Возможна ли нравственная политика?
Как видим, характер противоречий политики и морали зависит от содержания конкретных процессов осуществления государственной власти, а также типов нравственного и политического сознания. В то же время возможность совпадения моральных критериев с основаниями деятельности органов государственной власти не исчерпывается этими условиями.
Ведь благодаря тому, что по сути дела любая социальная группа руководствуется собственными нравственно-этическими стандартами, оправдывающими и направляющими деятельность ее членов, в политике складывается несколько центров нравственной энергетики. Прежде всего можно говорить о политической этике различных социальных групп: интеллигенции, молодежи, рабочего класса и других, которая характеризует степень усвоения личностью коллективно выработанных ценностей. Кроме того, в государстве складываются нормы общественной морали, признаваемые большинством населения в качестве ведущих ориентиров его жизни и деятельности. В свою очередь, и они могут в той или иной степени соответствовать общечеловеческим нравственным принципам, которые воплощают в себе высшие принципы гуманизма и объединяют людей, несмотря на их социальные, национальные, религиозные и прочие различия. Эти принципы – не убий, не укради и др.
С политической точки зрения проблема заключается в соотношении этих типов нравственной рефлексии, оказывающих приоритетное влияние на поведение людей в сфере власти. И самая, пожалуй, острая проблема связана с ролью различных моральных групповых норм, поскольку высшие для группы этические идеалы могут претендовать на замещение общественных моральных норм. При этом отдельные группы могут признавать право представителей других групп на собственные идеалы, а могут и не признавать. В последнем случае представители таких групп могут руководствоваться убеждениями о возможности принуждения людей «для их же блага» (поскольку они-де невежественны, слепы и не понимают истинных целей) или могут расценивать любые контакты и компромиссы с политическими оппонентами как проявление недопустимой слабости и предательства и т.д.
Иными словами, крайне опасным для общества оказывается возведение групповых ценностей в ранг общественной морали. Это приводит к нравственной дегенерации и дегуманизации политики. Так, российские большевики, полагая нравственным «лишь то, что служит [делу] пролетариата, созидающего общество коммунистов»,* открыто пренебрегли общечеловеческими ценностями, спровоцировав кровавую вакханалию гражданской войны. В сталинские годы доносительство на друзей, родственников открыто поощрялось советскими властями. Вспомним и крайне жестокое, бесчеловечное обращение с конкурентами в полпотовской Кампучии, в маоистском Китае и некоторых других странах. Как справедливо сказал священник А. Мень, релятивизация морали, претенциозность и непроницаемость групповых стандартов для более общих нравственных ценностей неминуемо ведет к насилию и «плюрализму из черепов».
Однако когда групповые нравственные ориентиры совпадают с принципами общечеловеческой морали, тогда создаются иные возможности для формирования нравственной политики. В случае если нравственные убеждения правящих кругов соответствуют основным этическим нормам общества, можно говорить о форме соучастия общественного мнения и власти. Такая политическая этика будет сохранять положительные предписания общественного мнения, делать акцент на приемлемых для населения способах реализации политических целей. Выбор наилучшего из того, что позволяет ситуация для достижения цели, будет щадящим для общественных нравов, позволяя одновременно гуманизировать политику и рационализировать мораль. Таким образом достигается минимальный компромисс между объективной необходимостью в политическом принуждении и его положительным общественным восприятием. Это превращает политику в этически одухотворенную деятельность, снимает основные, самые глубокие противоречия морали и политики.
Антиподом такому характеру отношений является состояние, когда политическая этика элиты отрицает доминирующие в обществе моральные нормы в качестве элемента властной мотивации. В принципе подобные нравственно-политические идеи могут даже опережать состояние общественного сознания, превосходя их по своей гуманистической силе (учение М. Ганди). Но чаще всего в политической практике встречаются примеры противоположного характера, когда оторванные от народных принципов нравственные мотивы политического управления углубляют разрыв между населением и властью, способствуя нарастанию напряженности. Вслед за Н. Макиавелли можно сказать, что на основе стяжательства и вероломства нечестивая власть может приобрести все что угодно, но только не авторитет и славу у своего народа.*
Итак, пока существуют политика и мораль, окончательно разрешить их противоречия, определив оптимальные способы их взаимовлияния, попросту невозможно. Нельзя поставить политику по ту сторону Добра и Зла, как нельзя лишить мораль возможности воздействовать на политическое поведение людей. В то же время их вековечному конфликту можно придать цивилизованную форму, поощряя гуманизацию политических отношений и способствуя рационализации моральных суждений. Резервы такой стратегии действий находятся прежде всего в русле формирования государственного курса, исключающего привилегированное положение правящих элит или какой-нибудь иной социальной (национальной, расовой, конфессиональной и т.д.) группы, постоянного поиска консенсуса между политическими конкурентами. Усиление позитивного влияния моральных требований на политику возможно и за счет их институциализации, закрепления основных нравственных принципов в системе правового регулирования, а также создания специальных структур, контролирующих в государственном аппарате этическое поведение публичных политиков и чиновников (например, вводящие ограничения на подарки, предупреждающие проявления семейственности во власти и т.д.). Громадным влиянием обладает и организация контроля за деятельностью властей со стороны общественности (в лице СМИ, обнародующих факты коррупции, уличающих политиков во лжи) и т.д.
Обеспечение такой политической линии должно сопрягаться и с формированием в стране морального климата, при котором ни лидер, ни рядовой гражданин не должны перекладывать груз моральной оценки на какие-то коллективные структуры (семью, партию, организации). Только нравственная самостоятельность личности может служить фундаментом для формирования политически ответственных граждан, поддерживать мораль как гуманизирующий источник политического управления, формирования и использования государственной власти.
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
- 1. Структура политической науки и ее содержание.
- 2. Понятийный аппарат, методология и методы политической науки.
- 3. Основные концептуальные направления и подходы в политической науке.
- 4.Понятие политики и ее основные характеристики. Происхождение и сущность политики. Эволюция политики?.
- Происхождение политики[править|править вики-текст]
- Сущность политики[править|править вики-текст]
- Основные подходы[править | править вики-текст]
- Альтернативные определения[править | править вики-текст]
- Функции политики[править|править вики-текст]
- Структура политики[править|править вики-текст]
- 5. Специфика политики как социальной реальности (политическая реальность). Ее субъекты, объекты, структура, виды и функции. Уровни политики.
- Специфика политики как социальной реальности. Ее субъекты, структура, виды и функции.
- 6. Соотношение экономики и политики, этики и политики, права и политики, истории и политики.
- Политика и экономика
- Политика и право
- Политика и мораль
- Возможна ли нравственная политика?
- Соотношение истории и политологии
- 7. Основные подходы к понятию власти. Субъекты и объекты, ресурсы, источники и формы власти.
- 8. Политическая власть: понятие, теории происхождения, формы (разновидности) политической власти.
- 3. Происхождение государства. Теории происхождения государства
- 9. Принципы политической власти: легальность, легитимность, суверенитет.
- Легитимность и легальность власти
- 10. Легитимность политической власти и типология оснований легитимности.
- Легитимность власти
- Авторитарный режим
- Военно-бюрократический режим
- Корпоративный авторитаризм
- Дототалитарный авторитаризм
- Постколониальный авторитаризм
- Расовая, или этническая, демократия
- Султанистский режим
- Тоталитарный режим
- Анархия
- Основные признаки авторитарного режима:
- Признаки тоталитарного политического режима:
- 20. Понятие, основные принципы и противоречия демократии.
- 21. Классические и современные теории демократии.
- 22. Политическая идеология: понятие, функции, классификации.
- 23. Либерализм как разновидность политической идеологии.
- 24. Идеология консерватизма и ее разновидности в мире и современной России.
- 25. Социализм (социал-демократизм) как разновидность политической идеологии.
- 26. Политическая культура, ее структура, функции и основные разновидности. Политическое сознание.
- 27. Типологии политической культуры. Понятие гражданской культуры Алмонда и Вербы.
- 28. Политическое поведение, мотивы и факторы практического участия граждан в политике. Политическое участие: понятие, формы, виды, функции. Типы политического участия.
- 29. Индивид как политический актор. Модели отношения личности и государства.