8. Региональное участие и региональный политический процесс
Баланс отношений "центр — регионы" предполагает конкуренцию двух политических институтов — централизованного контроля и регионального участия. Ситуация должна быть относительно симметричной, тогда можно говорить о поддержании баланса.
В отличие от региональной политики региональное участие нуждается в большей концептуализации, поскольку эта тема слабо разработана в научной литературе. Ее разработка затруднена по объективным причинам. Во-первых, иерархичность государственного устройства не позволяет развиваться многообразию форм регионального участия. Во-вторых, сами эти формы обычно устанавливает центр, делая их строго ограниченными. В-третьих, в большинстве государств институты регионального участия имеют сугубо неформальный характер, и только в децентрализованных странах, как правило, в федерациях происходит их формализация.
Способы регионального участия можно разделить на две группы.
1) Формализованные способы. Они встречаются достаточно редко. Одним из ярких примеров служат "палаты регионов" в федеративных государствах. Возможны ситуации, когда государство официально определяет региональное представительство и квотирование в общегосударственной власти. Нередко это квотирование совпадает с этническим и носит смешанный, регионально-этнический характер (т.е. квотируется представительство этнических групп, которые одновременно по факту оказываются представителями определенных регионов, имеющих выраженную этническую окраску).
2) Неформализованные способы. Они распространены повсеместно, их можно прослеживать в неявном виде. Так, состав общенациональных властных структур всегда можно исследовать с точки зрения представленности тех или иных региональных сообществ (география власти). Анализ позволяет определить влияние регионов через свои лобби на процесс принятия общегосударственных решений, в том числе на выбор приоритетов в региональной политике (особенно в связи с адресным подходом). Хотя региональные лобби могут сильно отличаться по степени своей активности. Возможна ситуация, когда региональное лобби пребывает в латентном состоянии и по каким-то причинам не занимается поддержкой своего региона.
В любом государстве имеются как минимум два уровня политического процесса. Один из них мы назовем общегосударственным, для политической регионалистики это — "центр" в широком смысле слова, как субъект отношений "центр — регионы". Другой уровень — региональный, это — "регион" в системе отношений "центр — регионы". Сразу следует подчеркнуть, что в зависимости от размеров и неоднородности государства региональный уровень может быть более или менее сложно устроенным и многослойным (т.е. это может быть не один уровень, а несколько, от субнационального уровня первого порядка до локальных микроуровней).
Исследование регионального политического процесса использует традиционные политологические подходы:
институциональный подход (исследование субнациональных и локальных политических институтов, в том числе органов власти);
ресурсно-акторный подход (исследование региональных групп влияния и иных политических акторов и выявление их ресурсной базы);
элитистский подход (исследование региональных элит).
Литература
Баранов А.В. Политическая регионалистика: дисциплинарная структура и основные направления исследования // Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития. Ежегодник 2005. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006. С.363-378.
Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. М.: МГИМО (У); РОССПЭН, 2006. С.5-16.
Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.36-43, 80-90.
Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С.12-23.
Штанько М.А. Политическая регионалистика: учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. С.35-45.
[1] В английском языке нет прямого аналога русскому слову "область".
[2] В геополитике это не исключает использования понятия "регион" применительно к частям государства, но такой регион все равно должен представлять интерес для исследования глобальной системы.
[3] Понятия "уровень", "порядок" и "ранг" обычно употребляются как синонимы, описывая вертикальную структуру политического пространства. В отношении административно-территориальных единиц чаще используют понятие "порядок" (order). По аналогии можно говорить и об административных единицах разного ранга. В то же время говорят о глобальном, национальном, субнациональном, субрегиональном, локальном уровнях политического пространства.
[4] Один из ведущих американских политико-географов XX в. Р. Хартшорн считал главным в политической географии изучение формальных регионов, определяемых политико-административными границами (государства и внутригосударственные административные единицы). Однако такой подход явно ограничивает исследовательские возможности.
[5] Smith A. Nationalism and Modernity. L., 1998. P. 70.
[6] Anderson P. The Invention of the Region 1945-1990 // EUI Working Papers EUF № 94/2. Florence, 1992. P. 10-11.
[7] Zelinsky W. The cultural Geography of the United States. New Jersey, 1973.
[8] Markusen A. Regions: The Economics and Politics of Territory. New Jersey, 1987.
[9] Markusen A. Regions: The Economics and Politics of Territory. N.Y., 1987. P. 8.
[10] Там же. P. 17.
[11] Классификация Вевера включает: микрорегионы внутри государств (например, земли Германии, регионы Франции); межгосударственное региональное сотрудничество (например, Вышеградская группа); трансграничное сотрудничество (например, регион Балтийского моря, который включает лишь части территорий России, Германии и Польши); наконец, квази-континентальные регионы (например, Европа или Юго-Восточная Азия). См.: Waever О. The Baltic Sea: A Region after Postmodernity? In: P.Joenniemi (ed.) Neo-Nationalism or Regionality? The Re-Structuring of Political Space around the Baltic Rim, NordREFO, Report 1997/5. P. 293-342.
[12] Cooperation in the Baltic Sea Region. P.Joenniemi (ed). Washington, 1993. P. 5.
[13] См.: Макарычев А.С. С. 111.
[14] См.: Бусыгина И.М. Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России. Доклады Института Европы РАН, № 17, М., 1995.
- 1. Регион и территориальная структура
- 2. Регион как уровень политического анализа
- 3. Определение региона
- 4. Основные понятия политической регионалистики
- 6. Содержание региональной политики
- 7. Подходы в региональной политике
- 1. Адресный, или селективный, или индивидуальный, подход.
- 2. Комплексный подход.
- 3. Автономный подход.
- 8. Региональное участие и региональный политический процесс
- Тема 3. Регионализм и сравнительный анализ моделей регионализации
- 1. Регионализация в многосоставном обществе
- 4. Модели регионализации в сравнительной перспективе