logo
"Северная дипломатия" Республики Корея с 2003 г. по настоящее время

3.2 MB Doctrine Ли Мёнбака

После прихода к власти в феврале 2008 г. консерваторов во главе с нынешним президентом Ли Мёнбаком произошла резкая смена политики РК по отношению к КНДР. «Политика мира и процветания» была свёрнута. По мнению администрации нового президента, компромисс с КНДР по вопросам объединения, основанный преимущественно на условиях Пхеньяна, означает, что южане будут тратить огромные деньги на северян, не имея при этом реальной возможности изменить ситуацию на Севере. Новый президент пошёл на резкое ужесточение политики в отношении КНДР, при укреплении стратегических отношений с СШАПрезидент Южной Кореи вступил в должность. URL: http://www.newsru.com/world/25feb2008/seul.html (дата обращения: 03.05.2012).. По факту, Ли Мёнбак отказался от политики по умиротворению северного соседа, которую проводили его предшественники. В основу нового курса РК положена позиция о необходимости полного урегулирования северокорейской ядерной программы, и только после этого возможно дальнейшее развитие межкорейских отношений. Политический диалог между Сеулом и Пхеньяном был заморожен.

Следует отметить, что новая администрация Ли Мёнбака, единственная в истории отношений США и РК, получила поздравления с победой на президентских выборах. Судя по настрою, заявлениям и первым предпринятым действиям Ли Мёнбак настроен проамерикански и очевидно, что ближайшее время США не придётся ломать голову как осуществлять контроль за межкорейским диалогом. Очевидно, что нынешняя южнокорейская администрация будет поддерживать все инициативы Белого дома°ЎДЎµїёН-ЅЕ·ЪµїёН-ЖтИ­±ёГа µїёНАё·О (Мирное сотрудничество путём значимых, доверительных отношений). URL: http://www.pressian.com/article/article.asp?article_num=20080416112430&Section= (дата обращения: 01.06.2012)..

Уже осенью 2008 г. Сеул заявил о необходимости наращивания собственной военной мощи «чтобы исключить возможность возникновения новой войны на Корейском полуострове»Президент Южной Кореи: чтобы сохранить мир, Сеул будет неуклонно наращивать военную мощь. URL: http://www.newsru.com/world/26sep2008/myungbak.html (дата обращения: 05.05.2012)..

Однако поводом для воплощения в жизнь новой жёсткой стратегии, названной MB Doctrine (по инициалам президента Мён Бака) стал запуск КНДР ракетоносителя Ынха-2 5 апреля 2009 г. Северная Корея утверждала об исключительно мирной цели запуска - ракета должна была вывести на орбиту Земли северокорейский спутник «Кванменсон-2». В то же время, США и Япония утверждали о военной цели запуска - отработке пуска баллистической ракетыСпутник КНДР: факты и противоречия // Северная Корея запустила ракету со спутником. Реакция и комментарии. URL: http://ria.ru/world/20090406/167185573.html (дата обращения: 08.05.2012) . в обход резолюции СБ ООН 1718 от 31 октября 2006 г., запрещающей Пхеньяну проводить пуски баллистических ракет.

Действия КНДР привели к адаптации старых санкций со стороны СБ ООН. В ответ 14 апреля Пхеньян заявил о выходе из шестисторонних переговоров по ядерной проблематикеПхеньян заявил о бойкоте шестисторонних переговоров и об усилении своих сил ядерного сдерживания. URL: http://www.newsru.com/world/14apr2009/kndr.html (дата обращения: 01.06.2012).. И 25 мая того же года провёл второе ядерное испытание.

В ответ РК остановила гуманитарные поставки в КНДР: 500 тысяч тонн риса и 350 тысяч тонн удобрений (с учётом того, что удобрения дают прибавку к урожаю, в два раза превышающую их вес, помощь Юга оценивалась как эквивалент 1,2 млн тонн зерна, что равно одной четверти производимого в КНДР зерна и покрывало свыше половины его дефицита).

Обострение отношений между Кореями, связанное с вторыми ядерными испытаниями КНДР, привело в частности к тому, что в ходе визита Ли Мёнбака в США Белый дом впервые гарантировал в письменном виде защиту РК своим ядерным арсеналом, в случае необходимости Белый дом гарантировал, что прикроет Южную Корею «ядерным зонтиком». URL: http://www.newsru.com/world/16jun2009/umbrella.html (дата обращения: 01.04.2012)..

Отношения ещё более обострились после заявления представителей РК о возможности нанесения превентивных ударов по КНДР.

Вторая половина 2009 г. знаменовалась определённым спадом накала страстей. В августе впервые за 2,5 года состоялась встреча на уровне министров, свидетельствовавшая о стремлении сторон к восстановлению диалога. В сентябре была восстановлена военная прямая линия связи между Кореями. КНДР высказала пожелания об организации встречи между Ким Чениром и Ли Мёнбаком, разморозила совместные экономические проекты с РК. В то же время, в ноябре президент Южной Кореи заявил, что готов встретиться с главой КНДР «в любое время и в любом месте, если это поможет решить проблемы, существующие между двумя государствами».

В начале января 2010 г. КНДР высказала предложение прекратить «враждебные отношения» с США и нормализовать межкорейский диалог в интересах мира и стабильности в Азии, соглашаясь вернуться за стол переговоров в формате «шестёрки». Относительное снижение конфронтации на Корейском полуострове в то же время не отменило периодических военных стычек в пограничных районах и на море.

Кроме того, в том же январе Южная Корея внесла существенные изменения в свой план действий на случай чрезвычайной ситуации в КНДР. «Чрезвычайным планом» определено, что в случае резкого изменения обстановки в КНДР правительство Южной Кореи «создаст на Севере орган управления во главе с министром Республики Корея по делам объединения для введения режима чрезвычайного положения» Сеул изменил план на случай смены власти в КНДР. URL: http://www.newsru.com/world/14jan2010/kndrseul.html (дата обращения: 07.05.2012)..

Мартовский инцидент этого года с южнокорейским корветом «Чхонан» Южная Корея закончила расследовать гибель корвета «Чхонан»: виновата северокорейская торпеда. URL: http://www.newsru.com/world/13sep2010/seul.html (дата обращения: 29.05.2012)., в уничтожении которого Сеул официально обвинил Пхеньян, также привёл к существенному обострению отношений - 25 мая 2010 г. КНДР заморозила все связи с Южной Кореей и вышла из соглашения между Севером и Югом о взаимном отказе от агрессии, обвиняя РК в безрассудных провокациях Пхеньян разрывает все связи с Сеулом и выходит из соглашения о ненападении. URL: http://www.newsru.com/world/25may2010/koreas.html (дата обращения: 09.05.2012)..

В июле прошли совместные учения РК и США, сопровождаемые традиционной воинственной риторикой и угрозами со стороны КНДР. Месяцем позже, Ли Мёнбак во время выступления на церемонии по случаю 65-летия освобождения страны от японского колониального ига заявил, что воссоединение Юга и Севера может пройти в три этапа: установление мира на Корейском полуострове на основе денуклеаризации, образование межкорейского экономического сообщества в интересах взаимных обменов и совместного процветания и создание общества национального единства Президент Южной Кореи хочет объединиться с КНДР в три этапа. URL: http://www.newsru.com/world/15aug2010/ukor.html (дата обращения: 05.05.2012).. КНДР в ответном сообщении высмеяла объединительные инициативы руководства РК.

В результате, в ноябре месяце Сеул признал провал примирительной политики «солнечного тепла» и «политики мира и процветания», констатируя, что предыдущие курсы не привели к позитивным изменениям в КНДР В Сеуле признали провал мирной политики в отношении КНДР. URL: http://www.newsru.com/world/18nov2010/koreiproval.html (дата обращения: 03.05.2012)..

Спустя несколько дней произошёл артиллерийский обстрел острова Ёнпхёндо Севером Артиллерия КНДР обстреляла южнокорейский остров: загорелись десятки домов, есть жертвы. URL: http://www.newsru.com/world/23nov2010/kndr.html (дата обращения: 01.04.2012). в ответ на крупномасштабные военные учения Юга.

Этот инцидент вскрыл ряд проблем во внутриполитической нерешительности «Голубого Дворца» в вопросах межкорейского диалога. Отбросив хорошо наработанную модель взаимоотношений с Севером и отказавшись продолжить инициативы прежних администраций, нынешнее правительство Ли Менбака оказалось явно не готовым к тому, что произошло. На это указывают как промедление с ответом на акт агрессии, так и отставка министра обороны. Более того, прекращение гуманитарных поставок на Север и отказ от сотрудничества, в момент, когда там происходит подготовка к смене лидера, явно представляет собой непоследовательность в политике и, в какой-то степени, говорит о неготовности и, возможно, отсутствии конкретных планов нормализации отношений с КНДР. Традиционно так же и «вмешательство» Белого Дома в межкорейские отношения.

Таким образом, с одной стороны видно явное желание США поддержать статус-кво на полуострове и их возросшее влияние на позицию и планы РК в вопросах нормализации ситуации на полуострове, сближения с КНДР и проблеме объединения.