1. Регионализация в многосоставном обществе
Политическая регионалистика использует структурный подход к изучению территории государства и его частей. Структурный подход означает, что в фокусе внимания политической регионалистики находятся неоднородность и иерархическое строение государственной территории.
Структурирование государственного пространства называется регионализацией. Причем регионализация может рассматриваться и как процесс структурирования этого пространства, и как результат этого процесса в виде гетерогенной горизонтальной структуры и определенной вертикальной иерархии.
Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень; появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
Для изучения феномена субнациональной регионализации целесообразно ввести понятие "территориально неоднородная (гетерогенная) страна (государство)". В принципе любая страна характеризуется территориальной неоднородностью, если не по одному признаку, так по другому. Для политической регионалистики интересны территории, которые характеризуются политически значимой неоднородностью, и те признаки, по которым данная территория действительно неоднородна. Например, в территориально неоднородной стране региональные политические процессы достаточно автономны по отношению к общенациональным и оказывают влияние на ход событий на уровне государства в целом. Другими словами, региональный фактор является одним из значимых политических факторов общенационального уровня.
В политологии существует родственное понятие, с помощью которого изучается неоднородность социума. Это — многосоставное общество (plural society), концепция которого разработана известным политологом А. Лейпхартом. По мнению А. Лейпхарта, политические противоречия в многосоставном обществе в целом совпадают с линиями социального разделения.
А. Лейпхарт делит общество на так называемые сегменты — замкнутые, стабильные сообщества со своими социальными и политическими структурами. Многосоставное общество не обязательно является полиэтническим, в нем возможны конфессиональные, классовые и иные сегменты. Вместе эти сегменты создают в рамках многосоставного, но при этом условно единого общества сообщественную (консоциативную) демократию.
Одной из разновидностей сегментов являются территориальные сегменты. Территориальные сегменты — это аналог районов, как они понимаются в политической регионалистике, если мы используем "исследовательский", а не формально-правовой подход.
Существует расширительное толкование концепции многосоставного общества, где ключевым понятием является "федеративное общество". Эта концепция была создана У. Ливингстоном, который рассуждал о федеративной природе общества, указывая на ключевую роль интеграционных процессов и союзных отношений между различными группами. Она получила свою интерпретацию у А. Лейпхарта (который, в частности, рассматривал Кипр с его делением на греческую и турецкую общину в качестве возможного федеративного общества).
Концепция федеративного общества перекликается с теорией федерализма. Само понятие "сообщественное" восходит у А. Лейпхарта к И. Альтузиусу, который считается родоначальником этой теории. Однако пользоваться этой концепцией в политической регионалистике нужно с оговорками. Дело в том, что федеративные отношения могут рассматриваться с акцентом на принципе интеграции сегментов, которые при этом могут быть не территориальными, а иными (этническими, например). Речь идет о федеративных принципах политических отношений, но не о федерализме как о форме государственного устройства.
Концепция многосоставного общества имеет огромное значение для политической регионалистики. Многосоставное общество предполагает наличие территориальных сегментов, а это уже шаг от общей политологии к регионалистике. Кроме того, сегменты иного происхождения (этнического, конфессионального, социально-классового) почти всегда имеют территориальную привязку — районы, где они преобладают или хотя бы являются значимыми компонентами социума. В своей территориальной проекции многосоставное общество, как правило, представляет собой ячеистую (сотовую) сегментированную структуру.
Регионализация — это особый политический процесс, который влечет за собой территориальную дифференциацию (фрагментацию) и определенное структурирование (упорядочение) пространства. В процессы регионализации в той или иной степени вовлечены все политические объекты и явления.
Процесс регионализации может быть управляемым (например, когда государство создает или реформирует свое административное деление) или спонтанным (территориальные сегменты сами складываются на месте).
Также говорят об активных и пассивных формах регионализации. Пассивные формы регионализации обычно связаны с государственным управлением регионализацией, когда территория государства является простым объектом, подчиняющимся управленческим решениям. Но со стороны центра такая регионализация является активной. Возможны активные формы регионализации и со стороны самих регионов, когда происходит региональная эмансипация, т.е. регионы борются за свою идентичность, за свои права, или когда на местах складываются обособленные территориальные сообщества.
В географической науке выделяют две составляющих процесса пространственной дифференциации — концентрацию и стратификацию. Другие авторы противопоставляют концентрацию и деконцентрацию.
Концентрация означает, что явления накапливаются в своих очагах, что усиливает фрагментацию пространства[1].
Деконцентрация предполагает рассредоточение явления по территории, что непременно влечет за собой его неравномерное распределение.
Происходящее в результате концентрации и деконцентрации явлений структурирование территории может описываться через следующие понятия.
Стратификация является результатом процессов концентрации и деконцентрации, которые вызывают расслоение территории на территориальные страты (сегменты) — зоны (районы), характеризуемые разным количеством и набором явлений.
Поляризация пространства отмечается, когда различия между территориальными стратами (сегментами) приводят к противоречиям и коренным различиям, т.е. к формированию полюсов.
Наряду с регионализацией в политической регионалистике используется понятие «регионализм». Нередко эти понятия применяются в качестве синонимов, хотя определенные различия между ними существуют. Регионализм — это политический результат или эффект регионализации. Например, известный географ Я. Машбиц рассматривал регионализм как факт существования в стране районов со значительными различиями. В таком понимании регионализм является политической характеристикой территориально неоднородного государства.
При определении регионализма существует два подхода.
- Регионализм как стратегия региональных элит, направленная на расширение ими своих прав (движение «снизу»).
- Регионализм как разнообразие региональных ландшафтов на территории национального государства или наднационального объединения. В этом случае его следует понимать как региональную дифференциацию.
В ряде работ регионализм рассматривается как политическое движение и даже идеология, которая противопоставляется централизму. Как отмечает Г. Марченко, «регионализм — образ мышления и действий, исходящий из приоритетности региональных интересов над государственными. Централизм, напротив, основан на игнорировании региональных интересов».
Когда говорят, что в определенном государстве развит регионализм, это означает, что в нем имеются влиятельные политические силы регионального уровня, которые ведут борьбу за расширение региональной автономии. Крайним проявлением регионализма в таком случае считается сепаратизм, который ставит задачей выход региона из состава государства. Нередко это явление рассматривается в негативном контексте, хотя здесь лучше воздерживаться от ценностных суждений. Сепаратизм и иные радикальные формы регионализма являются условно негативными процессами, если их рассматривать с точки зрения интересов конкретного государства, стремящегося сохранить свою целостность.
Регионализм универсален и географичен. Он нейтрален по отношению к проблеме единства и интеграции страны, ее вектор задают по преимуществу другие условия: история, уровень развития, политическая культура, организация управления в регионах и пр.
Составными элементами регионализма выступают:
региональное самосознание, региональная идентичность;
их воплощение в общественно-политические феномены — единичные, частные или массовые, более или менее радикальные;
его результаты в виде регионализации: признание ее полноправной формой самоорганизации общества, перераспределение власти между центральным и региональным уровнями в пользу последнего.
Например, в Бельгии регионализм был следствием конституирования этой страны в 1993 году как федерации. Таким образом, регионализм можно трактовать как основу для федеративных отношений, а федерализм — как политико-правовое оформление регионализма. Федерализма без регионализма быть не может, но регионализм может существовать как самодостаточное явление и без федеративных отношений[2].
С точки зрения выдвигаемых регионами требований выделим следующие виды регионализма:
культурный регионализм — требования культурной автономии (религия, сохранение местных этнических традиций, преподавание на родном языке и пр.);
экономический регионализм — артикуляция экономических интересов (тарифы, налоги, торговля, возможность прямых международных связей и пр.);
политический регионализм — политические лозунги, направленные на сдвиги в существующей системе распределения компетенций и полномочий.
Все эти три вида регионализма тесно связаны и могут трансформироваться один в другой.
Ряд исследователей ставит проблему «аутентичного» (подлинного) и «неаутентичного» политического регионализма. По их мнению, регионализм является аутентичным в том случае, если его можно определить как «национальный»; именно такова ситуация в Шотландии, Бельгии, на Корсике, в Эльзасе. Пример «неаутентичного» регионализма дают, в частности, Уэльс, бретонские и франко-баскские политические движения. В случаях «неаутентичного» регионализма речь идет не о политической мобилизации населения, но скорее о слабо востребованной, маргинальной идеологии интеллектуалов[3].
Регионализация — это процесс перераспределения полномочий между центром и регионами в пользу последних и учет интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании. Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм предполагает существование стратегии региональных элит, направленной на такое перераспределение, то регионализация описывает и анализирует реальный процесс перераспределения. Иными словами, регионализм необязательно ведет к регионализации.
Регионализм и регионализация — это антонимы централизма, централизации, унификации, но не синонимы сепаратизма и дезинтеграции[4].
В современных обществах регионализацию можно рассматривать как естественный результат общего процесса кризиса государства нации, что выражается в диффузии власти: она «перетекает» вниз — к регионам, местным сообществам, институтам гражданского общества. Общие причины регионализации заключаются в стремлении сделать власть более эффективной, а также переложить на региональные власти часть ответственности за принимаемые решения, удовлетворить стремление тех или иных слоев общества к самоуправлению.
Преимуществами регионализации с точки зрения поддержки демократического процесса выступают:
расширение возможностей для регионального эксперимента, а это важный аспект процесса реформирования общества;
существенный объем полномочий регионов позволяет им дистанцироваться от центра при необходимости;
политический регионализм способствует сокращению дистанции между региональной политической элитой и рядовыми гражданами и тем самым дает последним дополнительные каналы для участия в политической жизни.
2. Факторы и формы регионализации
В процессе регионализации формируется определенная региональная структура государства. Эта структура имеет четыре основных измерения. Политическая регионалистика часто рассматривает политическое, в том числе формализованное политико-административное измерение региональной структуры.
В то же время не следует забывать о других измерениях региональной структуры — этнокультурном, социально-экономическом и природно-географическом. С одной стороны, эти измерения являются объектом исследований других научных дисциплин. С другой стороны, для политико-административной структуры они выступают в роли внешних факторов, которые прямо влияют на эту структуру, определяют границы и отношения между районами. Ю. Гладкий и А. Чистобаев, например, выделяют следующие факторы регионализма — природную среду, этнический, демографический, расселение, конфессиональный, политико-географический.
Таким образом, следует говорить об этнокультурных, социально-экономических и природно-географических факторах политической регионализации. Политическая регионалистика должна принимать во внимание соответствующие измерения региональной структуры изучаемого ею государства и рассматривать их во взаимосвязи с политико-административной структурой и между собой.
1) Природно-географическая структура государственной территории может анализироваться с помощью разработанной отечественными географами методологии. Работы физико-географов имеют особенно большое теоретико-методологическое значение, поскольку предлагают хорошо разработанную горизонтальную и вертикальную структуру пространства.
Иерархия таксономических[5] категорий, которая включает такие единицы вертикальной структуры, последовательно расположенные одна внутри другой, как страна, область, регион, ландшафт, урочище.
Горизонтальная структура природной зональности, в соответствии с которой территория делится на природные комплексы — ландшафтные зоны. Например, А. Исаченко выделяет тундру, тайгу, подтайгу, широколиственную зону, лесостепь, степь, полупустыню.
Явления азональности, связанные с нарушением стройной последовательности сменяющих друг друга ландшафтных зон. Эти явления могут быть связаны с речными долинами и горными ландшафтами, для которых характерна высотная поясность.
Смещения в таксономической лестнице, когда в реальности может быть не выражен определенный таксономический уровень, и территория делится на таксоны более мелкого уровня.
Природно-географическая структура государственной территории может влиять на политику разными способами:
административные границы, которые часто привязаны к природным объектам;
влияние природно-климатических условий на традиции и, прямо или опосредованно, на политическую культуру;
локализация природных ресурсов, которая определяет системы расселения (и через них те же административные границы), экономическую и связанную с ней политическую культуру, стратегические общегосударственные интересы применительно к отдельным особенно важным регионам;
сложная конфигурация государственной территории, которая может создавать проблемы для управления отдельными ее участками.
2) Этнокультурная структура государственной территории в первом приближении представляет собой его этническую карту, т.е. ареалы расселения (точнее, численного преобладания) тех или иных этнических групп и смешанные (переходные) зоны.
Этнолингвистические ареалы могут рассматриваться как через собственно ареалы расселения тех или иных групп, так и через иерархию таксономических категорий (языковые семьи, языковые группы, отдельные языки, диалекты).
Структура конфессиональных ареалов предполагает деление территории на ареалы распространения больших и малых конфессий, субконфессиональных групп и сект.
Многие моноэтнические ареалы характеризуются своей сложной и многоуровневой субэтнической структурой, которая определяется через диалекты, субэтническую идентичность, бытовую культуру.
Концепция Л. Гумилева оперирует такими понятиями, как этноценозы[6]и месторазвития[7].
Р.Туровский предлагает следующие таксономические категории культурных ландшафтов для описания территориальной структуры и иерархии культурного пространства:
культурный мир;
страна (между культурным миром и страной в сложно устроенных культурных мирах возможна промежуточная категория — область);
земля (между страной и землей в сложно устроенных странах возможна промежуточная категория — край);
местность;
община;
культурный объект.
Сложившаяся этнокультурная структура государственной территории имеет огромное влияние на политическую регионализацию. Следствием этнокультурной дифференциации являются, например, региональные и локальные политические культуры, которые в свою очередь могут влиять на особенности региональных политических систем, региональных политических режимов, региональных элит. Региональные и локальные политические культуры нередко проявляются и на административной карте, если им удалось выступить в роли регионообразующих субъектов и добиться создания административных единиц, совпадающих с границами их распространения. Региональные и локальные политические культуры демонстрируют свои различия во время выборов и при формировании региональных элит.
3) Социально-экономическая структура государственной территории также в каждом случае является уникальным явлением. Она может быть описана с помощью экономических районов, каждый из которых отличается своей хозяйственной специализацией, а точнее, как правило, комплексом специализаций. Школа экономического районирования успешно развивалась в СССР (деление страны на экономические районы).
Социально-экономическая структура также серьезно влияет на политическую структуру. Она ведет к трансформации системы расселения (миграции, создание новых центров), что часто влечет за собой перекройку административных границ. К тому же, социально-экономическая специфика территории определяет политическую культуру ее населения.
Региональная структура может быть как формальной, так и неформальной. В первом случае говорят об административно-территориальной (или политико-административной) структуре, во втором используют понятие "территориально-политическая (или политико-территориальная) структура".
Наиболее явной и строго формализованной политико-административной структурой является административно-территориальное деление (АТД) государства. Это — классический пример нормальной иерархии регионов, когда территория без остатка делится на единицы первого порядка, те в свою очередь на единицы второго порядка и т.п. Для сравнения заметим, что в природно-геогра-фической структуре возможны аномалии в связи с неоднородностью низовых таксонов, отсутствием кратности, т.е. выпадением (невыраженностью) некоторых таксономических категорий, наличием азональных явлений.
Не следует также считать, что административно-территориальное деление является единственной юридической формой регионализации. Например, экономические районы в СССР имели официальные границы, активно использовались в экономическом планировании и при ведении государственной статистики. Экономическое районирование является "дополнительной" формой АТД и в некоторых странах рыночной экономики, облегчая и упорядочивая государственное регулирование.
Возможны разнообразные специализированные и ведомственные сетки, связанные, например, с военными, судебными, статистическими и прочими районами. Предметом исследования может быть конгруэнтность, т.е. совпадение или несовпадение этих сеток. Не исключается юридическое оформление ячеек социально-экономической и этнокультурной структуры, например, в случае официального признания экономических районов или наделения этнических ареалов политической автономией и статусом административных единиц.
Политическая структура государственной территории развивается под воздействием внешних (экзогенных) факторов, указанных выше, а также в результате действия внутренних (эндогенных) факторов, непосредственно связанных с политическими процессами.
3. Методология исследования регионализации
Все возможные ячейки региональной структуры можно разделить на три группы:
Формальные (формализованные) ячейки типа АТД и ведомственных сеток. Их можно определить на основании нормативных актов;
Обыденные ячейки — районы, наличие которых признано местными сообществами и нередко используется для самоидентификации. Такие районы также называют перцепционными[8], они связаны с определенными чувствами и образами, распространенными среди населения. Иными словами, они "живут" в сознании простых людей и составляют основу (или одну из основ) для их идентичности. Они определяются с помощью исследования общественного мнения и внешних форм самоидентификации, используемых в различных названиях;
Исследовательские артефакты — районы, определенные исследователями по тем или иным критериям.
Исследование региональной структуры предполагает не только рассмотрение ее формализованных ячеек, но и выделение неформальных структур в соответствии с операцией районирования.
Наибольшую методологическую сложность представляет районирование. Б. Родоман называет районированием "выявление, выделение, разграничение любых ареалов в любой среде". Он считает районирование процессом, который аналогичен классифицированию и периодизации.
Районирование — это выделение регионов (районов) по одному, нескольким или комплексу признаков. В последнем случае говорят о синтетических районах, отличая их от более простых однопризнаковых районов.
Определенная "искусственность" районирования заключается в том, что "в процессе районирования происходит дискретизация пространства, которое до того и само по себе может быть дискретным или континуальным в различной степени". Сам исследователь определяет критерии, на основании которых он проводит дискретизацию континуального пространства, делит его на условные части.
Важной характеристикой района является его территориальная целостность. Считая ареал самым общим понятием, Б. Родоман делит ареалы на две группы — сплошные (монолитные) и несплошные (фрагментарные). Районом Б. Родоман считает всякий сплошной ареал.
Наука давно уже занимается поиском устойчивых пространственных структур неформального характера и закономерностей их формирования. Известна, например, концепция концентрических кругов И. Тюнена. Следующим шагом стала концепция гексагональных решеток, связанная с именами А. Леша и В. Кристаллера. Однако выявление геометрических структур правильной формы не является самоцелью, поскольку процессы регионализации редко приводят к появлению геометрически правильных паттернов[9]. Для регионализации характерно преобладание неправильных линий над правильными, постоянные пространственные флуктуации.
Наиболее распространенная классификация делит районы на два основных типа:
Гомогенные, или формальные, районы выделяются на основе определенных качественных характеристик, которые называют районообразующами признаками. Территория района предполагает наличие на ней данного признака (группы признаков), в отличие от другого района, где признак (группа признаков) является иным. Такой район представляет собой условно однородную площадь. Ее условная однородность определяется применяемым любым исследователем правилом генерализации[10], когда значимые районообразующие признаки и характеристики отделяются от незначимых (малозначимых);
Узловые, или функциональные, районы выделяются на основе системы внутренних связей. Такой район по своему паттерну представляет собой систему узлов и связующих линий (векторов, направлений). Районообразующим признаком в этом случае становится вхождение в систему связей.
Б. Родоман несколько усложняет эту классификацию, выделяя наряду с однородными районами коннекционные и конфигурационные (в других работах он говорит об узловых районах, что соответствует более распространенной и принятой на Западе методологии[11]). Коннекционные районы объединены связями и являются понятием, близким к узловым районам. В отличие от них конфигурационные районы выделяются на основе свойств ограниченности.
Также следует иметь в виду, что районирование может быть индивидуальным и типологическим. В первом случае каждый район уникален, он обладает собственной характеристикой (обычно это не одна, а комплекс характеристик) и наделяется своим собственным именем. Типологическое районирование делит территорию на районы разного типа, которые могут повторяться в разных концах страны.
Исследование региональной структуры предполагает определение не только паттерна регионализации, но и ее уровня, глубины. В этом случае исследователь замеряет амплитуду внутренних колебаний по тому или иному признаку. Как правило, речь идет о квантифицируемых[12] показателях, которые можно найти в статистике или определить самостоятельно. Например, А. Лейпхарт использовал в своих работах индекс фрагментации, предложенный в свое время Д. Рэем и М. Тэйлором (в его основе — религиозный и этнический состав населения). Для политической регионалистики в этой связи может быть предложен индекс территориальной фрагментации. В США использовались такие показатели, как индекс дисгармонии (в электоральном анализе, индекс колебался от нуля до единицы в зависимости от того, насколько партия-победительница отличилась в тех или иных регионах) или индекс централизации (в исследованиях бюджетного федерализма, замерялось соотношение расходов центрального правительства и субнациональных органов власти).
Универсального показателя территориальной фрагментации не существует, как нет и универсальной схемы районирования того или иного государства. Как и в случае с районированием, исследователь сначала задает критерии. Для исследований уровня (глубины) фрагментации это — признак, амплитуду колебаний которого от территории к территории предполагается установить, и индекс, который, по мнению автора, наиболее точно выявляет эту амплитуду.
- 1. Регион и территориальная структура
- 2. Регион как уровень политического анализа
- 3. Определение региона
- 4. Основные понятия политической регионалистики
- 6. Содержание региональной политики
- 7. Подходы в региональной политике
- 1. Адресный, или селективный, или индивидуальный, подход.
- 2. Комплексный подход.
- 3. Автономный подход.
- 8. Региональное участие и региональный политический процесс
- Тема 3. Регионализм и сравнительный анализ моделей регионализации
- 1. Регионализация в многосоставном обществе
- 4. Модели регионализации в сравнительной перспективе