logo
"Северная дипломатия" Республики Корея с 2003 г. по настоящее время

1.2 Ключевое значение Республики Кореи в процессах, происходящих в СВА

Если оценивать современную обстановку в СВА, то исчезновение мощной сверхдержавы СССР оказало в 1990-е гг. на этот регион определяющее влияние. Необходимо учитывать тот факт, что международно-политическая ситуация в этом регионе весьма сложна. В этой связи, следует отметить, что в настоящее время в качестве одного из ключевых государств СВА пытается выступать Республика Корея, и это не случайно: ситуация на Корейском полуострове не только зависит от политического курса и интересов сопредельных государств, но и во многом определяет положение в субрегионе и в АТР в целом.

Прежде всего, надо полагать, что это связано с формированием нового мирового порядка на Корейском полуострове, который характеризуется снижением общего уровня конфронтационности. Корейский полуостров, по оценке З. Бжезинского, - геополитический центр Дальнего Востока, где пересекаются жизненно важные интересы четырёх мощных держав - КНР, Японии, США и России. Надо понимать, что естественно по совокупному внешнеполитическому потенциалу РК проигрывает этим четырём ведущим игрокам. Но эту истину прекрасно осознают южнокорейские внешнеполитические стратеги: РК признает США в качестве главного субъекта международных отношений в СВА, а также достаточно продуманно строит отношения с Китаем и Россией, а также и с Японией, несмотря на многочисленные политико-идеологические разногласия, связанные с историческим наследием японской оккупации Кореи. Проводя подобную внешнеполитическую линию, РК концентрирует своё внимание на том, чтобы стать равным участником экономических процессов региона, что ей вполне по силам, а также усилить свой политический вес не только в СВА, но и на международной арене. Это обусловлено не только ёмкостью товарного и инвестиционного рынка, финансовыми и людскими ресурсами, активным участием РК в различных формах обмена и сотрудничества стран АТР и СВА, но и неоднократно подтверждённым с конца 1980-х гг. курсом южнокорейских властей на обеспечение Корее «подобающего и заслуженного положения» в системе международных и региональных отношений». Современная РК, наряду с другими государствами АТР, является одним из быстро развивающихся и стратегических районов мира. Складывающаяся в СВА региональная система обеспечения стабильности определяется взаимодействием целого ряда сил, не последнее место среди которых занимает РК.

Вероятнее всего, Республика Корея воспринимается сильными государствами как более слабый игрок, как на Корейском полуострове, так и в СВА. Каждая из четырёх перечисленных великих держав не стремится быть военно-политическим покровителем только одной стороны, желая «стоять на Корейском полуострове на двух ногах». Таким образом, получается, что противостояние по линии Россия, Китай - Япония, США сохранилось. Более того, на современном этапе политика великих держав сводится к поддержанию статус-кво на полуострове, ибо объединение Корей изменит ситуацию в регионе в целом, что пока что не выгодно ни одной из великих держав, и каждая может, как выиграть, так и проиграть, если в ближайшей перспективе произойдет объединение. Совершенно очевидно то, что лучше сохранить то, что имеется, чем остаться ни с чем.

Но в этой связи более прозрачной становится значимость и самостоятельность РК в новом тысячелетии. Самостоятельная позиция Сеула в отношении диалога с КНДР, ставшая очевидной после 2000 г., продемонстрировала, что в современных условиях КНДР и РК обладают всеми возможностями для самостоятельного решения проблем Корейского полуострова. Ведущее направление объединительного процесса - упрочение торгово-экономических отношений и гуманитарных связей.

Для Кореи наступили одновременно и опасные, и внушающие надежду времена. Некоторые признают объединение Кореи средством усиления региональной стабильности, однако Корея - это всего лишь ключ к решению проблемы, поскольку окончательное её решение в корне изменит ситуацию не только в СВА, но и во всем АТР. Следует признать, что ликвидация последствий финансового кризиса в Южной Корее и её сегодняшний экономический потенциал выдвигают на повестку дня потребность в дальнейшем развитии политической реформы. Тем временем очевидным преимуществом КНДР остаётся её военный потенциал. При анализе и прогнозировании событий в СВА следует учитывать непредсказуемость и неопределённость ближайших и долгосрочных намерений Пхеньяна. Находясь между сверхдержавами, именно Корея предопределит мир и стабильность, а также экономический успех всего региона СВА.

Ситуация в СВА развивается достаточно стремительно, а определённая самостоятельность, которую демонстрирует во внешней политике современная Южная Корея, не может не внушать опасений для великих держав. В то же время, после избрания в РК нового президента - Ли Мёнбака, самостоятельность, которой достигла РК при проведении внешнеполитического курса, особенно в отношении Северной Кореи, может полностью сойти на «нет», в силу проамериканского настроя действующего южнокорейского президента.