1.2 Актерское мастерство как средство усиления имиджевого воздействия на аудиторию
Одной из особенностей реального и мнимого миров в их сложном переплетении и постоянном взаимодействии является игра, как особенное качество поведения человека, отличного от обыденного поведения в жизни. Нидерландский историк и культуролог Й. Хейзинга (J. Huizinga) считает, что игра предшествовала возникновению культуры человеческих сообществ, и, более того, «без поддержания определенного игрового поведения культура вообще невозможна».
Всякий человек играл и может высказаться об игре, опираясь на собственный опыт. Каждому известно несчетное число игровых ситуаций в частной, семейной и общественной сферах. Они изобилуют игровыми действиями, которые суть повседневные события и происшествия в человеческом мире. Склонность и способность человека облекать в формы игрового поведения все стороны своей жизни выступает подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений.
Это явление не могло обойти политическую жизнь и политических деятелей как публичных персон, поэтому в нашем обиходе появились такие выражения, как «политическая сцена», «политическое шоу», «политические игры» и т.д. Покидая свой пост, французский президент Ф. Миттеран (F. Mitterrand) с горечью говорил о том, что ныне кандидат в президенты «должен быть знатоком рекламного бизнеса, трибуном, писателем, артистом; короче - всем, чем угодно, только не государственным деятелем».
Одними из наиважнейших этапов работ PR-специалиста над имиджем политического лидера является выбор характеристик, «очеловечивающих» образ политика, делающих его ярким, эмоциональным, символически близким, а также перевод выбранных характеристик в различные знаковые системы (визуальную, вербальную, событийную, символическую и т.д.) для полноты существования и воздействия имиджа. Такими характеристиками в полной мере обладают образы, создаваемые актерами на сцене. Также важным этапом является работа по нейтрализации негативных черт текущего имиджа и коррекции моделируемого образа на основе обратной связи.
С появлением телевидения и развитием массовой культуры, наиболее популярным из всех лидерских стилей стал эмоционально-заразительный тип, качество, которым, в первую очередь определяется профессионализм актера. Важными для политика свойствами актерской психологии является способность актера воздействовать на сценические объекты и вызывать эмоциональную реакцию партнера по действию и сопереживанию зрительного зала. Политику очень важно оказывать на свою аудиторию сильное эмоциональное воздействие во время публичных выступлений, телевизионных обращений, на фото и т.д.
В данном аспекте для политических деятелей приобретает важность актерского мастерства как эффективного средства невербальной коммуникации, так как в построении образа и оказании эмоционального воздействия на зрительскую аудиторию актер пользуется не только словом, которое можно отнести, скорее, к драматургии, но и невербальными инструментами, а именно:
1. Внешние (технологические) - грим, костюм.
2. Внутренние (психофизические) - физические: тело, пластика и моторика, мимика, жесты, голос (в т.ч. дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность, наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.
Работа актера состоит в создании выразительных сценических образов (ролей) путем перевоплощения. В современных условиях жесткой политической конкуренции и публичности политику необходимо показывать себя с разных сторон в зависимости от задачи, которые стоят перед ним на данный момент. Особенностью тактического имиджа политического лидера является создание «идеального имиджа» для адресных групп. Это может быть предвыборная кампания, обращение к населению в связи с террористическим актом, поздравительное обращение. Каждая задача, каждый повод требует от него разных образов, что, в свою очередь, должно закрепить за ним определенные имиджевые характеристики.
Образ - это система знаков, которые в какой-то момент времени транслирует человек, и которые отражают отдельные свойства его личности, акцентируемую социальную роль и текущие коммуникативные установки. Это упрощённое внешнее отражение внутренней сущности человека Имидж, образ, стиль. Ключевые определения // http://eniki-beniki.livejournal.com/283074.html.
Политический деятель представляет собой сплав как профессиональных, так и личностных характеристик Гавра Д.П. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики // http://pr.tsu.ru/articles/105, по которым он складывает различные имиджи в глазах аудитории. В первую очередь, главная роль политика, которую он должен играть как на политической сцене своей страны, так и на международной арене - роль лидера. К этим качествам относятся не только его профессионализм и компетентность в государственных делах, но и личностный характеристики, которые несут большую символическую нагрузку: сила, решительность, энергичность, уверенность в себе и т.д См. об этом: Абашкина Е., Егорова-Гантман Е. Построение героя. Формирование имиджа политического лидера // http://psyfactor.org/lib/politlider.htm. Также лидер должен демонстрировать агрессивность и соперничество. По мнению американского писателя А. Миллера (A. Miller), «политический лидер должен нести в себе элемент потенциальной опасности» Miller A. On politics and art of acting // http://www.neh.gov/whoweare/miller/lecture.html. Однако люди склонны предъявлять к личности политического деятеля идеализированные требования, поэтому в список качеств попадает такие личностные качества теплота, доброта, открытость, забота, заинтересованность в людях и т. д.
Стереотипность восприятия позволила разделить все многообразие политических имиджей - ролей на группы. В политической литературе существует несколько типологий имиджей. Одну из них, самую популярную, предложил исследователь политико-коммуникационных процессов Р. Шварценберг (R. Schwarzenberg). В контексте данной работы такая классификация приобретает особый интерес, так как его галерея образов политиков повторяет набор классических театральных амплуа:
1. «Спаситель Отечества». Театральный аналог - герой, «бог из машины». Этот персонаж вступает на сцену политического театра в самые сложные и ответственные моменты; он овеян славой и легендами, героической аурой, часто канонизируется.
2. «Отец нации». Театральный аналог - благородный отец. Речь идет об авторитарном лидере, царе-батюшке, который строг, но справедлив и заботлив с подданными, беспощаден с врагами. По мнению австрийского психолога 3. Фрейда (S. Freud), «масса просто нуждается в лидере, как семейство нуждается в авторитетном отце».
3. «Обаятельный лидер». Театральный аналог - первый любовник. Улыбчив и раскован, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько просто понравиться. К этому амплуа применимы такие характеристики как внешняя, в т.ч. сексуальная привлекательность, обаяние.
4. «Свой парень». Театральный аналог - простак. Открыт и доступен для общения. Для этой роли характерны такие черты, как доброта, скромность, дружелюбие.
Политический лидер, как и актер, в разных ситуациях должен менять модель самого себя, иногда конструируя новые модели поэтому кроме вышеперечисленных ролей выделяется также система социальных микроролей: семьянин, коллега, друг и др. При этом роль, которую играет политический деятель на международной арене, может существенно отличаться от внутренней и зависит от конкретной политической ситуации, уровня взаимоотношений с зарубежной страной и др.
Однако стереотипность должна быть вариабельной и многоплановой, то есть направленной на отдельные социальные группы, так как у них существуют свои специфические стереотипы. Как показывает практика, с усилением публичности политиков и необходимостью адресовать образ различным целевым аудиториям, преследуя самые разные цели и задачи, политику приходится играть то одну, то другую роль. Специфика образа определяется спецификой целевой аудитории, повода и др.
В мнимом мире люди склонны воспринимать образы по схеме: «метафора (выразительный образ времени, ситуации) - герой (олицетворяет реальность и время или борется с ней) - знак (в том числе влияют характерная внешность, поведение, символика)». Политический деятель, символизирующий в данном случае героя, должен вызывать симпатию и доверие, независимо от его истинных личностных черт, хотя в степень их близости может быть различной - от практически полного совпадения до противоположности.
Актерские образы отличает ярко выраженная характерность. Характерность - это особый характер поведения, свойственный данному лицу или группе лиц. Тем самым актер внутренне и внешне демонстрирует яркие типичные черты, которые присущи поведению и внешности своего персонажа. Политику также важно схватить необходимый образ в его типичных проявлениях и свойственных ему чертах, чтобы выглядеть выразительным и убедительным.
Однако помимо выразительности, важным условием актерской игры является полнота и органичность представляемой на сцене жизни. Политический деятель также должен представлять собой зрелищный, выразительный и в то же время убедительный образ, чтобы добиться признания и доверия со стороны аудитории.
XX век можно охарактеризовать как век развлечений, когда люди как никогда в человеческой истории подвержены огромному влиянию искусства представления, или шоу. Это выразилось в появлении никогда не насыщаемой потребности в банальных развлечениях, жажде грубых сенсаций, тяге к массовым зрелищам. Такая ситуация была вызвана революционной событием, а именно утверждением телевидения как главенствующего средства массовой информации. Все вышеперечисленные факторы потребовали от образов, представляемых на телеэкране зрелищности, выразительности, образности, которые присущи актерскому мастерству.
Таким образом, формирование имиджа политического деятеля, которому приходится играть множество ролей в своей деятельности, может происходить, в том числе благодаря чертам и свойствам актерской модели поведения. Поэтому прежде чем аудитория сформирует свое представление о политическом деятеле, что, в свою очередь, закрепится за ним в определенный имидж, PR-специалистам и политическим лидерам необходимо сконструировать характерный, зрелищный и в то же время убедительный и органичный образ, что достижимо средствами актерского мастерства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- 1. Роль и средства актерского мастерства в формировании имиджа политического лидера в связи с PR-деятельностью
- 1.1 Роль невербальных средств коммуникации в создании PR-специалистами имиджа политического лидера
- 1.2 Актерское мастерство как средство усиления имиджевого воздействия на аудиторию
- 1.3 Приемы и методы актерского мастерства в создании PR-специалистами образа политического лидера
- 2. Использование актерского мастерства для формирования имиджа политиков-киноактеров в PR-целях
- 2.1 Особенности формирования имиджа Р. Рейгана