, сознания, культуры) объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.

Качество объекта политического властвования определяется политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальные и подданнические типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, является благоприятной средой для авторитарных и тоталитарных режимов.

Наиболее стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, и тогда теряется необходимость применения санкций. Максимальная сила власти достигается при идентификации объекта и субъекта. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело.

Ресурсы власти – все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти разнообразны. Существует несколько классификаций ресурсов.

Классификация ресурсов власти:

Классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности:

  1. экономические – материальные ценности, необходимые для общественного потребления, финансовые ресурсы;

  2. социальные ресурсы как способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии;

  3. культурно-информационные – знания, информация, средства их получения (институты науки, образования, интернет, средства массовой информации);

  4. силовые ресурсы – оружие, аппарат физического принуждения.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который создает и другие ресурсы.

    1. Типология власти:

В соответствии с ресурсами: экономическая, политическая, социальная, информационная.

  1. В соответствии с субъектом власти: государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная и др.

  2. По широте распространения власти: мегауровень (международная власть), макроуровень (центральная власть), мезоуровень (областная, региональная власть), микроуровень (местная власть).

  3. По функциям: законодательная, исполнительная, судебная.

  4. По способам осуществления: демократическая, авторитарная, тоталитарная.

  1. Политическая власть – это способность и возможность индивида, социальной группы, класса, партии, государства проводить свою волю в политике.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

  1. легальностью использования силы в пределах государства;

  2. верховенством, то есть обязательностью решений для всякой иной власти;

  3. публичностью, то есть всеобщностью и безличностью, что означает обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью правовых законов;

  4. моноцентричностью, то есть существованием единого центра принятия решений;

  5. многообразием ресурсов.

Политическая власть вторична по отношению к индивидуальной власти. Она формируется в результате делегирования части прав и концентрации воли множества людей в одном субъекте, то есть политическая власть – это общественная власть. Однако она не тождественна любой общественной власти. Политическая власть существовала не на всех этапах развития общества. Государство выступает институтом, который консолидирует различные классовые, социальные и другие интересы в обществе, поэтому государственную власть следует рассматривать как высшую форму политической власти.

В современном демократическом обществе механизм политической власти имеет сложную иерархизированную структуру, где формальным первичным субъектом и источником власти выступает народ, передающий властные полномочия своему официально опосредованному агенту – государству, которое в свою очередь их распределяет по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная власти), с тем, чтобы управлять общественными делами (объект власти).

Как известно, теория разделения властей была разработана французским просветителем Шарлем Луи Монтескье в работе «О духе законов». В дальнейшем эта теория нашла свое развитие в так называемой системе «сдержек и противовесов», разработанной американскими учеными Дж. Мэдисоном и А. Гамильтоном. Ее основные положения:

3. Власть в цивилизованном обществе должна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале ХIХ века и означало политической движение во Франции, которое ставило своей целью восстановление власти короля как единственно законную, в отличие от власти Наполеона.

Легитимность – это признание правомерности политической власти большинством населения страны и мировым сообществом.

Типы легитимности (М. Вебер «Политика как призвание и профессия»):

  1. традиционная легитимность возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков (присуща монархиям);

  2. рационально-правовая легитимность основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения (конституционное государство – наиболее развитая форма этого типа власти);

  3. харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен богом. Вера в харизму характерна для исламских государств.

Легитимность власти не ограничивается этими тремя классическими типами. Существуют и другие, например, идеологическая легитимность, суть которой состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание; националистическая легитимность и др. (см. схему).

Важное место в функционировании власти занимают проблемы делегитимизации (потеря легитимности), обострение которой может вызвать кризис и даже крах политического режима.