20. Понятие, основные принципы и противоречия демократии.
Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов.
Народ является единственно легитимным источником власти
Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Основные принципы демократии:
1) политическая свобода — свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение — на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;
2) равноправие граждан — означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;
3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения — предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;
4) разделение властей — означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;
5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства — означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве — этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;
6) плюрализм — означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм — множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.
Данные противоречия вызваны не только несовпадением формальных и реальных оснований демократии, но и теми внутренними конфликтами, которые заложены в самой природе публичной власти и которые не способна окончательно разрешить даже эта форма политического устройства (реальное неравенство людей и их способностей, преимущества статусов институтов власти перед статусом личности и т.д.). Итальянский теоретик Н. Боббио образно называл эти противоречия «невыполняемыми обещаниями» демократии, к наличию которых надо относиться как к неизбежным политическим трудностям.
Так, с точки зрения этого ученого, идеальная модель демократии, предполагая достижение баланса в принципиально асимметричных отношениях политического рынка, одновременно предполагает и сохранение гарантий четырех основных свобод: свободы убеждений, их выражения, собраний и ассоциаций. В идеале это может быть обеспечено за счет прямых связей индивида с институтами государственной власти, но в действительности политические контакты граждан опосредуются многочисленными структурами и ассоциациями (партиями, движениями и т.п.), которые зачастую видоизменяют их отношения, узурпируют права и свободы индивидов, оттесняют их от участия в политической жизни. Этому же нередко способствует и автономизация бюрократического аппарата, становящегося центром власти и стремящегося осуществлять ее без всякого учета мнений широких социальных кругов. В силу этого демократия может противиться открытости власти, сохраняя ореол секретности принятия решений, выработки государственной политики. Так что, даже предполагая осознанность выполнения гражданами своих прав и обязанностей, власть нередко сталкивается с отчуждением людей от политики и государства. А в ряде случаев демократические принципы не распространяются на социальную сферу, препятствуя формированию системных оснований демократического типа власти.
Призванная воплощать приоритет общественных интересов над частными, демократическая власть в то же время наполняется активностью многочисленных групп, действующих зачастую в прямо противоположном направлении и подчиняющих ее (власти) механизмы собственным замыслам и потребностям. К тому же общественные интересы способны служить пристанищем стихийных сил, охлократической волны, подминающей под себя рационализм институтов власти. Таким образом, демократия, добиваясь сбалансированности политических отношений, таит в себе двоякую опасность: она может либо стать исключительной формой предпочтения частных, корпоративных интересов (элит, бюрократии, отдельных групп граждан) над общественными, либо скатиться к охлократическим формам правления, предающим забвению любые частные интересы.
Но, возможно, одним из самых существенных противоречий демократии является несовпадение политических возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов. Этот описанный еще Токвилем парадокс свободы и равенства означает, что, несмотря на провозглашение и даже законодательное закрепление равенства в распределении прав и полномочий граждан, демократия не в состоянии обеспечить это равноправие на деле. И не может по той причине, что разные группы и разные граждане реально обладают неравновесными для системы власти и управления ресурсами. В силу этого, к примеру, рядовой гражданин и медиа-магнат в действительности обладают разным весом при демократическом принятии решений. Иными словами, демократия не может уничтожить преобладающего влияния на власть групп, объединений или отдельных граждан, владеющих важнейшими экономическими, информационными, силовыми и иными ресурсами, перераспределение которых так или иначе затрагивается государственными решениями. Вот почему сохранение демократии напрямую зависит от примирения интересов и позиций обладателей формальных прав и владельцев (даже теневых) реальных ресурсов. А это, в свою очередь, требует большого искусства от правящих кругов в создании разного рода балансирующих механизмов, согласительных комитетов, в проведении соответствующей информационной политики, в утверждении определенных образцов политической культуры в обществе.
Практическое решение внутренних конфликтов этого типа осложняется и рядом других, в частности, функциональных противоречий демократии. Скажем, при формировании демократических политических порядков, как правило, хорошо известны служебные задачи и роли правящих кругов (управляющих), но фактически никогда не бывает полной ясности относительно повседневных функций основной массы населения (управляемых). Такая неопределенность в понимании рутинных форм политического поведения рядовых граждан практически всегда сочетается с абсолютизацией роли институтов власти, снижением влияния на власть широких социальных слоев населения, а следовательно, и определенной невыявленностью их политических интересов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Структура политической науки и ее содержание.
- 2. Понятийный аппарат, методология и методы политической науки.
- 3. Основные концептуальные направления и подходы в политической науке.
- 4.Понятие политики и ее основные характеристики. Происхождение и сущность политики. Эволюция политики?.
- Происхождение политики[править|править вики-текст]
- Сущность политики[править|править вики-текст]
- Основные подходы[править | править вики-текст]
- Альтернативные определения[править | править вики-текст]
- Функции политики[править|править вики-текст]
- Структура политики[править|править вики-текст]
- 5. Специфика политики как социальной реальности (политическая реальность). Ее субъекты, объекты, структура, виды и функции. Уровни политики.
- Специфика политики как социальной реальности. Ее субъекты, структура, виды и функции.
- 6. Соотношение экономики и политики, этики и политики, права и политики, истории и политики.
- Политика и экономика
- Политика и право
- Политика и мораль
- Возможна ли нравственная политика?
- Соотношение истории и политологии
- 7. Основные подходы к понятию власти. Субъекты и объекты, ресурсы, источники и формы власти.
- 8. Политическая власть: понятие, теории происхождения, формы (разновидности) политической власти.
- 3. Происхождение государства. Теории происхождения государства
- 9. Принципы политической власти: легальность, легитимность, суверенитет.
- Легитимность и легальность власти
- 10. Легитимность политической власти и типология оснований легитимности.
- Легитимность власти
- Авторитарный режим
- Военно-бюрократический режим
- Корпоративный авторитаризм
- Дототалитарный авторитаризм
- Постколониальный авторитаризм
- Расовая, или этническая, демократия
- Султанистский режим
- Тоталитарный режим
- Анархия
- Основные признаки авторитарного режима:
- Признаки тоталитарного политического режима:
- 20. Понятие, основные принципы и противоречия демократии.
- 21. Классические и современные теории демократии.
- 22. Политическая идеология: понятие, функции, классификации.
- 23. Либерализм как разновидность политической идеологии.
- 24. Идеология консерватизма и ее разновидности в мире и современной России.
- 25. Социализм (социал-демократизм) как разновидность политической идеологии.
- 26. Политическая культура, ее структура, функции и основные разновидности. Политическое сознание.
- 27. Типологии политической культуры. Понятие гражданской культуры Алмонда и Вербы.
- 28. Политическое поведение, мотивы и факторы практического участия граждан в политике. Политическое участие: понятие, формы, виды, функции. Типы политического участия.
- 29. Индивид как политический актор. Модели отношения личности и государства.