logo search
Тема 3

Тема третья: поиск основ устойчивого порядка

Интеграция граждан в единое политическое сообщество и его стабильность зависят не только от благочестивых намерений правителей, но и от законопослушания подданных. Общее согласие достигается, по Аристотелю, приверженностью власти и граждан одним мораль­ным ценностям: счастью, красоте, справедливости, порядку. В связи с этим он трактовал политику как публичную этику, как мораль соединения. Цицерон же пошел дальше, предполагая, что взаимоотношения правителей и подданных должны не только осуществляться на принципах справедливости, но и регулироваться нормами естественного права, которое он ценил выше, чем писаный закон. Тем самым Цицерон ввел новое понимание государства и политики как согласованного правового общения, целью которого является реализация общего интереса. Высказанная Цицероном идея «правового государства» как формы связей правителей и граждан трактовала политику в терминах взаимодействия народа и власти.

Следует отметить, что, несмотря на морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике (что обусловлено отсутствием четкой границы между философией, этикой и политикой) И ограниченный рационализм, концепции классической политической философии содержали положения, которые затем составили фундаментальные максимы западной политической науки и стали базовым компонентом западной политической культуры.