2.1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия). Главенствующее место в политическом сознании занимали мифы о божественном происхождении общественных порядков. Представления мифологии о земных порядках и в целом опыт такого подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политическую мысль. В VIII–VI вв. до н.э. начался отход от религиозно-мифологических представлений к рационалистической трактовке социально-политических явлений. Политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.
Собственно политические теории возникают в VI-IV вв. до н. э. в рамках китайской общественной мысли, а у истоков стояли известные китайские философы Лао-цзы (579–499 гг. до н.э.), Конфуций (551–479 гг. до н.э.), Мо–цзы (480–400 гг. до н.э.).
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. Конфуций развил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (“сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правительству, в послушании и почтительности ко всем “старшим”. Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.
Конфуцианство (а с IV в. н.э. – неоконфуцианство) было господствующей идеологией не только в Китае, оно получило распространение в Японии, Корее, Вьетнаме и других странах.
Политическая мысль Древней Греции развивалась в принципиально иных условиях, сравнительно с Востоком. Здесь политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило рост не только его производительности: классовое деление общества на рабов и рабовладельцев способствовало освобождению определенного слоя людей от хозяйственной деятельности, дав им возможность заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис – город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла постоянная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть. Эта борьба нашла отражение в борьбе различных течений философской и политической мысли Древней Греции.
Высшим достижением греческой политической мысли явились политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.
Платон (427–347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений. Воззрения Платона изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Он одним из первых дап систематическое изложение своих политических идей в диалогах “Государство”, “Политик” и “Законы”. Платон был объективным идеалистом. Общество он понимал как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеального общества и государства.
Так, в “Государстве” его идеальное общество состоит из трех сословий: правителей –философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.
Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель – истинное знание – возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию – правление философов-мудрецов: именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества.
Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о пяти видах государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.
Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю, дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это тимократия. Такое государство будет вечно воевать.
Процессы, происходящие в тимократическом государстве, поглощенном войной и раздорами, приводят к олигархии, т.е. к скоплению значительного богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. У неимущих зреет ненависть к алчным и никчемным богачам, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.
В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу и злоупотреблению им. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как “ставленник народа”. Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол, насилие.
Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: “Платон мне друг, но больший друг – истина”. Аристотель – один из самых универсальных мыслителей в истории. К сожалению, многие из его сочинений утеряны. Политическая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представлений о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Государство, по Аристотелю, – продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, охватывающая собой все остальные формы общения.
Аристотель проводит классификацию существующих форм государственного правления на правильные и неправильные (см. табл. 2.1). В основе этой классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильной он считает такую форму государственного устройства, при которой преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие. Неправильная – такая форма, при которой преследуются частные цели. Между этими двумя группами он устанавливает определенную взаимосвязь. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонения от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия.
Таблица 2.1 – Типология форм политического устройства по Аристотелю
Качественный критерий | Количественный критерий | ||
Власть | |||
одного | немногих | многих | |
Правильные формы правления (ориентация на общественное благо) | монархия | аристократия | полития |
Неправильные формы правления (ориентация на личное благо) | тирания | олигархия | демократия |
Однако, если Платон искал идеальное устройство, то Аристотель в качестве наилучшей предпочитает рекомендовать одну из существующих форм. В качестве такой формы он рассматривает политию. В политии, по его мнению, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.
Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыслитель Марк Тулий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. В отличие от Платона и Аристотеля, считавших естественное право и государство неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писанного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идей “правового государства”. Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.
Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.
- Введение
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
- 1.2. Категории и функции политологии. Прикладная политология
- 1.3. Методы исследования, используемые в политологии
- Вопросы и задания:
- Литература
- Тема 2. История развития мировой политической мысли
- 2.1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции
- 2.2. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
- 2.3. Политические идеи ранних буржуазных революций
- 2.4. Политические концепции XIX – начала хх вв.
- 2.5. Современные политические учения Запада
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Идеи народовластия и государственности
- Истоки социально-политических учений в Украине
- 3.2. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 3.3. Основные направления развития общественно-политической мысли в Украине XIX в.
- 3.4. Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Политика как общественное явление
- 4.1. Происхождение и сущность политики
- 4.2. Структура и функции политики
- 4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 5. Политическая власть
- 5.1. Определение власти и особенности политической власти
- 5.2. Структура политической власти.
- 5.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Политический режим
- Политический режим: понятие и признаки
- 6.2. Демократический режим
- 6.3. Тоталитарный режим
- 6.4. Авторитарный режим
- 6.5. Политический режим современной Украины
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 7. Политическая система
- Понятие политической системы.
- Структура и функции политической системы
- Типология политических систем
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 8. Государство как политический институт
- 8.1. Особенности государства как политической организации
- 8.2. Формы государственного правления.
- 8.3. Формы государственного устройства
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Понятие и сущность гражданского общества
- 9.2. Структура и функции гражданского общества
- 9.3. Особенности формирования гражданского общества в Украине
- 9.4. Правовое государство: сущность и основные принципы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема10. Выборы в органы политической власти
- 10.1. Социальные функции и виды выборов
- .Принципы выборов
- 10.3. Избирательные системы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 11. Политические партии
- Причины возникновения и признаки политической партии
- 11.2. Цели и функции политических партий
- 11.3. Типология политических партий
- 11.4. Сущность и разновидности партийных систем
- 10.5. Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине.
- Тема 12 Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы
- 2. Типология политической культуры
- 3. Формирование политической культуры.
- Тема 13. Политическая элита
- Тема 14. Политическое лидерство
- 1. Природа и сущность лидерства
- 2. Типология политического лидерства
- 4. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- Тема 15. Политика и международные отношения
- 1. Внешняя политика государства: функции, цели и средства
- 2. Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы
- 3. Современные тенденции развития международных отношений
- 4. Украина в системе международных отношений.