Тема 8. Государство – основной институт политической системы
Понятие государства и его природа.
Факторы, обусловливающие возникновение государства.
Признаки государства.
Функции государства.
Формы правления и территориального устройства государства.
Формы правления. Монархии. Республики.
Государственно-территориальное устройство. Унитарное государство. Федеративное государство. Конфедерация.
1. Центральным институтом политической системы является государство, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики. Термин «государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство – страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти. Никколо Макиавелли ввел в литературный оборот специальный термин «stato» для обозначения государства, независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества. В узком, собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории.
1.1. Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и концентрации у них управленческих функций и социальных привилегий под воздействием целого ряда следующих факторов:
развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль;
возникновение частной собственности, классов и эксплуатации (марксистский подход);
завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович);
демографические факторы (рост численности, плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет на кровосмешение);
психологические факторы (государство рассматривается как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций);
антропологические факторы (государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека);
географические факторы (естественные границы, ландшафт, водные пути);
экологические факторы (климатические условия, плодородие почв);
внешние факторы (угроза нападения, войны, опыт других стран).
Многочисленные исследования государства показали, что оно возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых вряд ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
Основные признаки государства:
отделение публичной власти от общества и выделение слоя профессионалов-управленцев;
суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. Высшей властью, решения которой обязательны для всех, обладает только государство;
территория, которая очерчена границами государства. Законы и полномочия государства распространяются на всех людей, живущих на данной территории;
монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Диапазон государственного принуждения – от ограничения свободы до физического уничтожения человека (с 1999 г. в Украине смертная казнь запрещена);
исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения;
право на взимание налогов и сборов с населения.
Вышеперечисленные признаки государства отличают его от других организаций и многочисленных объединений.
Функции государства. Наиболее общей классификацией функций государства является их деление на внутренние и внешние.
Внутренние:
консолидация общества на основе общих интересов граждан;
принятие, совершенствование, выполнение обязательных для всех законов;
необходимое регулирование экономики и хозяйственной деятельности общества;
защита и укрепление существующей политической системы;
обеспечение общего порядка, безопасности общества, поддержание дисциплины граждан;
регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности граждан;
духовно-идеологическая, воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан.
Внешние:
защита государственных интересов на международной арене, обеспечение обороны страны;
развитие взаимовыгодного сотрудничества, с другими странами и международными организациями;
участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.
2. Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц, граждан.
В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства.
2.1. Формы правления.
По способу организации власти и ее источнику государства делятся на монархии и республики.
Монархия. Источник власти – одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти. Существует несколько разновидностей монархической формы правления:
абсолютная монархия – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман);
конституционная монархия – полномочия монарха ограничены конституцией и парламентом. 2 разновидности:
дуалистическая монархия, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко);
парламентская монархия, при которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительной властью.
Подавляющее большинство современных демократических монархий – это парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Например, Великобритания, Швеция, Дания, Испания и др. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции и поддерживая тем самым уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик – второй основной формы правления.
Республика. Источник власти – народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существует 3 основные разновидности республик: парламентская, президентская и смешанная.
Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и ответственность правительства перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует правительство, издает законы, вотирует (утверждает) государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством. В случае необходимости парламент может выразить правительству вотум недоверия. Хотя руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии страны. Президент фактически занимает более скромное место в этой иерархии.
Главным отличительным признаком президентской республики является то, что президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил (США). Президент избирается народом. Он сам назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. В президентской республике правительство отличается стабильностью, существует жесткое разделение властей, парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе распустить парламент. Возможен импичмент президенту, но эта процедура значительно затруднена.
Смешанная республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом (Франция, Австрия, Украина). Президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, но с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность (Франция).
2.2. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных органов власти.
Территориальная организация государства характеризует отношения целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основных формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную.
Унитарная форма территориального устройства представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы, составляют одну систему и действуют на основе единых правовых норм (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В зависимости от политического режима унитарное государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.
Федеративное государство – союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных образований, равноправных субъектов федерации, имеющих собственные конституции (союзные республики, штаты, кантоны, земли и др.). Оно строится на основе распределения функций между его субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена при согласии всех субъектов федерации. Для федерации характерно наличие двойного гражданства и, как правило, двухпалатного парламента, одна из палат которых представляет интересы субъектов федерации, а другая – общенациональные интересы.
Особым видом объединения государств является конфедерация. Конфедерация – это союз самостоятельных государств, созданный для осуществления конкретных целей (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и др. проблем). Члены – участники могут по своей воле выходить из конфедерации, расторгая конфедеративный договор. Это редко встречающаяся форма организации политической общности (например, Евросоюз, СНГ).
- Политология: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения содержание
- Вступление
- Тема 1. Политология как наука
- Возникновение и развитие политической науки.
- Понятие политического. Предмет и язык политологии.
- Методы политической науки и ее функции.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Политическая сфера общества Политические потребности, интересы
- Свобода
- Политическая власть
- Культура
- Тема 2. Основные вехи истории политической мысли
- Политическая мысль древности.
- Политические идеи Средневековья.
- 3. Политическая мысль хv – XVIII вв.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Зарождение политичесакой мысли в Древнем мире
- Политические воззрения средневековья
- Концепция религиозной
- Тема 3. Развитие политической мысли в Украине
- Истоки политических идей в Украине.
- Основные направления общественно-политической мысли в
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Тема 4. Политика как социальное явление
- Происхождение, сущность и структура политики.
- Функции политики. Виды и направления политики.
- Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни (политика и экономика, политика и право, политика и мораль).
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Аспекты политики отношения между субъектами политики главным образом по поводу власти
- Тема 5. Власть
- Вопросы и задания к теме:
- Механизм осуществления власти включает следующие моменты
- Традиционная
- Правовая
- Патриархальная
- Сословная
- Харизматическая
- Идеологическая
- Религиозная
- Тема 6. Политический режим
- Содержание политического режима.
- Классификация основных политических режимов.
- Темы рефератов:
- Политические режимы
- Олигархический
- Фашистский
- Особенности тоталитаризма как политического режима
- Характерные черты
- Основные типы
- Тема 7. Политическая система общества
- Модель политической системы Истона
- Модель Алмонда
- Вопросы и задания к теме:
- Функции политической системы:
- Тема 8. Государство – основной институт политической системы
- Вопросы и задания к теме:
- Парламентарная
- Дуалистическая
- Президентская
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Вопросы и задания к теме:
- Тема 10. Политическая культура и политическая социализация личности
- Вопросы и задания к теме:
- Политические
- Тема 11. Политическое лидерство
- Понятие и природа политического лидерства.
- 2. Основные теории лидерства.
- Типы политического лидерства.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Типы политических лидеров
- Нахождение и принятие оптимальных политических решений
- Социальный арбитраж и патронаж, защита от беззакония, поддержка порядка и законности
- Коммуникация власти и масс, упрочение политичес-кой и эмоциональной связи граждан и политического руководства
- Тема 12. Политические элиты
- Вопросы и задания к теме:
- Правящая
- Средняя
- Назначение кадрового аппарата органов управления
- Выдвижение политических лидеров
- Создание корреляции институтов политической системы
- Тема 13. Группы интересов и общественные движения
- Понятие групп интересов и их функции.
- Типология групп интересов, их характер и ресурсы влияния.
- Общественные движения, причины их возникновения и этапы развития.
- Вопросы и задания к теме:
- Нет единой
- Демократические движения современности
- Тема 14. Политические партии и партийные системы
- Генезис, сущность и функции политических партий.
- Типологии партий и партийных систем.
- Формирование многопартийности в Украине.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Политический спектр партий Общепринятое «линейное размещение»
- Партии и блоки, преодолевшие 3 % барьер на выборах в Верховную Раду Украины в 1998 г.
- Партии и блоки, преодолевшие 4 % барьер на выборах в Верховную Раду Украины в 2002 г.
- Тема 15. Избирательные системы и политический процесс
- Понятие выборов. Основные принципы свободных, демократических выборов.
- Основные типы избирательных систем.
- Вопросы и задания к теме:
- Темы рефератов:
- Литература по курсу Основная
- Дополнительная