logo
Назаренко

Общественные движения, причины их возникновения и этапы развития.

1. Важное влияние на государство, партии и политическую жизнь в целом оказывают группы интересов. Они возникли в процессе индустриализации общества, плюрализации, роста разнообразия его социальной структуры и развития демократии. Появление самого этого понятия, а также его осмысление в политической науке связано с трактовкой политического процесса американским исследователем Артуром Бентли. В книге «Процесс управления» (1908 г.) он вышел за рамки формального, институционального подхода, господствовавшего ранее, и подчеркнул необходимость исходить из реальности, исследуя не только политические нормы и идеи, но и группы, реально контролирующие власть.

В ходе соперничества и соглашений различных групп достигается баланс интересов, выражением которого и являются важнейшие государственные решения и политические изменения. Выявление заинтересованных групп позволяет увидеть источник политической динамики, понять истинные цели политических действий, обычно скрываемые за различного рода благозвучными декларациями.

Группа – это относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, ее мотивацией и нормами. Данное понятие относится к наиболее фундаментальным в современной социологии, социальной психологии и политологии. В основе объединения группы лежит общий для всех ее участников интерес, выраженный определенным набором целей.

Лоббизм означает непосредственное воздействие на процесс принятия законов в парламенте, а группы давления – это организации, которые стремятся поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами.

В современной политологии группы интересов определяются как добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов, входящих в них людей во взаимоотношениях, как с другими группами, так и внутри самих этих организаций.

Под группами интересов обычно понимаются любые преимущественно добровольные объединения людей, стремящиеся реализовать свои расходящиеся с другими группами интересы через воздействие на государственную политику. Главным объектом такого воздействия являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления. Политическое влияние групп интересов на государственные решения может быть опосредовано партиями или же СМИ.

Группы интересов отличаются от партий тем, что они сами не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы. Однако они влияют на парламент и правительство и принимаемые ими решения. Группы интересов могут поддерживать те или иные партии или же не иметь устойчивой партийной ориентации.

Группы интересов – преимущественно добровольные организации. Хотя некоторые из них объединяют в обязательном порядке всех представителей определенной профессии. Так, в США каждый врач должен быть членом Врачебной палаты, а каждый студент – платить взносы Всеобщей студенческой ассоциации университетов. Обязательная принадлежность к определенной профессиональной организации обычно связана с корпоративизмом.

Группы интересов очень разнообразны. Для их характеристики используются различные понятия: «объединение», «ассоциация», «союз», «организация», «совет», «клуб», «акция», «движение», «кружок», «комитет» и др.

Сложность феномена групп интересов обусловлена многообразием выполняемых ими функций:

Группы интересов эффективно выполняют свои функции тогда, когда они представляют все разнообразие существующих в обществе интересов (экономические, социальные, идеологические, культурные, этнические, отраслевые). Такое широкое представительство интересов не только гарантирует влияние на принятие политических решений, но и обеспечивает поток информации и поддержку, в которой нуждаются органы государственной власти и управления.

2. В зависимости от целей и методов презентации социальных интересов, используемых ресурсов и способов влияния на власть, а также других параметров своей деятельности группы интересов существенно различаются друг от друга. Так, среди многочисленных классификаций можно отметить разделение групп интересов по характеру деятельности на одноцелевые (складывающиеся и существующие только в связи с достижением определенной цели) и многоцелевые (чья деятельность не ограничена спецификой отдельных задач). С подобной классификацией тесно связана и типология французского политолога М. Дюверже, выделявшего специальные (занимающиеся только политической деятельностью) и частичные (выполняющие более широкий круг социальных функций, связанных с организацией бизнеса и т. д.) группы интересов.

Весьма распространено деление групп интересов по территориальным признакам (группы, формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в центральных или местных органах власти). Можно выделить еще две распространенных типологии групп интересов:

  1. по степени их организации и специализации:

  1. в зависимости от общественных сфер деятельности:

Влияние групп интересов может носить как открытый, так и скрытый (латентный) характер. Опасность скрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки присущих им функций, связанных с передачей требований и воздействием на власть, и могут начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов.

Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они обладают. Группы интересов обладают разнообразными средствами воздействия на общественность, органы власти и управления. Важнейшими среди них являются численность и активность их членов, а также материальные и связанные с ними информационные и некоторые другие ресурсы. Политические ресурсы распределены среди различных групп общества неравномерно. В первую очередь это касается финансовых ресурсов. Они необходимы для организации практически любых мероприятий и пропагандистских акций. Количество материальных ресурсов во многом определяет возможности участия группы в социальных конфликтах, продолжительность и результаты ее соперничества с другими группами или правительством. Так, например, не имеющие значительных денежных фондов и поддержки со стороны общественности профсоюзы обычно не способны к длительной забастовочной борьбе с предпринимателями и особенно их объединениями.

Кроме того, денежные ресурсы широко используются для скрытого (например, в форме взносов в избирательный фонд определенных кандидатов в обмен на их будущие услуги в области законотворческой деятельности или распределения государственных заказов) или явного (в форме взяток) подкупа политиков и чиновников. Организации, представляющие интересы крупного капитала, военно-промышленных и некоторых других групп, располагают большими материальными ресурсами, что создает угрозу доминирования их требований среди различных общественных объединений.

Важным ресурсом политического и общественного влияния групп интересов являются численность, мобилизационная способность и активность их членов. Через сбор членских взносов и добровольных пожертвований во многом определяются материальные возможности организации. Численность и электоральная мобилизационная способность ассоциации – важный аргумент при учете ее требований партиями, в том числе правящими, поскольку от поддержки массовыми общественными организациями той или иной партии нередко зависит ее победа на выборах.

Наиболее важные ресурсы – количественный состав и организация. Масштаб организации имеет большое значение, однако, он может быть компенсирован другими факторами, например, организационной сплоченностью. Важная роль принадлежит и таким ресурсам, как информация, квалификация и опыт.

3. Общественное движение – одна из форм проявления политической или гражданской инициативы личности, которая обеспокоена тем, что официальные государственные или партийные структуры не могут или не желают реализовывать в своей политике позитивные ценности личности, социальной группы, нации, страны и человечества в целом.

Для общественного движения характерны следующие признаки:

Причины появления общественных движений:

У общественного движения, как у любого явления в мире есть свой жизненный цикл. Польский политолог Е. Вятр сформулировал следующие этапы развития общественного движения:

  1. создание предпосылок движения, оно может идти спонтанно снизу или сверху;

  2. стадия артикуляции (идеи и организационные основы);

  3. стадия агитации;

  4. стадия активного развития политической деятельности;

  5. стадия затухания политического движения.