logo search
lektsii_N_N_Semke

4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией

Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, (причем до такой степени, что иногда политика охватывала все общество), то сужались.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90-х годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противостояние вызвал вопрос по поводу запрета абортов.

Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

Особо тесно политика переплетается с экономикой.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

Политическая деятельность в конечном счете определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономике.

Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно:

Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования. В то же время действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений развивается более эффективно или находится в состоянии упадка.

Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и сходные черты, и отличия. Обе эти сферы вырастают из единого источника – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека – с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей – со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений – получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему обществу.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

С возникновением сложных социальных общностей традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества – все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата ограничения и принуждения.

Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, но имеет и принципиальные отличия от морали.

Различия между моралью и политикой:

  1. Конфликтность политики. Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

  1. Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Они носят характер идеалов. Их нарушение, как правило, не влечет за собой наказания.

Отступление от морали – общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень!" – обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, не считая себя безгрешным.

Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

  1. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма – это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

Политика и право оказывают противоречивое влияние друг на друга. Так, право сужает поле политики, накладывая ограничения на деятельность политических субъектов: запрещает партии, ориентированные на антиконституционные способы захвата власти; ограничивает или запрещает деятельность экстремальных организаций, определяет границы власти и процедуры ее осуществления, определяет условия проведения акций протеста и т.д. В свою очередь, политика и политическая активность стимулируют изменения законодательства и правовых норм, вступающих в противоречие с тенденциями общественного развития, правящие круги стремятся активно использовать право для борьбы с политическими противниками.

Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

Различия между политикой и религией проявляются, прежде всего, в следующем:

Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

  1. религизации политики;

  2. политизации религии.

Религизация политики означает следующее:

Политизация религии состоит в следующем:

Таким образом, политика – это явление, не изолированное от других сторон жизни общества. Она теснейшим образом связана с различными сферами общественной деятельности. Политика, испытывая влияние экономики, морали, права, религии и других сторон жизнедеятельности общества, сама, в свою очередь, оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.