logo search
Политология

4. Политика как общественное явление

Политика возникла позже общественной власти. На ранних этапах человеческой цивилизации общество представляло собой самоорганизующуюся систему. Производство, распределение продуктов, вообще вся жизнедеятельность общества регулировалась авторитетом вождей и старейшин, обычаями, религиозными предписаниями и т.п. Другими словами, целостность и стабильность общества поддерживались естественным образом. По мере развития и прогресса материального производства общественная жизнь усложнилась, появилось расслоение обще-ства, характеризующееся противоположными, непримиримыми интересами. Экономическое, социальное, этническое, религиозное и т.д. расслоение общества могло разрушить человеческое сообщество. Сохранение целостности общества при условии удовлетворения групповых интересов представляло серьезную проблему. Постепенно стали появляться специфические общественные институты власти, особая организация силы, которые смогли выработать и утвердить общеобязательные формы социального поведения людей, определенный общественный порядок. Регулирование человеческих взаимоотношений стали обеспечивать публичные органы государственной власти. По мнению М. Вебера, политика как сфера общественной жизни появляется только с момента формирования государственно-административного аппарата как «штаба политического предприятия» всего общества, обособления управленческой деятельности в особую профессию, связанную с контролем над властью и ее распределением.

Таким образом, политика – всеобщее организационное и регулятивно-контрольное начало жизнедеятельности общества. Она появляется в результате необходимости реализации различных интересов, стремления к их осуществлению, а также необходимости разрешения возникающих при этом противоречий и конфликтов и выполняет функцию самосохранения общества. Неслучайно поэтому политику часто определяют как «искусство жить вместе» (Платон).

Политика как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе направлена на регулирование взаимоотношений между людьми, разработку правил функционирования общества, управление и контроль за социальными процессами, борьбу за власть и ее использование.

Политика – это деятельность в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами и т.д.) по поводу использования политической власти в целях выработки обязательных для всего общества решений в интересах реализации общественно значимых запросов и потребностей.

Политика охватывает целый комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. К ней относятся:

1) Организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом.

2) Общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.

3) Политическое сознание и культура, характеризующие зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам.

4) Политические организации (центры управления и регулирования общественных процессов) и нормы, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели, интересы и осуществляется политическая власть. Активными творцами общественной жизни, в том числе политической, являются индивиды, группы, организации, институты. Их называют субъектами2, или акторами (англ.actor – действующее лицо, субъект), политики. Субъектом политики (ее «творцом») может быть целый народ, социальная группа, государственный орган, все государство, отдельная облеченная властью личность (рис. 2.1). Объектом (на кого направлено воздействие субъекта) политики может быть общество в целом, народ, социальная группа, каждый гражданин в отдельности.

Активность политических субъектов определяется следующими характеристиками:

1) Потенциал и статус политических субъектов. Данная характеристика зависит от их состава (индивидуальные и групповые), степени организованности, мобилизованности и сознательности, объема имеющихся ресурсов и возможности контроля над ними.

2) Средства, формы и методы политической борьбы. К ним, например, относятся прямые, парламентские, насильственные и ненасильственные формы, авторитет и убеждение как способы действий, официальные и неофициальные влияния на власть и т.п.

3) Способ интеракций, т.е. типы отношений между политическими субъектами. Действия политических субъектов, направленные друг на друга, формируют определенные отношения и связи, которые зависят от их социальных интересов и политических позиций. Наиболее часто встречаются конфронтация, нейтралитет, компромисс, союз (коалиция), консенсус.

Рис. 2.1. Субъекты политики

В демократическом государстве субъектом власти является народ, реализующий свою власть опосредованно через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Непосредственная демократия в современном обществе невозможна, так как слишком мало форм для привлечения к решению политических вопросов всего народа (выборы, референдумы). Кроме того, политическое управление обществом – это постоянная, компетентная работа. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр). В то же время народ есть и объект политики, так как, передав выполнение властных функций, он берет на себя ответственность подчиняться избранной им политической власти.

Основные функции политики:

По сферам общественной жизни выделяют политику экономическую, аграрную, социальную, культурную, научно-техническую, военную и т.д. Направления и масштабы политики делят ее на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика может быть федеральной, региональной, местной. Внешняя политика, связанная с международными отношениями, бывает двусторонней, блоковой, мировой и т.п. Субъекты политики формируют политику государства, профсоюзов, политических партий, элит, политических лидеров и т.п. Все перечисленные и другие формы политики могут взаимо-пересекаться (например, внутренняя экономическая политика государства).