2.1 Истоки «Северной дипломатии»
Ещё 4 июля 1972 г. было подписано Совместное заявление Севера и Юга, в котором зафиксированы основные принципы объединения - самостоятельно, без опоры на внешние силы; мирным путём; на основе «великой национальной консолидации» История конфликта между КНДР и Южной Кореей. Перестрелка в Жёлтом море: реакция, комментарии. URL: http://ria.ru/spravka/20101123/299886201.html (дата обращения: 04.05.2012).. Однако это заявление носило больше номинальный и декларативный характер, так как логика «холодной» войны, подразумевающая глобальное противостояние СССР и США, не давала их странам-сателлитам принимать самостоятельные решения.
Истоки же собственно «северной дипломатии» следует искать в сентябре 1990 г., когда были установлены дипломатические отношения между СССР и РК, а также в ноябре 1992 г., когда после распада СССР и окончания «холодной войны» в Сеуле Ро Дэу и Б. Н. Ельцин подписали Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Установление дипломатических отношений с Советским Союзом, а затем и Россией было важнейшим достижением Южной Кореи не только в сфере внешней политики, но и в области обеспечения безопасности на Корейском полуострове. Один из главнейших союзников КНДР («потенциального агрессора») теперь стал дружественным для Южной Кореи государством.
Установление дипломатических отношений между Республикой Корея и Китайской Народной Республикой, произошедшее после подписания в Пекине 24 августа 1992 г. Договора об установлении дипломатических отношений между двумя странами, означало окончательную победу так называемой «Северной политики» Южной Кореи.
«Северная политика» -- это внешняя политика правительства РК, которая осуществлялась с 1988 г. и была направлена на расширение контактов Южной Кореи со странами Восточной Европы и Китаем путем установления дипломатических отношений, расширения обмена по линии индивидуальных контактов, установления более тесных торговых и экономических связей на уровне государственных и частных предприятий.
В сентябре 1991 г., благодаря явным внешнеполитическим успехам Сеула, который снял напряжённость в отношениях с СССР, и РК, и КНДР стали членами ООН. Вступление в эту организацию фактически закрепило раскол Кореи на два независимых государства.
В то же время, во время президентства Ро Дэу возобновились межкорейские контакты на высшем уровне. Так, в декабре 1991 г. имела место встреча министров иностранных дел Северной и Южной Кореи в Сеуле, завершившаяся подписанием 13 декабря «Соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом», в котором стороны впервые официально признали суверенитет друг друга, как и сам факт существования на полуострове двух государств. В ряде статей были определены задачи экономического сотрудничества, прежде всего в освоении ресурсов, товарообмене, совместных инвестициях «в целях пропорционального развития национальной экономики в едином порядке и повышения благосостояния всей нации». Особо отмечалось, что отношения между КНДР и Республикой Корея не обычные межгосударственные, а временно сложившиеся в ходе продвижения к воссоединению. Стороны взяли на себя обязательство отказаться от военно-политической конфронтации, обеспечить разрядку и мир, содействовать общенациональным интересам. Было решено сформировать Совместную военную комиссию Севера и Юга по разработке мер военного доверия. Было выражено намерение сторон обеспечить свободное передвижение и контакты людей, переписку, встречи, воссоединение разделённых семей и родственников. Предлагалось также восстановить прерванные железнодорожные и шоссейные дороги, открыть водные и воздушные пути.
В 1992 г. обе Кореи приняли Совместную декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова История конфликта между КНДР и Южной Кореей. Перестрелка в Жёлтом море: реакция, комментарии. URL: http://ria.ru/spravka/20101123/299886201.html (дата обращения: 04.05.2012)..
Подписанные Сеулом и Пхеньяном документы могли составить базу для дальнейших переговоров о нормализации. Во-первых, они содержали обязательства сторон разрешить конфликт мирно, а во-вторых, Юг, по сути дела, согласился учесть мнение Севера о необходимости исключить присутствие американского ядерного оружия на южнокорейской территории. Это означало повышение уровня военного доверия между Сеулом и Пхеньяном, т.к. американское оружие на юге полуострова традиционно рассматривалось как средство, позволяющее уравновесить численное превосходство по обычным вооружениям, которое КНДР имеет над Республикой Корея. Но решение вопроса о нормализации тормозилось из-за неспособности корейских государств прийти к общему пониманию международно-политических реалий в регионе Торкунов, А. Современные международные отношения. М., 1999. С. 194..
Кроме того, все призывы Северной Кореи заменить соглашение о перемирии от 1953 г. на полноценный договор о мире упорно отвергались США, ориентированными на заключение подобного документа в многостороннем формате.
В итоге, первый ядерный кризис, вызванный работами Северной Кореи в рамках собственной атомной программы Юдин, Ю. Девятый элемент: КНДР и ядерная бомба. Аналитический центр по проблемам нераспространения. URL: http://www.npc.sarov.ru/issues/9element/elementp1.html (дата обращения: 22.05.2012)., а также смерть Ким Ирсена привели к фактической заморозке межкорейского диалога до 1998 г.
- Введение
- 1. Геополитическое значение Северо-Восточной Азии
- 1.1 Современная ситуация в СВА
- 1.2 Ключевое значение Республики Кореи в процессах, происходящих в СВА
- 1.3 Роль США и Китая в СВА
- 2. Становление «Северной дипломатии» РК (1990-2003 гг.)
- 2.1 Истоки «Северной дипломатии»
- 2.2 Политика «солнечного тепла» Ким Дэчжуна
- 3. Современная «Северная дипломатия» РК (с 2003 г. по настоящее время)
- 3.1 «Политика мира и процветания» Но Мухёна
- 3.2 MB Doctrine Ли Мёнбака
- 3.3 Перспективы развития межкорейского диалога
- Заключение