Структура политической власти.
Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.
Власть может осуществиться только через взаимодействие субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю относительно объекта через приказ (распоряжение, команду), что сопровождается угрозой санкции в случае его невыполнения.
Источником власти субъекта (властная первооснова) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традиции (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, владение какой-либо информацией. Например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечные затмения для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.
Возрастание роли экспертов-носителей уникальных знаний в каких сферах жизни привело к появлению таких разновидностей власти, как экспертократии имеритократия . Однако монополия на информацию, секретные знания может стать основой абсолютной власти. Эту мысль высказал Э. Канетти. Именно секретность и культ тайны, по его мнению, поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим, создавший тайну вокруг жизни вождей, умел скрывать свою сущность, насаждал культ доносов, отказал общественности в праве на доступ информации. Причина ослабления диктатур и развития демократий, считал Э. Канетти, - распространение тайны (информации) среди многих людей. Проблема взаимоотношений власти и знаний рассматривалась М. Фуко. Он утверждал, что власти продуцирует знание, а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а соответственно, и власти над индивидуумом.
Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень выраженный индивидами, вторичный-политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Они могут быть и через призму их публичности, открытости для общества.
С этой позиции можно выделить:
открытую (видимую) власть : непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и т.п.;
напивприхованого власть , под которой понимаются группы давления, использующих различные каналы влияния - от законных (через СМИ, взаимодействие с представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) к незаконным (подкуп, шантаж) на официальную власть. В связи с этим употребляется понятие лоббизм , под которым понимают давление со стороны определенных групп интересов на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для групп решений. Лобби, в первую очередь, выражено наиболее состоятельными слоями общества, контролирующие ведущие секторы экономики (отраслевое, промышленно-финансовое, военно-промышленное лобби), телемагната, военными. Классический лоббизм предполагает, что группы интересов и власть взаимодействуют через посредника - профессионального лоббиста (такая практика распространена на Западе), депутата, какого-либо политика. Но это взаимодействие может осуществляться по более упрощенной схеме. В этом случае представители каких-либо корпораций непосредственно заседают в законодательных органах власти или входят в состав кабинета министров;
теневую власть , которая себя не афиширует. К подобному "теневого сектора" власти можно отнести, например, органы национальной безопасности, которые используют свои знания о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; армейские группировки, криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть.
Власти не может быть без подчинения объекта . Способность к подчинению зависит от нескольких факторов: средств (ресурсов) влияния, которыми располагает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана:
страхом за свою безопасность, страхом остаться без определенных благ;
привычкой выполнять приказы;
апатией;
убеждением в необходимости подчинения;
заинтересованностью, чтобы быть в подчинении;
чувством долга;
авторитетом субъекта власти.
Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, так как предусматривает добровольное исполнение распоряжений, делает лишним применения негативных санкций. Одной из наиболее приемлемых для власти мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти. Напротив, власти, основанная на страхе и принуждении, порождает желание объекта "уйти" из поля власти.
Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для воздействия на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия.
В первом случае используются такие ресурсы, как:
силовое принуждение - потеря любых благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров этого - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничение свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнение с работы и т.п.;
закон - традиция, обычай;
стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и другие блага, которыми объект власти награждается в обмен на поведение, требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.
Скрытое воздействие предполагает использование методов убеждения, то есть рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования: господство, влияние и стимулирования.
Существуют и другие классификации ресурсов. Например, ресурсы подразделяются в зависимости от сфер жизнедеятельности.
Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и т.д.
Социальные ресурсы - социальные и демографические структуры, социальная инфраструктура: образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.
Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т.д. Через эти институты контролируется формирование общественного мнения. Особенно большое влияние на политическую жизнь оказывают СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и владеет ресурсами убеждения и внушения.
Административно-правовые ресурсы - система управления, совокупность властных учреждений.
Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, внутренние войска, спецслужбы, суд и прокуратура с их материальными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).
- Взаимоотношения государства и гражданского общества при разных политических режимах.
- Избирательная система современной Украины.
- Избирательные технологии: содержание и современные формы.
- Виды политической стабильности.
- Глобальные проблемы современности и их влияние на мировую политику.
- Основные функции политических систем.
- Основные характеристики традиционных политических систем.
- Гражданское общество: сущность и структурные компоненты.
- Демократические политические режимы: общая характеристика.
- Источники и виды легитимности власти.
- Средства борьбы с терроризмом.
- Содержание системного подхода для изучения политики.
- Внешнеполитические приоритеты Украины. Информационное общество: общая характеристика.
- Критерии общего избирательного права: история и современность. Голосование. Цензы.
- Легальность и легитимность политической власти: сущность и соотношение понятий.
- Методы решения политических конфликтов и виды политических решений.
- Модернизация: понятие и теории модернизации.
- Объединение граждан: виды и методы влияния на власть.
- Признаки политического напряжения и политического кризиса.
- Основные элементы политической культуры.
- Основные концепции возникновения государства.
- Основные подходы к определению сущности государства и его признаки.
- Основные субъекты политики.
- Основные теории возникновения тоталитаризма.
- Основные формы правления.
- Основные функции политики.
- Личность как субъект политики.
- Партийный спектр в Украине.
- Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.
- Политическая этика: определение и содержание.
- Политическая идеология, понятие и типология.
- Политическая психология: определение, содержание, основные проблемы.
- Политический процесс: содержание понятия, субъекты политического процесса.
- Политический режим: определение и смысл понятия.
- Понятие стратегии и тактики.
- Понятие и признаки партии.
- Предмет политологии.
- Принципы правового государства.
- Проблемы политической элиты в науке: вклад в изучение элиты Конфуция, Аристотеля, Платона, Макиавелли.
- Ресурсы политической власти: разновидность и типология.
- Роль сми в политике. Их основные функции.
- Роль идеологии в тоталитарном политическом режиме.
- Система международных политических отношений: общая характеристика.
- Способы рекрутирования в элиту: антрепренерская система и система гильдий.
- Стили лидерства. Определение и типология.
- Структура политических партий.
- Структура политической власти.
- Структура и организация политического процесса.
- Структурные компоненты политической системы.
- Субъекты и объекты политики.
- Общественно-политические движения: определение, типология, особенности.
- Сущность политики: основные теоретические подходы.
- Сущность системного подхода к исследованиям политической сферы.
- Сущность и формы авторитаризма.
- Сущность, структура и уровни политического сознания.
- Компоненты политического сознания
- Уровни политического сознания
- Современный радикализм. Проявления, истоки, перспективы развития.
- Теории демократии.
- Теории элит.
- Теории лидерства.
- Терроризм как фактор современной политики.
- Типы избирательных систем в мировой практике. Достоинства и недостатки каждой избирательной системы.
- Типы партийных систем, их характеристика.
- Типы политической культуры.
- Типология политических партий. Перспективы развития партийных типов.
- Типология политических конфликтов.
- Формы демократии.
- Формы государственного устройства.
- Формы тоталитарных режимов.
- Функции политической власти.
- Функции политической элиты.
- Характерные черты многопартийности Украины.