Формы государственного устройства.
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
Выделяют три основных формы государственного устройства:
федерация;
унитарное государство;
конфедерация.
Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих общие центральные органы.
В качестве субъектов федерации могут выступать:
— административно-территориальные образования (в России это области и края плюс 2 города – Москва и Санкт-Петербург);
— национально-государственные образования (в России это все виды автономий: автономные области, автономные республики, автономные округа).
Всего на сегодняшний день в состав РФ входят 89 субъектов.
В качестве субъектов государственного суверенитета (т.е. источников верховной власти) в федерации выступают:
— народ в целом:
— субъекты федерации.
Поэтому парламент федеративного государства всегда состоит из двух палат: нижняя палата формируется по принципу представительства от населения в целом, верхняя – по принципу представительства от субъектов федерации.
Однако наличие двухпалатного парламента не всегда свидетельствует о существовании федеративного государства. Так, например, в Великобритании, которая обычно рассматривается как пример унитарного государства, парламент состоит из двух палат. При этом если нижняя палата формируется по принципу представительства от населения, то в верхнюю палату входят три категории граждан: наследственные пэры, пожизненные пэры и высшие иерархи англиканской церкви. Понятно, что состав верхней палаты и само ее существование в структуре английского парламента являются, скорее, данью исторической и культурной традиции страны, стремлением сохранить и подчеркнуть аристократический характер ее государственной власти.
Из сказанного следует, что наличие 2-х палатного парламента нельзя рассматривать в качестве основного признака федерации.
В качестве основных признаков федерации выделяют:
1. Распределение полномочий между центром и субъектами федерации и его закрепление в конституции государства.
Другими словами, определить однозначно, является ли государство федеративным, можно, только взяв в руки конституцию данного государства. В конституции федеративного государства выделяется три круга полномочий:
— компетенция центральных органов;
— компетенция субъектов федерации;
— область совместной компетенции.
2. Наличие у субъектов федерации собственных конституции, законодательных, исполнительных и судебных органов, а часто и двойного гражданства.
Кроме этого:
1. Субъекты федерации не обладают индивидуальным государственным суверенитетом (они являются соучастниками общегосударственного суверенитета).
2. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации (поскольку выход одного или нескольких субъектов из состава федерации приводит к изменению границ данного государства, а вопрос об изменении границ федеративного государства отнесен по его конституции к ведению центральных органов).
3. Центральные органы федерации имеют право вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации.
Унитарное государство – это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.
Иными словами, принцип унитарного государства исключает существование внутри него отдельных государственных образований.
В качестве субъектов унитарного государства выступают только административно-территориальные образования.
Субъектом государственного суверенитета в унитарном государстве является только народ в целом, тогда как в федеративном государстве – еще и субъекты федерации.
Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, а также единую систему государственных органов.
Конфедерация – это союз самостоятельных независимых государств для осуществления совместных конкретных целей.
Признаки конфедерации:
1. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.
2. В компетенцию конфедеративных органов передаются лишь некоторые вопросы, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.
3. Решения конфедеративных органов не имеют обязательного характера для членов конфедерации, они носят рекомендательных характер (в противном случае имело бы место вмешательство в дела суверенных государств).
- Взаимоотношения государства и гражданского общества при разных политических режимах.
- Избирательная система современной Украины.
- Избирательные технологии: содержание и современные формы.
- Виды политической стабильности.
- Глобальные проблемы современности и их влияние на мировую политику.
- Основные функции политических систем.
- Основные характеристики традиционных политических систем.
- Гражданское общество: сущность и структурные компоненты.
- Демократические политические режимы: общая характеристика.
- Источники и виды легитимности власти.
- Средства борьбы с терроризмом.
- Содержание системного подхода для изучения политики.
- Внешнеполитические приоритеты Украины. Информационное общество: общая характеристика.
- Критерии общего избирательного права: история и современность. Голосование. Цензы.
- Легальность и легитимность политической власти: сущность и соотношение понятий.
- Методы решения политических конфликтов и виды политических решений.
- Модернизация: понятие и теории модернизации.
- Объединение граждан: виды и методы влияния на власть.
- Признаки политического напряжения и политического кризиса.
- Основные элементы политической культуры.
- Основные концепции возникновения государства.
- Основные подходы к определению сущности государства и его признаки.
- Основные субъекты политики.
- Основные теории возникновения тоталитаризма.
- Основные формы правления.
- Основные функции политики.
- Личность как субъект политики.
- Партийный спектр в Украине.
- Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.
- Политическая этика: определение и содержание.
- Политическая идеология, понятие и типология.
- Политическая психология: определение, содержание, основные проблемы.
- Политический процесс: содержание понятия, субъекты политического процесса.
- Политический режим: определение и смысл понятия.
- Понятие стратегии и тактики.
- Понятие и признаки партии.
- Предмет политологии.
- Принципы правового государства.
- Проблемы политической элиты в науке: вклад в изучение элиты Конфуция, Аристотеля, Платона, Макиавелли.
- Ресурсы политической власти: разновидность и типология.
- Роль сми в политике. Их основные функции.
- Роль идеологии в тоталитарном политическом режиме.
- Система международных политических отношений: общая характеристика.
- Способы рекрутирования в элиту: антрепренерская система и система гильдий.
- Стили лидерства. Определение и типология.
- Структура политических партий.
- Структура политической власти.
- Структура и организация политического процесса.
- Структурные компоненты политической системы.
- Субъекты и объекты политики.
- Общественно-политические движения: определение, типология, особенности.
- Сущность политики: основные теоретические подходы.
- Сущность системного подхода к исследованиям политической сферы.
- Сущность и формы авторитаризма.
- Сущность, структура и уровни политического сознания.
- Компоненты политического сознания
- Уровни политического сознания
- Современный радикализм. Проявления, истоки, перспективы развития.
- Теории демократии.
- Теории элит.
- Теории лидерства.
- Терроризм как фактор современной политики.
- Типы избирательных систем в мировой практике. Достоинства и недостатки каждой избирательной системы.
- Типы партийных систем, их характеристика.
- Типы политической культуры.
- Типология политических партий. Перспективы развития партийных типов.
- Типология политических конфликтов.
- Формы демократии.
- Формы государственного устройства.
- Формы тоталитарных режимов.
- Функции политической власти.
- Функции политической элиты.
- Характерные черты многопартийности Украины.