2.2 Черный и белый pr
Применимо к политическому пиару принято разделять черный и белый PR. Черный PR, пожалуй, наиболее сложный термин. Его истинное значение до сих пор остается предметом спора не только комментаторов, но и профессионалов рынка. Существует несколько значений термина черный PR.
Одно из них доказывает, что черный PR - это деятельность, направленная на изменение общественного сознания, но финансируемая из неучтенных или незаконных источников. Таким образом, PR-технология может быть вполне чистой с точки зрения соответствия закону или моральным нормам общества, но, тем не менее «грязной», по источнику финансирования. Однако, на мой взгляд, наиболее верная трактовка связана с предоставлением ложной и негативной информации.
Черный PR – это метод ведения информационных войн или целенаправленное распространение негативной информации, касающейся какого-либо субъекта коммуникации с целью подрыва позиций конкурента и достижения собственного превосходства.
Основные цели черного пиара:
вытеснение конкурентов;
завоевание влияния на органы власти, партнеров;
нейтрализация негативно настроенных групп населения или организаций.
По своей сути черный PR весьма схож с другими методами коммуникационного воздействия: с пропагандой, насильственно внедряющей социальные стереотипы, гипнотическим воздействием на подсознание путём направленного внушения и психотропными методами воздействия на бессознательные сферы психики. Воздействуя определённым образом на аудиторию, черный PR формирует социальные установки, искажающие объективность воспитания. Итак, рассмотрим основные приемы черного PR в политике:
передача новостей с элементами внушения - формирует у слушателя, зрителя или читателя определённую точку зрения соответственно с целями черного PR;
переработка (специальный отбор частей информации, их взаиморасположение) - приводит к смещению акцентов, изменению контекста сообщения, следовательно, и его восприятия;
воздействие на прессу и на общественное мнение с использованием опережающих новостей ;
К средствам черного PR относится и ритуал - особая форма символического поведения, обрядовых действий. По своей сути ритуал является поведенческим автоматизмом, подразумевающим обязательный образец поведения человека в определённых ситуациях. Манипулирование здесь связано с информационным воздействием на аудиторию в целях стимулирования поведения людей, переноса таких поведенческих моделей из области церемониальных форм обрядности в сферу социальных, политических отношений.
Кроме систем стереотипов и ритуалов в черном политическом PR широко применяют антирекламу, - специальную информационную акцию, формирующую недоверие к рекламной информации или её источнику. Черный PR широко пользуется компроматом , например проводит специальные акции по обнародованию в СМИ конфиденциальной, секретной, интимной или иной скрываемой информации, изобличающий конкурентов в неблагоприятных поступках, преступлениях, нравственных пороках.
В противовес черному PR белый PR - это искусство понимания, информационная открытость, предоставление бесспорных информационных доводов.
В России словосочетание белый пиар появилось для демонстрации понятия, контрастного к черному пиару, то есть открытой рекламы от своего собственного имени. Чаще всего под ним понимают пиар в узком смысле слова. Белый PR часто сводится к рассылке пресс-релизов, составлении медиапланов и отчетов по ним. Целью белого пиара является формирование и поддержание положительного имиджа. Специалисты утверждают, что главной функцией имиджа является формирование благоприятного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним обязательно следует доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является так же фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией публичной политической деятельности.
Но, увы, сегодня на российской политической арене гораздо более распространен черный PR.
Он в себя включает меры:
противоречащие закону и не соответствующие этическим и моральным нормам общества;
направленные на преднамеренный продуманный подрыв репутации конкурента;
подкуп журналистов, сбор компромата и т.д.
Сегодня большая часть политиков заявляет, что использует только белый PR. Между тем провести четкую полосу между белым и черным PR удается не всегда. Сквозь некоторые белые технологии нередко просвечивает черная подложка.
С помощью черно-белого пиара политики манипулируют сознанием народа, вводят его в заблуждение. Чаще всего «бьют на жалость», ругают предшественников, сетуют на нехватку времени на проведение преобразований и реформ. Используют байки о различных попытках покушений, отравлений, прослушки, слежки и так далее. Любят внутриполитические интриги, в результате которых происходят необъяснимые с точки зрения здравомыслящего человека кадровые перестановки на различных уровнях власти.
- Cамарский государственный экономический университет. Заочный факультет. Кузнецов Михаил Сергеевич
- Оглавление
- Глава I. Связи с общественностью в политической сфере общества Политический pr: определения и основные категории.
- 1.2 Структура политического pr
- 1.3 Имидж политика
- Глава II. Политический pr в российской политике ( 90-е годы XX века - начало XXI века)
- 2.1 Особенности политического pr в российской политике
- 2.2 Черный и белый pr
- 2.3 Pr и избирательные компании
- Глава III. Сми как канал выражения политического pr.
- 3.1 Сми как инструмент политической pr- деятельности
- 3.2 Принципы работы со сми
- 3.3 Политические партии и сми
- Заключение