Введение
северная дипломатия корея геополитическое
Согласно заявлениям американских исследователей Р. Менона и У. Вимбуша, события в Азии XXI в. не будут идти по заданному пути, а породят огромное количество непредвиденных последствий. Отдельные государства «получат новые возможности и будут использовать в достижении своих целей новые стратегии… Из этого следует вывод, что союзы, которые так хорошо служили Америке в Азии в течение полувека, могут в предстоящий период быть дезинтегрированы. Поддержание военного присутствия и политических обязательств станет всё более сложным делом, поскольку необходимая сеть баз уже не гарантирована. Возникнут новые центры мощи - Китай, Япония и Индия, они совместно с США создадут новый баланс сил, мало напоминающий структуру конца XX в.» Menon, R. Asia in the 21st century. Power politics alive and well. The National Interest, Spring, 2000. URL: http://findarticles.com/p/articles/mi_m2751/is_2000_Spring/ai_61299044/ (дата обращения: 15.05.2012)..
Наибольшее значение в этом процессе будет играть Корейский полуостров. Корея издавна, прежде всего в силу своего геостратегического положения, была объектом борьбы за влияние соседних, более крупных и могущественных государств. С середины XX в. и до настоящего времени определилась четвёрка великих держав в составе США, России, КНР, Японии, обоснованно считающимися традиционно вовлечёнными в проблемы Корейского полуострова.
Растущая роль этого региона в международных отношениях, безусловно, вызывает скрытое противостояние указанных выше государств, их борьбу за влияние в Северо-Восточной Азии. Безусловно, к числу таких стран в первую очередь относятся такие гиганты, как США и Китай. Усиливающаяся борьба за сферы экономических и геополитических интересов будет неуклонно порождать новые конфликтные ситуации и обострять старые. Особое значение в таком контексте стоит придать до сих пор неурегулированной ситуации на Корейском полуострове, претендующей стать в ближайшие годы международной проблемой «номер один».
За неполные 60 лет с момента зарождения конфликта между КНДР и РК международному сообществу мало что удалось сделать для нормализации ситуации, которая дестабилизирует АТР и СВА в частности. Логика «холодной войны» и противостояние СССР и США не подразумевали решения проблемы двух Корей - сверхдержавам был удобен статус-кво. С распадом биполярной системы международных отношений в 1991 г. последовал предсказуемый рост напряжённости во всех проблемных зонах мира. Корейский полуостров не стал исключением.
В настоящий момент урегулирование проблемы Корейского полуострова имеет два практических аспекта, решение которых откроет путь к нормализации ситуации в регионе. Во-первых, это, безусловно, приемлемое и удовлетворяющее все заинтересованные стороны решение о денуклеаризации Корейского полуострова и свёртывании ракетно-ядерной программы КНДР. Во-вторых, налаживание стабильного и последовательного межкорейского диалога, направленного на продуктивное и взаимовыгодное сотрудничество двух Корей с перспективой их последующего объединения.
Безусловно, первый из упомянутых аспектов является краеугольным камнем в вопросе урегулирования этого застаревшего и напряжённого конфликта. К сожалению, приходится констатировать, что за последние годы изменений в лучшую сторону по этому направлению нет. Во многом это связано с принципиальным расхождением позиций КНДР и США в вопросе условий денуклеаризации первой. Более того, Северная Корея стала страной, обладающей ядерным оружием (о чем убедительно «поведала» миру, произведя второе ядерное испытание в 2009 г.), что существенно усложняет переговорный процесс в любом из существующих форматов.
В этой ситуации на первое место выходят процессы, происходящие в рамках межкорейского диалога. Именно они могут «сломать сложившийся лёд» и, при условии адекватно-выстроенной переговорной линии, внести существенную лепту в вопрос урегулирования на Корейском полуострове. Этим, на мой взгляд, обуславливается актуальность данной работы.
Таким образом, объектом этого исследования является межкорейский диалог; «Политика вовлечения» Но Мухёна, как продолжение прежнего курса РК в межкорейском диалоге; отношения РК-КНДР при Ли Мёнбаке.
Цель работы - проанализировать внешнеполитическую деятельность РК на северокорейском направлении за период с 2003 г. по настоящее время.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и сравнить роль «молодого» геостратегического центра Северо-Восточной Азии - Республики Кореи и её ключевого значения в процессах, происходящих в СВА.
2. Рассмотреть и сравнить изменения во внешнеполитическом курсе РК до и после прихода к власти Ли Мёнбака.
3. Дать прогноз дальнейшей эволюции межкорейского диалога и предположительного варианта развития событий и изменения обстановки на Корейском полуострове.
В соответствии с целями и задачами работы, её необходимо разбить на три части. В первой главе будет уделено внимание росту значения региона АТР и Северо-восточной Азии в частности в современном мировом устройстве. А также будет сказано о ключевом значении Республики Кореи в системе и процессах, происходящих в регионе.
Во второй главе будет сделан обзор истории возникновения «северной дипломатии» и её основные этапы в период с 1991 по 2003 гг. Третья же глава является ключевой, в ней внимание будет уделено современному состоянию дел в межкорейском диалоге и особенно - современному этапу «северной дипломатии» РК, который характеризуется резким отходом от внешнеполитической линии, проводившейся на протяжении последних десяти лет.
- Введение
- 1. Геополитическое значение Северо-Восточной Азии
- 1.1 Современная ситуация в СВА
- 1.2 Ключевое значение Республики Кореи в процессах, происходящих в СВА
- 1.3 Роль США и Китая в СВА
- 2. Становление «Северной дипломатии» РК (1990-2003 гг.)
- 2.1 Истоки «Северной дипломатии»
- 2.2 Политика «солнечного тепла» Ким Дэчжуна
- 3. Современная «Северная дипломатия» РК (с 2003 г. по настоящее время)
- 3.1 «Политика мира и процветания» Но Мухёна
- 3.2 MB Doctrine Ли Мёнбака
- 3.3 Перспективы развития межкорейского диалога
- Заключение