logo search
методички из библиотеки 5 курс / 3968

1. Общие положения

Задачей современного вузовского образования является сочетание общенаучной и профессиональной подготовки с духовным, нравственным, художественно-этическим и гражданским развитием личности. Это делает необходимым изменение места и роли культурологической подготовки в системе высшего образования, объясняет появление в технических вузах новых дисциплин, в частности, «Истории мировой культуры». Предметом «Истории мировой культуры является изучение культуры – как результата материального и духовного исторического опыта, зафиксированного в науке, искусстве, философии, религии и т.д. Культура является сложным и уникальным социальным организмом, имеющим собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций на разных этапах исторического развития. Анализ преобладающих в обществе духовных ценностей не только помогает определить уровень его развития и состояние, но и понять, почему данное общество живет так, а не иначе. В то же время знакомство с различными культурами позволяет увидеть не только специфику, но и общие черты, закрепленные в общечеловеческих идеалах и ценностях. Обращенность к общечеловеческим идеалам и ценностям, способствующим духовному и нравственному становлению личности, составляет особую значимость данного курса.

Данная дисциплина дает возможность сформировать культурный базис, необходимый для освоения общих и специальных знаний, через знакомство с достижениями мировой и отечественной культуры помогает определить свои мировоззренческие позиции. Изучение «Истории мировой культуры» способствует осмыслению современного мира как совокупности культурных достижений человеческого общества, ориентирует на взаимопонимание и продуктивное общение с представителями различных культур.

Изучение данной дисциплины направлено на решение следующих задач:

- познакомить с закономерностями развития культуры на разных этапах истории человечества;

- дать представление о многообразии и ценности различных культур;

- рассмотреть связи человека с миром, раскрывающиеся в изучении образа жизни, социальных и культурных ролей личности, культурной идентичности, типов культуры;

В результате освоения дисциплины студент должен:

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи культурного опыта;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития;

- владеть навыками сравнительного анализа нравственных и эстетических ценностей, выработанных различными типами культуры;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, ориентироваться в культурной среде современного общества.