logo search
ЛЕКЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Политическое сознание

Политическое сознание — это совокупность абстрактных по­нятий, чувственных представлений и оценочных суждений, соот­носящихся с политической сферой жизни общества. Особенность политического сознания состоит в том, что оно может включать в себя как рациональные, так и иррациональные компоненты. В отличие от иррациональных, компонентов, которые формируются стихийно, под влиянием чувств, рациональные компоненты все­гда обоснованны и более или менее четко определены. Полити­ческое сознание существует с древнейших времен, фактически — с момента образования обществ, однако, как правило, на первых этапах его существования оно было исключительно иррациональ­ным. Рациональные, то есть научно, логически обоснованные, элементы появились в нем лишь во времена античности, когда философы впервые сформулировали принципы справедливости, добра, общественного блага, на которых, с их точки зрения, дол­жны базироваться государственные системы.

Политическое сознание включает в себя разнородные элемен­ты, среди которых наиболее важными являются:

теоретические знания: целостные концепции и теории, объясняющие политическую реальность, а также отдельные ком­поненты этих концепций и теорий, имеющие абстрактный харак­тер и существующие в разрозненном виде;

> политические нормы и ценности, которые регулируются активностью субъектов политической сферы;

*■ эмпирические знания, которые отражают непосредственный опыт участвующих в политической сфере людей; в отличие от тео­ретических, эмпирические знания не предполагают намеренного, целенаправленного осмысления политических реалий, это знание, формирующееся в самом процессе политической деятельности;

> убеждения относительно политической реальности, а так­же элементы идеологии; особенность их состоит в том, что они не имеют ни теоретического, ни практического основания, а базиру­ются на вере в них.

Политическое сознание может быть массовым, групповым и индивидуальным.

Массовое политическое сознание - это часть общественного сознания, которая отражает политическую жизнь общества. Во-первых, политическое сознание является частью обществен­ного сознания. Под общественным сознанием понимают духов­ные и практические потребности целого общества, осознаваемые если не каждым его членом, то, по крайней мере, их большин­ством; в более широком смысле общественным сознанием назы­вают представления об обществе, которые разделяются подавля­ющим большинством его членов.

Во-вторых, осознаваемые потребности и представления, кото­рые составляют общественное сознание, не являются исключительно политическими. Так, например, общество может осознавать необ­ходимость экономического развития, правильного воспитания под­растающего поколения, заботы о престарелых и инвалидах и т. д. Конечно, такие вопросы обычно связаны с политикой и, как пра­вило, решаются в том числе и на политическом уровне.

Однако среди этих представлений есть такие, которые могут быть охарактеризованы как собственно политические. К ним мож­но отнести, например, представления о том, как должно быть «устроено государство, какая внешняя политика должна им про­водиться и, шире, какое место в мире занимает страна» и т. д. Кроме того, это и представления о том, какие политические силы существуют в обществе, могут ли они влиять на.власть и т. д. Именно эти представления и формируют политическое сознание.

Наконец, в-третьих, политическое сознание далеко не всегда является объективным отражением политической жизни, кото­рое может дать нам наука. Политическое сознание (как и обще­ственное сознание) обычно содержит в себе множество стереоти­пов и заблуждений, которые представляют политическую реаль­ность в искаженном, трансформированном виде.

Массовое политическое сознание обладает рядом характерных признаков. Хотя оно и содержит значительную часть рационально обоснованных элемен­тов, его основной особенностью является поверхностность. Ко­нечно, эта поверхностность не может быть оценена исключительно негативно, так как именно такое знание удовлетворяет потреб­ности как граждан, так и государство; более того, оно является поверхностным лишь при сравнении с теоретическим знанием. Общественное политическое сознание формируется в основном за счет внешних, наиболее заметных признаков явлений, не склон­но проникать в суть вещей, поскольку тесно связано с повседнев­ными или даже сиюминутными практическими нуждами.

Кроме того, массовое сознание не знает групповых, классо­вых, имущественных и прочих ограничений. Его носителем является если не общество в целом, то, по крайней мере, его значи­тельная часть: аудитория средств массовой информации, участ­ники политических акций и т. д.

Наконец, массовое политическое сознание противоречиво. Оно не обладает целостностью, поскольку включает в себя самые раз­нородные элементы

Групповое политическое сознание — это политическое созна­ние, носителем которого является не общество в целом, а полити­ческая партия или организация, а также социальная группа.

Групповое политическое сознание занимает промежуточное положение- между массовым и индивидуальным политическим сознанием. С одной стороны, оно не характерно для общества в целом, то есть содержит элементы, которые не разделяются об­ществом. С другой стороны, -оно не ограничивается и индивиду­альным уровнем, поскольку его разделяют представители опреде­ленной политической группы.

- Индивидуальное политическое сознание — это совокупность представлений о политической сфере жизни общества, которые формируются у отдельного индивида в процессе политической со­циализации.

Поскольку индивидуальное политическое сознание формиру­ется под влиянием общественного политического сознания, оно может быть и противоречивым, и непротиворечивым. Обычно это является следствием некритичного отно­шения к поступающей извне информации, а также безразличия к происходящим событиям. Поэтому перед каждым из нас стоит задача быть более последовательными в своих политических убеж­дениях; каждый из нас должен стремиться сформировать у себя целостную систему политических убеждений. При этом совершенно не обязательно быть вовлеченным в политическую активность. Но без этого увеличивается возможность того, что нами будут манипулировать.

С точки зрения функционирования общества общественное сознание является наиболее важным. Дело в том, что любая кон­цепция, любая программа проходят своего рода «проверку» мас­совым сознанием, прежде чем будут воплощены в жизнь. Во-первых, их принятие массовым сознанием означает, что они соответству­ют актуальным нуждам народа, отражают те идеи, которые витают в воздухе, но до сих пор не были четко сформулированы. Во-вторых, из этого следует, что данная концепция или программа понятны для носителей массового сознания, а следовательно, мо­гут стать движущей силой, объединить людей для их реализа­ции. Никакая пропаганда не может сделать политические идеи по-настоящему популярными и действенными, это происходит либо не происходит.

Все три формы политического сознания тесно связаны друг с другом. Для политического сознания в целом характерно посто­янное взаимное перетекание индивидуального, группового и мас­сового сознания. Так, например, индивидуальные политические идеи могут стать общими для какой-то группы, а затем, в резуль­тате прихода этой группы к власти, — и массовыми. С другой стороны, некоторые элементы массового сознания могут «дегра­дировать» до группового сознания. Фактически именно это слу­чилось с коммунистической идеологией: в советские времена она составляла основу массового сознания, однако в настоящее время разделяется лишь определенной (пусть даже большой) частью об­щества.

О

Политическая культура

на складывается веками в результате непрерывной, идущей от поколения к поколению, социализации людей. Политическую культуру можно Определить как совокупность определённых ценностей, мнений, обычаев, традиций, норм поведения, утвердившихся в политической жизни общества. Естественно, что в каждом обществе складывается свои особенности политической культуры. Так, например, Америка и Россия, развиваясь каждая своим путём, пришли к концу 20-го века со значи­тельно расходящимися ценностями и стилями политического поведения своих граждан. Попытаемся сопоставить их, по возможности соблюдая параллельность сравниваемых позиций.

Основные политико-культурные ценности и образцы массового поведения

Граждан С Ш А

Граждан России

индивидуализм, свободолюбие, самостоятельность поведения

слабо развитый индивидуализм, ориентация на коллективистские нормы .морали и поведения

Опора на собственные силы, нетерпимость вмешательства в свои дела, ожидание от властей лишь гарантий индивидуальной свободы и порядка в обществе

Экономиич.несамостоятельность и безынициативность, привычка к госуд-. патернализму , пассивному ожидание получения жизненных благ от общества и государства

спокойное отношение к имущес­твенному неравенству в об-ве, склонность к состязательности

стремление к всеобщему ра­венству, боязнь или неприятие экономической и политической свободы, рынка и конкуренции

критичность и взыскательность по отношению к правящим структурам, способность защитить свои права

склонность к конформизму и подданническому отношению к "начальству", терпимость к собственному бесправию

слабая идеологизированность гражданских позиций, терпи­мость к людям, придерживавши-мся иных взглядов и поведения

значительная заидеологизированность мышления, нетерпимость к людям с нетрадиционными воззрениями и поведением

законопослушность большей части населения

низкая правовая культура, пра­вовой нигилизм у многих людей

патриотичность, любовь и ува­жение к символам своей страны

скептическое отношение к пат­риотическим призывам, равноду­шие к государственным символам

Таблица № 3 .Особенности политико-культурных ценностей в США и России.

Однако нет сомнения в том, что по мере демократизации жизни а России, формирования в ней правового государства м гражданского общества, постепенно будет изменяться и политическая культура рос­сиян. Новые поколения станут более свободными, самостоятельными и ответственными за свои действия, приобретут большую творческую ак­тивность, станут уважительнее к законам страны и терпимее к осо­бенностям друг друга.

Лекция № 15