Политика и экономика
Политика, как уже сказано, формируется на пересечении ряда исторических тенденций, и потому сущностные причины ее возникновения не могут быть объяснены исключительно экономическими причинами. В целом экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций.
В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. Таким образом, люди, в зависимости от экономического содержания своих интересов, вытекающих из занимаемого ими общественного положения, могут обращаться к различным политическим формам их удовлетворения: выдвижению требований к государственной власти, формированию политических движений и партий, выражению своего мнения на выборах и т.д.
В свою очередь, политика, сформировавшаяся значительно позже возникновения производственных и обменных процессов, тоже не может рассматриваться как основополагающий фактор развития экономики. В то же время как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. И прежде всего в тех ситуациях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического влияния на экономику может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным.
Так, в настоящее время в России без целенаправленной помощи государства в принципе невозможно сформировать прочный рыночный сектор в экономической жизни страны, сделать его системообразующим сегментом всей экономической сферы. Вместе с тем политическое влияние определенных оппозиционных сил направлено на придание противоположного характера деятельности государства, которое, по их мнению, призвано заниматься преимущественно непосредственным регулированием экономических связей, вытесняя тем самым рыночные структуры на периферию экономических отношений.
Потребности современного общественного развития, необходимость демонополизации и демилитаризации российской экономики, борьба с коррупцией и теневой экономикой однозначно требуют повышения роли политических методов регулирования этих сторон экономических процессов. В то же время в зоне мелкого и семейного бизнеса, в сфере развития предпринимательства и других секторах экономики, где сегодня можно руководствоваться внутриэкономическими стимулами, принципами самоорганизации, государственно-политические методы должны уступать свое место иным формам социального регулирования. В любом случае политические методы регулирования должны использоваться лишь в тех секторах экономики, где не хватает внутренних источников самодвижения или требуются серьезные трансформации сложившихся порядков.
-
Yandex.RTB R-A-252273-3
Содержание
- 1. Структура политической науки и ее содержание.
- 2. Понятийный аппарат, методология и методы политической науки.
- 3. Основные концептуальные направления и подходы в политической науке.
- 4.Понятие политики и ее основные характеристики. Происхождение и сущность политики. Эволюция политики?.
- Происхождение политики[править|править вики-текст]
- Сущность политики[править|править вики-текст]
- Основные подходы[править | править вики-текст]
- Альтернативные определения[править | править вики-текст]
- Функции политики[править|править вики-текст]
- Структура политики[править|править вики-текст]
- 5. Специфика политики как социальной реальности (политическая реальность). Ее субъекты, объекты, структура, виды и функции. Уровни политики.
- Специфика политики как социальной реальности. Ее субъекты, структура, виды и функции.
- 6. Соотношение экономики и политики, этики и политики, права и политики, истории и политики.
- Политика и экономика
- Политика и право
- Политика и мораль
- Возможна ли нравственная политика?
- Соотношение истории и политологии
- 7. Основные подходы к понятию власти. Субъекты и объекты, ресурсы, источники и формы власти.
- 8. Политическая власть: понятие, теории происхождения, формы (разновидности) политической власти.
- 3. Происхождение государства. Теории происхождения государства
- 9. Принципы политической власти: легальность, легитимность, суверенитет.
- Легитимность и легальность власти
- 10. Легитимность политической власти и типология оснований легитимности.
- Легитимность власти
- Авторитарный режим
- Военно-бюрократический режим
- Корпоративный авторитаризм
- Дототалитарный авторитаризм
- Постколониальный авторитаризм
- Расовая, или этническая, демократия
- Султанистский режим
- Тоталитарный режим
- Анархия
- Основные признаки авторитарного режима:
- Признаки тоталитарного политического режима:
- 20. Понятие, основные принципы и противоречия демократии.
- 21. Классические и современные теории демократии.
- 22. Политическая идеология: понятие, функции, классификации.
- 23. Либерализм как разновидность политической идеологии.
- 24. Идеология консерватизма и ее разновидности в мире и современной России.
- 25. Социализм (социал-демократизм) как разновидность политической идеологии.
- 26. Политическая культура, ее структура, функции и основные разновидности. Политическое сознание.
- 27. Типологии политической культуры. Понятие гражданской культуры Алмонда и Вербы.
- 28. Политическое поведение, мотивы и факторы практического участия граждан в политике. Политическое участие: понятие, формы, виды, функции. Типы политического участия.
- 29. Индивид как политический актор. Модели отношения личности и государства.