Введение
Актуальность темы: Данная тема актуальна и может представлять интерес как для широкой общественности, так и для специалистов в области PR, имиджелогии и политических технологий. Для российского сравнительно молодого демократического общества данная тема особенно актуальна, так как представляется полезным заимствование опыта зрелых западных демократических государств в разработке и применении имиджевых технологий.
В XX веке мир стал гораздо более зависимым от коммуникации, чем это было ранее. Характеристики коммуникативных потоков стали определяющими факторами в решении многих вопросов. Статус той или иной структуры определяется местом, которое она занимает в потоках массовой информации, что было вызвано сменой основного канала воздействия с печати на телевидение, в результате чего к вершинам популярности стали подбираться герои потребления. Поверхностное увлечение личностями, возникшее вследствие мощного влияния массовой культуры, явилось причиной того, что современные политики все чаще вынуждены заботиться о внешнем впечатлении, которое они производят на аудиторию.
В этих условиях новым типом политика, занявшим лидирующее место на политической сцене, стал эмоционально-заразительный, воодушевляющий тип, который обладает привлекательным, эффектным образом. Для создания внешне привлекательного образа политического деятеля разрабатываются соответствующие методы и инструментарий, среди которых важное место занимает средства актерского мастерства. «Хороший политик сегодня тот, кто умеет себя подать с экрана: рассмешить, подыграть, уверенно выглядеть». Наиболее ярко актерская модель поведения представлена у политических лидеров США, что объясняется особенностями менталитета американского народа.
Предмет данного исследования: практика использования актерского мастерства политическими лидерами США в PR-целях.
Объект данного исследования: имиджевые PR-технологии в политике США.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить опыт и значимость применения актерского мастерства для формирования персонального имиджа политическими лидерами США в PR-целях.
Задачи данного исследования:
Для того чтобы достичь поставленной цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать значение невербальных средств коммуникации в создании PR-специалистами имиджа политического лидера;
- определить средства актерского мастерства, которые используются для усиления имиджевого воздействия политического лидера на аудиторию;
- выявить особенности формирования образов политических лидеров США - актеров (Р. Рейгана, А. Шварценеггера, Ф. Томпсона) и политиков, которые не имели отношения к киноиндустрии (Ф. Рузвельта, Дж. Кеннеди, Б. Клинтона);
- проанализировать опыт использования внутренних и внешних инструментов актерского мастерства политическими лидерами США в PR-целях;
- определить направления деятельности PR-специалистов в работе над имиджем политических лидеров США, в которых использовались приемы и методы актерского мастерства.
Степень изученности темы: Данная тема частично затронута в работах российских авторов. В частности, профессор Г.Г. Почепцов в книге «Имиджелогия» определяет сферы применения актерского мастерства в политике. Принципы актерского мастерства для последующего применения в политике нашли отражение в работах театральных деятелей В.В. Зверевой, А.А. Гончарова, Н.В.Демидова и др. Данная тема также исследуется зарубежными авторами: частично практические аспекты применения актерского мастерства политиками были приведены в биографических работах Дж. Бернса, Я. Гальперина, Д. Ронни и др. Отдельные аспекты данной темы описываются в периодических публикациях. Например, Н. Орлова в статье, опубликованной в журнале «Коммерсант. Власть» считает удачный грим и одежду наиважнейшими составляющими политического успеха. В Интернете также размещаются материалы, связанны с этой темой. В частности, американский писатель А. Миллер (A. Miller) приводит выводит характеристики политических лидеров США как актеров. Специалист в области массовых коммуникаций А. Шохов подчеркивает роль актерского мастерства как средства организации невербальной коммуникации. В целом, следует отметить, что в современной науке данная тема исследована недостаточно.
Новизна данного исследования состоит в комплексном подходе при изучении актерского мастерства как средства формирования имиджа политических лидеров США в PR-целях через изучение и анализ биографий, монографий, фото- и видеоматериалов.
Теоретическая основа данной работы состоит из источников, написанных на русском языке или переведенных на русский язык, в частности, работ Е.Н. Богданова, Г.Г. Почепцова, Ж. Гуревича, Р.Ж. Шварценберга. Также задействованы англоязычные источники, таких авторов как A. Miller, M. Stuckey, словари и энциклопедии на русском языке, периодические издания общественно-политического характера, такие как «Коммерсант. Власть», «Мир России», а также Интернет-ресурсы.
Методы исследования данной работы:
- метод описания (описаны конкретные примеры использования средств актерского мастерства в деятельности политиков США в связи с PR-деятельностью);
- метод анализа (проанализирована PR-практика применения средств актерского мастерства для формирования имиджа лидеров США);
- метод синтеза (были выявлены и сформулированы основные приемы и методы актерского мастерства в направлении PR-деятельности, ориентированные на создание имиджа политического лидера);
- метод наблюдения (были просмотрены видео- и фотоматериалы на предмет использования политическими деятелями США средств актерского мастерства в PR-целях);
- метод исторической ретроспекции (частично освещены исторические события, а также факты из жизни и деятельности политиков США);
- метод сравнения (сравнивались образы политических деятелей, исполняемых ими в кино и образы, представляемые на политической сцене);
- метод исследования (изучались уже проведенные исследования и литература по данной теме, особенности психологического восприятия, культурные и политические явления XX века в их взаимосвязи);
- междисциплинарный подход (в процессе исследования данной темы были использованы материалы, касающиеся не только связей с общественностью, но и работы и публикации по психологии, политологии, социологии, актерскому мастерству).
Теоретическая значимость данного исследования:
Для специалистов в области PR, имиджелогии и политических технологий теоретическая значимость данной работы состоит в возможности изучения новых средств воздействия на целевую аудиторию и формирования эффективного имиджа политического деятеля. Собственно политические деятели могут использовать опыт американских политиков в качестве информативной базы для конструирования персонального имиджа. Для культурологов данная работа может послужить источником информации о влиянии современных культурных процессов на политическую жизнь. Для политологов данное исследование вносит теоретический вклад в теорию политического лидерства.
Практическая значимость данного исследования: Результаты данного исследования могут быть использованы специалистами в области PR, имиджелогии и политических технологий в процессе разработки, коррекции или поддержания имиджа политического деятеля. Конкретные примеры использования политическими деятелями США средств актерского мастерства могут послужить практическим руководством для политиков на всех стадиях формирования имиджа во время избирательных кампаний, а также для решения целого ряда задач, стоящих перед политиком на данное время.
Структура данной работы:
Данная работа состоит из традиционного введения, в котором обосновывается актуальность данной темы, формулируются цель и задачи, описывается методология работы), трёх глав (включающих в себя по три параграфа), заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе определяется роль актерского мастерства как невербального средства коммуникации в формировании имиджа политического деятеля в связи с PR-деятельностью, а также характеризуется актерская модель поведения и дается классификация политических имиджей в соответствии с театральными амплуа. Во второй главе рассматриваются конкретные примеры использования средств актерского мастерства в формировании имиджей политических деятелей США - актеров в PR-целях. В третьей главе приводятся конкретные примеры использования в PR-практике актерской модели поведения политиками США, не имевшими отношения к кино. В заключении подводятся итоги данного исследования. Список использованных источников на русском и английском языках включает 82 наименования. В конце данной работы приведены приложения, иллюстрирующие выбранных для исследования политических деятелей США в разнообразии их образов и проявлений средств актерского мастерства.
- Введение
- 1. Роль и средства актерского мастерства в формировании имиджа политического лидера в связи с PR-деятельностью
- 1.1 Роль невербальных средств коммуникации в создании PR-специалистами имиджа политического лидера
- 1.2 Актерское мастерство как средство усиления имиджевого воздействия на аудиторию
- 1.3 Приемы и методы актерского мастерства в создании PR-специалистами образа политического лидера
- 2. Использование актерского мастерства для формирования имиджа политиков-киноактеров в PR-целях
- 2.1 Особенности формирования имиджа Р. Рейгана