IV. Характеристика и моделирование ситуации.
В результате всей проведенной на первом этапе работы выдвигается гипотеза, и моделируются основные варианты ее развития. Это называется ситуационным моделированием. Гипотеза должна включать различные сценарии:
1.Оптимистический
2.Реалистичный
3.Пессимистичный
Ситуационное моделирование позволяет определить основные линии поведения при любом развитии ситуации. А также позволяет выявить основные ориентиры, к которым необходимо стремиться для максимальной реализации имеющегося потенциала. После определения модели развития ситуации начинается этап планирования.
Планирование (действие).
Отбор проблем по степени значимости. Определение стратегий и тактик, а также необходимых материальных, финансовых, временных, организационных и др. ресурсов для достижения поставленной цели и основных сроков ее достижения.
Основные требования к планированию:
1.Тесная связь планирования коммуникации с целями и планирование общей деятельности компании.
2.Гибкость планирования (общее планирование коммуникации рассматриваются в маркетинговом плане). Под гибкостью подразумевается возможность составления плана по финансовым, материально-техническим, организационным, временным и другим показателям. Исходя из этого различают:
План – минимум-это минимальный объем ресурсов, с помощью которых можно решить поставленную задачу. Минимальный план обычно составляется для решения проблем, которые обязательно должны быть решены (жизненные)
Оптимальный план. Для PR-мероприятия и мероприятия презентационного характера планирование должно носить оптимальный характер, т. е. должно быть направлено на достижение оптимального характера.
Основные этапы планирования:
Окончательное формулирование цели проекта.
Стратегическое планирование.
Планирование тактики.
Формирование единого плана, его согласование и одобрения.
Реализация.
Постоянный текущий контроль за ходом кампании по СО, коррекция ошибок.
Внутренний PR: постоянная работа с собственной командой для поддержания позитивного настроя участников проекта. (Внутренний PR является крайне важным для успешной реализации проекта).
Оценка эффективности.
Основным критерием оценки эффективности кампании по СО являются ее коммуникативные составляющие. Их изменения анализируются по трем основным позициям:
изменение в знании
изменение в отношении
изменение в поведении
Особенности оценки эффективности PR-воздействия:
Учет так называемого «отложенного» эффекта (чем более серьезны изменения общественного мнения планируется достичь в результате PR-воздействия, тем более длительным может быть срок этого изменения после PR-акции)
Экономический эффект PR-воздействия часто проявляется через другие сферы.
Основные показатели эффективности:
Степень распространения и дохода информации до различных групп;
Оценка реакции целевых групп общественности на информацию (оценка сформированного отношения);
Оценка социального эффекта.
Из других источников:
Второй этап — разработка стратегии и тактики будущей PR-кампании на основе результатов, полученных в ходе исследований. На этом этапе определяются следующие наиболее важные параметры будущей PR-программы: главная тема, целевые и ключевые аудитории, целевые СМИ, главные мероприятия, выбор времени, бюджет, основные PR-документы.
Главная тема программы или ее лозунг фактически призваны оказать поддержку достижению главной стратегической цели коммерческой структуры на рынке («Бриджстоун — крупнейший в мире производитель автопокрышек», «ВВЦ — главная выставка Москвы и страны»).
Нередко крупномасштабные PR-программы реализуются под специальными лозунгами, которые могут совпадать с главным корпоративным рекламным лозунгом, а могут носить и самостоятельный характер. Основной акцент в такого рода слоганах делается либо на целевую аудиторию («Молодое поколение выбирает Пепси»), либо на качество продукции («Никто не может превзойти качество «„Кодак“», «„Проктер энд Гэмбл“: качество, которому вы можете доверять») или услуги («Мы слушаем внимательней всех» — служба автосервиса компании «Форд», United Parcel Service — «Сказано — сделано»).
Ключевым фактором, определяющим подбор конкретных PR-акций и целевых СМИ при разработке PR-программы, является структура основных целевых и ключевых аудиторий, а также состав привлекаемых лидеров общественного мнения.
Целевые, ключевые аудитории и лидеры общественного мнения на которые будет направлена вся информационно-коммуникационная деятельность планируемой PR-кампании, охватывают следующие группы общественности:
Целевые аудитории внешние: журналисты, клиенты (покупатели и потребители), эксперты, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, акционеры.
Целевые аудитории внутренние: персонал компании и члены их семей.
Ключевые аудитории обычно необходимы для того, чтобы, используя их высокий профессиональный авторитет, финансовые ресурсы, властные полномочия, обширные знания и связи в обществе, более эффективно и более долговременно воздействовать на целевые аудитории.
К ключевым аудиториям обычно относятся следующие влиятельные слои общества: государственные чиновники (члены правительства, министры, члены парламента и их помощники), чиновники органов местного самоуправления (мэрия и муниципалитеты), сотрудники контролирующих и сертифицирующих организаций, профессиональные профильные ассоциации и союзы, политики и политические партии, финансовое сообщество, инвесторы, потенциальные союзники и т.д.
Если в PR-программе предусмотрено проведение специальных акций в области связей с общественностью (для создания дополнительного новостного повода, для поднятия престижа и статуса мероприятий, стимулирования повышенного интереса СМИ, усиления творческой составляющей, повышения доверия и т.д.), особо оговаривается активное привлечение лидеров общественного мнения.
В такую группу лидеров обычно входят: популярные представители творческих профессий (писатели, художники, музыканты и композиторы, дизайнеры, архитекторы, кинематографисты, артисты), крупные ученые национального или международного масштаба, члены влиятельных общественных организаций (сторонники защиты окружающей среды, представители обществ защиты прав потребителей), профсоюзные лидеры, врачи, юристы и т.д., — словом, все те, кто пользуется в обществе особым статусом в силу личного авторитета, привлекательного имиджа и широкой известности, имеет регулярный доступ к большим аудиториям и чья деятельность постоянно находится в центре внимания СМИ.
В зависимости от специфики целевых групп общественности создают базу данных целевых СМИ и подбирают каналы коммуникаций, которые должны помочь эффективно выйти на эти аудитории, донести до них необходимую информацию и постараться изменить их поведение в нужном направлении. Естественно, для каждой узкой целевой аудитории — свои специализированные и профессиональные категории СМИ: для автомобилистов — автомобильные издания, для работников системы здравоохранения- медицинские, для операторов систем связи — телекоммуникационные, для домохозяек — женские и т.д.
Для того чтобы охватить широкие слои потребителей и обеспечить крупномасштабную информационную поддержку, задействуют одновременно общественно-политические СМИ, научно-популярные и научные СМИ, а также профессиональные и специализированные СМИ. В зависимости от степени охвата целевых и ключевых аудиторий при подборе СМИ для каждого мероприятия нередко вводят систему приоритетов: какие СМИ являются наиболее эффективными и подлежат первоочередному использованию, какие — во вторую, а какие СМИ являются второстепенными или играют чисто вспомогательную роль.
На первом месте по значимости нередко стоят информационные агентства (как классические, так и их зеркальные онлайновые копии или чисто Интернет-агентства), поскольку они оперативны, работают круглосуточно без праздников и выходных дней, имеют большие штаты журналистов, специализирующихся на различной тематике и на их непрерывный поток информации с телетайпной ленты подписаны телевидение, радио и печать.
Особо ценным является тот факт, что многие региональные газеты и журналы, не имея возможности (в силу ограниченных финансовых ресурсов) содержать собственных корреспондентов в столице, крупных промышленных региональных центрах и за рубежом, предпочитают перепечатывать «горячие новости» именно информационных агентств.
После информационных агентств вторым по значимости идут телевидение и радио, и лишь потом — пресса.
Целевые аудитории обычно определяются службой маркетинга клиента или специально нанятыми для этого маркетинговыми фирмами и центрами по изучению общественного мнения, в то время как ключевые аудитории и группы лидеров общественного мнения, которые будут задействованы при реализации специальных PR-событий, подбираются агентством и клиентом совместно. Причем для обеспечения большей эффективности этапа реализации бывает весьма полезным выявить потенциальных союзников и противников PR-проекта.
Следующий шаг — подбор взаимосвязанных PR-мероприятий или акций, которые необходимо предпринять в рамках Программы для обеспечения наибольшего охвата целевых аудиторий и для достижения поставленных стратегических целей. При разработке комплекса мероприятий стараются всегда предусмотреть запасные варианты, чтобы в случае неудачной PR-акции минимизировать ее негативный эффект каким-либо другим специально организованным событием. Скажем, неудачно прошла пресс-конференция, быстро организовать пресс-тур на место события, мало писала пресса о важном корпоративном событии, организовать пресс-ланч для 4—5 главных редакторов или руководителей отделов наиболее значимых приоритетных СМИ, прошло незамеченным участие компании в выставке - пригласить на специальную презентацию или ознакомительную экскурсию, имя бренда нерегулярно присутствует в информационном поле и нет необходимого эффекта постоянного присутствия на рынке — провести конкурс среди журналистов на лучшую публикацию об уникальных свойствах и потребительских качествах продукта, знаменательных исторических вехах в становлении фирмы и т.д.
В тех случаях, когда для реализации, например, программы по укреплению имиджа или увеличения присутствия коммерческой структуры в информационном поле не хватает серьезных новостных поводов, разрабатывают специальные PR-мероприятия (special PR events), призванные искусственно создать эффектную новость, способную дополнительно привлечь внимание СМИ и целевых аудиторий к коммерческой структуре. К таким мероприятиям можно отнести:
организация празднования юбилея или круглой цифры юбилейного посетителя/покупателя/клиента (например, 10000-й или 20000-й абонент компании «Би-Лайн — Вымпелком»);
объявление конкурса, розыгрыша призов или эстафеты («Чайный марафон» торговой марки чая «Брук Бонд», розыгрыш призов кофе «Nescafe», забег официантов на приз бренда «Smirnoff»);
проведение специального праздника или парада (парадное шествие по Новоарбатскому проспекту в Москве, организованное компанией IDV, в честь дня Святого Патрика);
организация спортивных состязаний (полумарафон торговой марки пива «Бад» в День Победы 9-го мая);
проведение «Дня открытых дверей» корпорации;
спонсорство общественно-значимой акции;
организация концерта, шоу-программы, фестиваля или кинопросмотров (например, концертная программа «Российская семья» компании «Проктер энд Гэмбл» во Дворце творчества на Воробьевых горах в День города);
организация выставок, передвижных киосков и экспозиций.
При планировании мероприятий особое внимание уделяется фактору выбора времени, ибо в течение года существуют как благоприятные, так и неблагоприятные периоды («мертвые сезоны») в широком понимании, когда проведение PR-акций нецелесообразно. Скажем, неблагоприятными для крупных PR-событий являются два летних месяца (июль и почти весь август) — время традиционных отпусков и заметного снижения активности СМИ.
Неблагоприятным также считается период с 23 декабря по 14 января: рождественские каникулы в Западной Европе и США, затем празднование нового года, затем российское Рождество и старый новый год. (Естественно, данное замечание не распространяется на торговые и туристические фирмы — для них как раз наступает «высокий сезон» рождественских распродаж и отпусков).
Весьма нерациональным считается проводить PR-акции коммерческих структур в периоды крупных общенациональных событий: выборы президента или парламента, референдумы, общенациональные забастовки, крупные происшествия, аварии или траурные мероприятия, военные действия и беспорядки.
PR-специалисты выделяют неблагоприятные дни и в течение даже одной недели, что объясняется спецификой работы СМИ. Весьма нежелательно проводить PR-мероприятие в пятницу, поскольку субботние и воскресные выпуски газет и журналов обычно верстаются заранее в течение предшествующих дней и, как правило, заполнены, в значительной части, так называемой полезной бытовой информацией — «советы дачникам», «отдых в выходные дни», «хозяйке на заметку», «прогноз погоды на неделю» и т.д. В этом случае публикация серьезных и особо значимых материалов может быть либо перенесена на более поздний срок, либо вообще отложена из-за появления других важных событий. Такими же неблагоприятными днями являются понедельник (в начале недели многие редакции только определяются со своими тематическими планами на неделю) и четверг (в этот день многие еженедельники сдают в печать свои материалы).
Вместе с тем установились в течение года определенные сезоны, наоборот, традиционно благоприятные для различного рода презентаций, выставок, новостных пресс-конференций, промоушн-акций и т.д. У каждого сектора бизнеса — свой месяц. В России для компаний-производителей автомобилей и запасных частей весьма благоприятны последние дни августа, когда в Москве традиционно каждый год в Выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне проводится Московская международная автомобильная выставка («АВТОСАЛОН —Мотор Шоу»).
Традиционно в очень жестких временных рамках находятся производители и продавцы автопокрышек из-за ярко выраженной сезонности продукции: автолюбители вспоминают о необходимости смены автошин накануне зимнего сезона (конец октября и первая половина ноября) и в преддверии весенне-летнего периода (конец марта — апрель). Именно на это время приходится огромный всплеск рекламной и информационно-коммуникационной активности российских «королей автопокрышек» — компаний «МВО-Холдинг», «ЮВЛ+», «Колесо», «Юнитайр» и т.д.
При разработке среднесрочных и долгосрочных программ особое внимание уделяется выставкам как комплексному рекламному и PR-мероприятию, позволяющему в его рамках одновременно провести целую серию логически и организационно связанных событий с использованием широкого арсенала приемов и методов связей с общественностью: презентацию новых видов продукции или услуг, пресс-конференцию или брифинг, эксклюзивные интервью, показательное тестирование продукции, дилерскую конференцию, образовательный семинар, конкурс, викторину или лотерею, сэмплинг, демонстрацию рекламноинформационных фильмов, анкетирование, а также широкое распространение информационных материалов.
В целях экономии финансовых средств многие агентства по связям с общественностью предпочитают не организовывать специально самостоятельные высоко затратные PR-события, а стараются спланировать так, чтобы интегрировать их в общие массовые общегородские мероприятия. В Москве, например, многие коммерческие структуры приурочивают презентации своей новой продукции и промоушн-акции к ставшим ежегодными общегородским праздникам: День города в начале сентября или праздник газеты «Московский комсомолец» в последнее воскресенье июня в Лужниках.
Октябрь и ноябрь — традиционно благоприятные месяцы для заключения соглашений об информационном спонсорстве: средства массовой информации активно ведут в этот период подписную кампанию на следующий год и поэтому охотно предоставляют место на газетно-журнальных полосах для освещения крупных массовых событий, организуемых коммерческими структурами. Интересное событие привлекает внимание потенциальных читателей, а доступ на само мероприятие обеспечивает широкие возможности для ведения подписной кампании среди потенциальных подписчиков на месте.
Следующим важным параметром при планировании PR-мероприятий является подбор необходимых PR-документов. Для рядовых событий будет достаточно стандартного минимального набора в виде пресс-кита: пресс-релиз, информационная справка, подборка пресс-дайджеста, 2—3 корпоративных сувенира.
В то же время для крупных стратегических акций в области со готовится полный пресс-пакет, в который помимо вышеперечисленных документов вкладываются слайды (иногда даже на CD), негативы или готовые фотоподборки, включая фотографии героев событий или руководителей компании, графики и схемы, поясняющие успехи фирмы (рост числа клиентов, рост товарооборота, ввод новых мощностей и т.д.). Годовой отчет, копии сертификатов и почетных наград, корпоративные буклеты, стикеры с логотипом и символикой фирмы, тексты важных речей руководителей компании, дискеты, содержащие уже набранные информационные материалы, дайджест откликов прессы, анкеты и т.д., вплоть до упаковок с образцами продукции и корпоративных сувениров (корпоративные значки, календари, ежедневники, авторучки).
Жаркие споры традиционно вызывает стадия определения общего бюджета PR-программы — в зависимости от итогового согласованного бюджета подбираются конкретные мероприятия, определяется их масштаб, готовятся детальные планы и сценарий, включая следующие параметры: точные даты и время акций, место их проведения, смета расходов, ответственные менеджеры и система контроля над реализацией всего комплекса акций и событий.
Немаловажное значение имеет выбор мест проведения мероприятий. Они должны быть легкодоступны и удобны для целевых аудиторий, СМИ и основных участников. Например, для журналистов имеет большое значение удаленность мест PR-акций от редакций или монтажных центров телекомпаний, наличие вспомогательной технической инфраструктуры: телефонной и факсимильной связи, услуг Интернет и электронной почты, адекватного перевода, свободного въезда и парковки, розеток для подзарядки аккумуляторных батарей и подключения дополнительного освещения и т.д.
Для каждой акции готовится подробный повременный сценарий с указанием ответственных PR-специалистов и главных ведущих (модераторов) PR-акций. Кстати, под каждую акцию подбирают на основе индивидуального подхода своего ведущего, поскольку считается, что эффективность мероприятия будет намного выше (чуть ли не половина успеха), если в качестве коммуникатора выступит авторитетный и популярный лидер общественного мнения, умеющий расположить к себе аудиторию и провести на профессиональном уровне специально организованное событие.
В тех случаях, когда PR-программа подготовлена в корпорации, а для ее практической реализации нет достаточных собственных технических и людских ресурсов, опыта, тесных связей со СМИ, то для ее практической реализации прибегают к помощи агентств по связям с общественностью: у них богатый многолетний опыт практической реализации проектов самых различных уровней для широкого круга клиентов, обширные базы данных и связи со СМИ и целевыми аудиториями, высококвалифицированные менеджеры-практики.
В тех случаях, когда в компании есть достаточный штат многоопытных сотрудников-практиков, налажены неплохие рабочие отношения со СМИ и целевыми аудиториями, но нужны оригинальные PR-разработки и технологии или требуется специальная программа для решения особо сложной проблемы (управление репутацией, кризисные коммуникации, налаживание эффективных отношений с инвесторами), то обращаются к специализированным консалтинговым фирмам. У именитых PR-фирм, как правило, имеется в своей структуре сильный отдел творческих разработок, группы высокопрофессиональных специалистов узкого профиля, поддерживающих тесные отношения с государственными организациями, властными структурами и специализированными СМИ.
Третий этап кругового процесса PR — практическая реализация мероприятий Программы по связям с общественностью согласно оговоренным приоритетам и с учетом запасных вариантов. Особенность этого этапа в том, что в ходе проведения запланированных акций необходимо регулярно отслеживать эффективность предпринимаемых шагов и гибко реагировать в случаях, когда не удается в силу разных причин достичь запланированного позитивного результата. Обратная связь с целевыми аудиториями и СМИ поддерживается благодаря регулярной информации от маркетинговой службы, отдела по работе с потребителями, данных центров изучения общественного мнения, анализа работы «горячей линии» потребителей и почты на Web-site, через фокусные группы, через мониторинг публикаций или материалов в СМИ и т.д.
Если, например, после пресс-конференции появилось мало материалов в СМИ, они носили поверхностный характер или главное событие не нашло должного освещения, то опытные PR-менеджеры, гибко реагируя, быстро переключаются на подготовку и проведение корректирующих акций: оперативно рассылают СМИ дополнительную информацию, организуют эксклюзивные интервью или пресс-туры и т.д.
Традиционно этап реализации PR-программы координируется с ресурсами других подразделений. В отношениях с внешними аудиториями — с отделом рекламы, отделом продаж, отделом promotions (стимулирование сбыта товаров и услуг), отделом маркетинга; группой мониторинга и анализа, службой потребителей; в работе с внутренней аудиторией (сотрудники компании и члены их семей) — с отделом кадров (human resources).
Четвертый этап — «Оценка эффективности PR-программы и внесение корректировок» — замыкает круговой процесс. Его главная задача- определить: были ли достигнуты поставленные цели, продолжать ли программу в будущем или, наоборот, свернуть ее и начать разработку принципиально новой.
В PR для коммерческого бизнеса, в отличие от PR в области политики или PR для общественных организаций, далеко не всегда можно достаточно четко и однозначно выявить степень эффективности отдельных PR-акций или всей программы в целом.
В паблик рилейшнз в области политики все относительно просто — победил на выборах кандидат или получил по сравнению с предыдущими выборами значительно больше голосов избирателей — значит программа была успешной (по абсолютным или относительным показателям). В PR для общественных организаций — удалось собрать необходимые финансовые средства для решения общественно значимой проблемы или необходимое количество подписей для отмены непопулярного закона или решения местных властей — значит PR-усилия были эффективными. В «паблик рилейшнз» для коммерческого сектора все намного сложнее.
Формально существуют несколько вариантов оценки эффективности реализации той или иной программы или акции в области связей с общественностью. К одному из самых распространенных относится количественный анализ. Его используют обычно в случаях, когда фирма только выходит на новые рынки и главная задача PR-программы сводится к созданию эффекта постоянного присутствия, видимости (visibility) коммерческой структуры или ее продукции на рынке. В свою очередь, эффект постоянного присутствия в информационном поле способствует повышению узнаваемости логотипа, торговой марки фирмы или названия бренда целевыми аудиториями.
При проведении количественного анализа по итогам мероприятия учитывают следующие параметры:
общее количество публикаций в печати и материалов в электронных СМИ, появившееся после мероприятия;
виды откликнувшихся на мероприятие СМИ, оценка их по степени приоритетности и охвата целевой аудитории (обычно на первом месте- телевидение и информационные агентства, на втором — ежедневные газеты, на третьем журналы, на четвертом — радиостанции, на пятом — СМИ в Интернете, на шестом — кабельное телевидение и т.д.).
общий объем публикации в печати или продолжительность сюжета (хронометраж) в теле-, радиоэфире;
статус органа массовой информации (международный, общенациональный, региональный, городской, местный);
статус материала в СМИ: самостоятельный редакционный материал, комментарий редактора или же материал под рубрикой «пресс-релиз», «на правах рекламы» и т.д.;
тираж издания или степень охвата (в процентах) целевой аудитории;
количество упоминаний фирмы или ее бренда;
периодичность издания (ежедневная газета, еженедельник, толстый ежемесячный журнал);
страница, на которой появился материал (больше всего ценятся первые и последние страницы) и в какой рубрике;
наличие сопроводительных фото, графиков, поясняющих рисунков и т.д.
шрифт, которым набрана статья;
наличие подписи автора.
Полученная статистика (или некоторые ее разделы) служит базой для количественного анализа эффективности, который обычно осуществляется двояким путем. Первый вид анализа сводится к тому, что в PR-департаменте механически складывают общий тираж СМИ, где появились позитивные материалы, добавляют количество охваченных целевых аудиторий телезрителей и радиослушателей, вычитают из общей суммы примерно 30% (поправка на перекрещивающиеся аудитории читателей-слушателей-зрителей различных СМИ) и получают общую цифру охваченной целевой аудитории (покупателей, потребителей, клиентов). Затем сумму бюджета, истраченную на реализацию PR-программы, делят на общее количество охваченных потребителей/клиентов и получают среднюю стоимость донесения необходимой информации до одного человека. Как правило, эта цифра в десятки, а то и в сотни раз ниже по сравнению с той, которая бы понадобилась для донесения нужной информации до целевых аудиторий при помощи обычной оплаченной рекламы. Нередко для большей убедительности даже готовят специальную сравнительную таблицу, в которой указывают общую печатную площадь вышедших после PR-мероприятий печатных материалов или общее время в эфире теле- радиосюжетов и возможную стоимость размещения рекламных материалов аналогичного объема или хронометража. Практика убедительно свидетельствует о решающем преимуществе «паблик рилейшнз» по сравнению с рекламой. Вот почему так часто обращаются к PR как спасительному средству, когда выделяется небольшой информационно-коммуникационный бюджет для продвижения фирмы или ее бренда на рынке.
Второй вид оценки эффективности связан с контент-анализом, т.е. подробным анализом содержания текстов статей, телевизионных сюжетов и радиорепортажей. Учету подлежат такие факторы, как позитивный/негативный тон статьи, наличие мнений авторитетных экспертов и лидеров общественного мнения, заголовок, под которым вышел материал, доказательность и система аргументации, жанр материалов, наличие опечаток, неточностей, а также степень использования журналистами исходной информации, подготовленной в департаменте по связям с общественностью или нанятом PR-агентстве.
Грамотно реализованная PR-программа не только помогает коммерческим структурам существенно экономить на затратах. Доверие целевых аудиторий к материалам, вышедшим под именем авторитетного журналиста, эксперта, обозревателя, редактора в новостных рубриках СМИ и отражающим точку зрения редакции, научного сообщества или влиятельной общественной организации, несравненно выше, чем к оплаченным сюжетам под рубриками «коммерческая информация», «на правах рекламы», «пресс-релиз», «рекламная публикация» и т.д.
Третий вид оценки эффективности — по конечному результату воздействия информации на целевые аудитории (нередко, в виде роста числа клиентов, увеличения продаж товаров и услуг) — вызывает наибольшие споры в пиаровском сообществе. Часть руководителей коммерческих структур жестко настаивает на конкретном, ощутимом конечном результате от осуществленной PR-программы и потраченных ресурсов.
Суть аргументов сторонников этого способа оценки эффективности сводится к тезису что реализация PR-программы должна привести к прямому росту реализованной продукции или увеличению числа клиентов.
Автор материала: Владимир Филиппо
14. Процесс влияния служб СО на общественное мнение.
Общественное мнение и основные способы воздействия на него. СО как модель двусторонних связей между организацией и ее общественностью. Основные составляющие процесса влияния служб СО на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудиторий, виды и категории целевых аудиторий, работа с «лидерами мнений» и «группами интересов», определение каналов выхода на различные аудитории, характеристика политической, социо-культурной, профессиональной среды, работа с корпоративным имиджем, фирменным стилем.
Общественное мнение - совокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Это своеобразный консенсус между, зарождающийся из совпадающих между собой установок людей относительно проблемы. Стремление повлиять на установки человека, то есть на то, что он думает по поводу данной проблемы, как относится к ней, и составляет первооснову практики СО. Общественное мнение представляет собой динамичный процесс высказывания, уточнения и согласования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается направленность действий. Процесс обсуждения проблемы затрагивает личные суждения, но несмотря на это мнения индивидов по форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного(общественного) обсуждения.
Характерные признаки ОМ:
- Направленность – отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положительно-отрицательно-безразлично», «за-против»,…уточнение направленности ОМ является основным измерением ОМ.
- Интенсивность – показатель силы ОМ, которую оно приобретает независимо от направленности. Ответы типа «согласен - полностью согласен – абсолютно не согласен» и т.д.
- Стабильность – означает длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну т ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности требует сопоставления не менее чем 2 исследований разведенных во времени.
- Информационная насыщенность – указывает, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. Больше информации – более четко сформулированное мнение.
- Социальная поддержка – показывает степень уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде.
Формирование общественного мнения.
Мнение – это выражение установки по отношению к определенной проблеме. Установка – устойчивая склонность людей определенном образом воспринимать объект, проблему и пр.последние исследования специалистов позволяют утверждать, что установки являются оценками, которые люди дают конкретным проблемам или вопросам, исходя их своих ориентаций.
Индивидуальные ориентации обусловливаются следующими признаками:
Личностные (физиолог., психологич,)
Культурные (окружение, жизненный уклад конкретного района и т.д.)
Образовательные (уровень и качество образования.)
Семейные (происхождение)
Религиозные (система верований)
Социально – классовые (положение в обществе)
Национальные, расовые (этническая или расовая принадлежность)
Учет этих характерных признаков и обстоятельств помогает эффективнее влиять на формирование установок. Кроме того на установки влияет принадлежность к той или иной политической или общественной группе, обстоятельств, опыта индивида и т.д.
Все установки можно разделить на три категории: положительные, отрицательные и нейтральные, часто последняя категория преобладает. Эта категория и является приоритетной для спецов по СО.
ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 1) прежде чем пробовать изменить общественное мнение, его следует идентифицировать и понять;
2) необходимо четко определить целевые группы общественности;
3) специалисты сферы связей с общественностью в центре внимания должны держать "законы" формирования общественного мнения, какими бы аморфными эти законы не были.
Известный американский специалист по паблик рилейшнз, социальный психолог Хадли Кентрил сформулировал следующие 15 "законов" общественного мнения:
1. Общественное мнение чрезвычайно чувствительно к значительным событиям. 2. Необычно притягательные по силе события способны на какое-то время толкнуть общественное мнение из одной крайности в другую. Общественное мнение не стабилизируется до тех пор, пока значение последствий событий не станет понятным. 3. Общественное мнение, как правило, быстрее формируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае пока устные заявления как таковые не приобретут значения "события". 4. Устные заявления и словесные формулировки по поводу политического курса приобретают максимальный вес тогда, когда мнение еще не сформировано и люди ожидают определенной их интерпретации со стороны заслуживающего доверия источника. 5. Общественное мнение в большинстве случаев не предвидит критических ситуаций - оно лишь реагирует на них. 6. С психологической точки зрения общественное мнение детерминировано главным образом корыстными интересами людей. События, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна их связь с личным интересом. 7. Общественное мнение не будет долгое время пребывать в возбужденном состоянии, если люди не почувствуют, что затронуты их собственные интересы, или же мнение, пробужденное словесно, не подтвердится развитием событий. 8. Поскольку затрагиваются корыстные интересы людей, общественное мнение не так легко изменить. 9. Когда затрагиваются корыстные интересы, в демократическом обществе со стороны общественного мнения можно ожидать опережения практических действий официальных органов. 10. Если мнение разделяется незначительным большинством людей или же оно еще существенно не структурировано, свершившийся факт может склонить общественное мнение к его одобрению. 11. В критических ситуациях люди становятся придирчивыми, оценивая компетентность своего руководства: если они ему доверяют, то готовы предоставить руководству полномочия, превышающие обычные; если же они ему отказывают в доверии, то становятся менее толерантными. 12. Сопротивление, оказываемое решительным мерам, принимаемым руководством, гораздо слабее тогда, когда люди чувствуют, что и они в какой-то мере участвуют в принятии решений. 13. У людей гораздо больше мыслей и выше готовность высказывать их по поводу выдвигаемых целей, а не методов, необходимых для достижения этих целей. 14. Общественное мнение, так же как и личное мнение, всегда эмоционально окрашено. Если общественное мнение базируется главным образом на эмоциях, в таком случае оно готово к особенно резким изменениям под влиянием событий. 15. В целом, если граждане демократического общества имеют возможность получать образование и пользуются широким доступом к информации, то общественному мнению присущи трезвость и здравый смысл. Чем больше люди разбираются в собственных преимуществах, создаваемых происходящими событиями и предлагаемыми им проектами, тем скорее склонны они согласиться с более объективными соображениями реалистически мыслящих специалистов.
Обобщая вышеизложенные законы формирования общественного мнения, можно сделать несколько выводов: во-первых, на общественное мнение оказывают влияние прежде всего события; во-вторых, типичной обратной реакцией общественного мнения является требование действовать; в-третьих, чтобы увлечь людей, всегда нужно принимать в расчет их собственные интересы; в-четвертых, требования, предъявляемые к руководству, не всегда объективны и самокритичны; в-пятых, всегда трудно определить надежность оценки состояния общественного мнения.
В самом общем виде различают: эмоциональные, стихийные и рационально-сознательные способы формирования общественного мнения.
Эмоциональные, чувственные способы и механизмы складываются главным образом на основе межличностной коммуникации. Должно пройти немало времени, чтобы через такого рода каналы выкристаллизовалось групповое и тем более массовое мнение. На этот процесс большое влияние оказывают механизмы психологического внушения, заражения.
Стихийные способы формирования чаще всего предполагают использование мнения лидера либо выступления СМИ. В первом случае в высказанных авторитетным лидером позициях оформляются уже неявно существующие мнения граждан по тому или иному вопросу. Люди присоединяются к высказанным позициям, усиливая их звучание и расширяя их возможности.
В рамках данного способа формирования общественного мнения, концентрации общественности вокруг определенных явлений и идей СМИ стремятся избавиться от противоречивости в изображении событий, добиться однозначного понимания происходящего. При этом культивируются совершенно конкретные отношения, эмоциональные состояния, шаблоны и стереотипы. В таком случае они нередко используют методы подсознательного стимулирования, когда, внедряя в поток новостей стандартизированные и упрощенные представления, содержащие определенные оценочные ассоциации, стереотипы или стандарты, СМИ вызывают автоматическую положительную или отрицательную реакцию общественности на то или иное событие. Например, к таким закрепленным на подсознательном уровне ассоциациям относятся этнические или социальные предрассудки, провоцирующие ценностное отношение к проблеме «свои—чужие». При этом способе формирования общественного мнения высока роль не только лидеров мнений, но и интеллектуальной элиты.
В 1940 г. американские ученые П. Лазарсфельд, Б. Берельски и Г. Годэ выдвинули идею «двухступенчатого порога коммуникации», согласно которой, по их мнению, распространение информации и ее распространение на общественное мнение происходит в два этапа: сначала от СМИ оценки транслируются к неформальным лидерам мнений, а уже от них — к их последователям. При этом авторы идеи выделяли роль «инновационных групп», которые первыми усваивают новые ориентиры и продуцируют их в политической жизни.
Общественное мнение формируется и за счет действия специальных структур, которые практически на профессиональной основе вырабатывают и транслируют определенные оценки от лица общественности (партии, движения, аналитические группы и т.д.) Профессионализация здесь неразрывно связана с рациональными процедурами подготовки общественных позиций, формированием каналов, отслеживанием распространяемой информации и ее доведения до властных (рационально-сознательных).
СО выступает в роли двусторонней связи организации и её целевой аудитории, посредством СО организация доносит свои сообщения до целевой аудитории, призванные повлиять или изменить мнение аудитории по таким позициям как идентификация сотрудников, целей и задач организации, оптимальное представление организации во внешнем мире, повышение известности, возможность для доминирующего положения в глазах аудитории по сравнения с положением конкурентов.
Основные составляющие процесса влияния служб СО на общественное мнение:
- выделение целевой аудитории,
- виды и категории целевых аудиторий,
- работа с «лидерами мнений» и «группами интересов»,
- определение каналов выхода на различные аудитории,
- характеристика политической, социо-культурной, профессиональной среды.
Смотри другие вопросы!
Также нельзя забывать, что такие аспекты деятельности по СО как формирование корпоративного имиджа и фирменного стиля, также влияют на формирование общественного мнения.
- Корпоративный имидж (миссия, видение, корпоративная философия, история-легенда, виртуальные герои, корпоративные кодексы, оформление здания и т.д.)
- Фирменный стиль (товарный знак, фирменная цветовая гамма, фирменный шрифт, фирменный блок, музыкальное сопровождение, графические изображения, форма, фирменные бланки и т.д.)
Я думаю про это вы наболтаете!!!!!
15. Место и роль исследований в связях с общественностью.
Место исследований: предварительные исследования, текущие исследования, контрольные исследования. Роль и значение исследований в подготовке и проведении кампаний по связям с общественностью.
Эффективные связи с общественностью – это процесс, и для его успешного начала необходимо провести качественную исследовательскую работу. Исследовательская работа является составной частью процесса планирования, разработки программы PR-кампании, а также процесса оценки качества выполненной работы.
В самом общем виде исследование можно охарактеризовать как одну из форм сбора необходимых данных. По мнению профессоров Глена Брума и Дэвида Дозье из Университета штата Сан-Диего, которое они высказывали в своей книге «Использование исследований в СО», «исследование – это контролируемый, объективный и систематический сбор информации, совершаемый в целях описания и оценки ситуации».
Перед тем как программа по связям с общественностью будет разработана, необходимо:
собрать информацию
систематизировать
проанализировать и оценить.
Только после выполнения подобных действий можно приступать к выработке стратегических решений и определению стратегического плана реализации коммуникационных программ.
Для достижения целей организации и сбора необходимой информации может использоваться широкий спектр методов и методик. Фактический выбор конкретных методов зависит от поставленной задачи и от конкретной ситуации. Ключевыми критериями являются: время отводимое на реализацию проекта, а также возможный бюджет, выделяемый на исследования; данные об этих критериях позволяют правильно оценить общую ситуацию.
Провиденные исследования показывают, что отделы по связям с общественностью тратят приблизительно от 3-5% от своего бюджета на научно-исследовательскую работу. Более того, по мнению некоторых экспертов, эта цифра может достигать 10%.
Необходимо рассматривать исследования в PR как системообразующую часть PR-политики. Исследования помогают правильно нацелить коммуникационные усилия, анализировать предпочтения целевых аудиторий, а также определять, какие ключевые послания могут быть наиболее эффективны для каждой из целевых аудиторий, а также могут оказать существенную помощь в постановке и понимании целей и задач руководства.
Научное исследование представляет собой комплексный инструмент, который задействуется практически на каждой стадии коммуникационной программы. Стадия, на которой проводится исследование, определяет его место, предполагая следующую классификацию:
1.предварительные исследования
2.текущие исследования
3.контрольные исследования
Предварительные исследования проводятся на этапе планирования PR-деятельности и направлены на выяснение существующей ситуации:
определение целевой аудитории и сегментацию общественности
определение стратегии
тестирование коммуникационных посланий и т.д.
Текущие исследования проводятся в процессе реализации PR- кампании для того, чтобы удостовериться или опровергнуть правильность принятой стратегии и скорректировать тактические действия организации. Очень часто организации, жалея деньги на очередные исследования опускают именно этот вид исследования, считая, что достаточно будет предварительных и контрольных. Таким образом организации, мыслящие подобным образом при проведении контрольных исследований по результатам проведенной PR-кампании могут не получить планируемого результата, лишь потому что не отслеживали изменения в течение всей кампании.
Контрольные исследования. Воздействие PR-программы предполагает поддержание или изменение убеждений или уровня знания, отношений и взглядов, а также поведения и поведенческих предрасположенностей. Но для того чтобы понять была ли достигнута цель PR-деятельности необходимо провести контрольные исследования. Скотт Катлип выделил 7 возможных стадий воздействия PR- кампании на аудиторию:
количество узнавших содержание послания ( изменение убежденности, знания, понимания)
количество изменивших мнение
количество изменивших отношение
количество тех, кто ведет себя в соответствии с содержанием послания
количество повторяющих желаемое поведение
достижение цели или решение проблемы
социальное или культурное изменение
Чаще всего для оценки воздействия используются различные виды опросов, которые наиболее точно демонстрируют, какой стадии достигла PR-программа.
Эксперты советуют проводить одинаковые исследования перед реализацией какой-либо деятельности и после для получения наиболее наглядных результатов.
- 1. Международные и межнациональные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью.
- 5). Деловой завтрак
- Модель 4p: Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4p") включает 4 составляющих:
- Модель 7p
- Другие "р"
- Модель "4c"
- 10 Основных принципов pr, сформированных Фрейзером Лайкли из Канадского общества Паблик Рилейшенз:
- Функции специалиста по связям с общественностью
- I. Функции сбора и анализа информации (работа на входе системы).
- II. По распространению информации (работа на выходе системы).
- 6. Связи с общественностью в современной России: хронология развития, проблемы, тенденции.
- Большая деревня
- Связи с общественностью как исторический феномен.
- 7. Связи с общественностью: эволюция понятия. Типология определений связей с общественностью. Современные подходы к определению содержания деятельности по связям с общественностью.
- 10.Стратегия и тактика использования средств массовой информации в связях с общественностью.
- Объяснить, что означает стратегия и тактика использования сми;
- Проанализировать составляющие процесса взаимодействия со сми:
- Мониторинг сми – составление медиа-листа - составление медиа-карты – составление медиа-плана
- Что нужно для хорошего медиа листа:
- 12.Каналы выхода на различные аудитории: сми, мероприятия и акции, Интернет и др.
- II. Собственно исследовательская фаза.
- III. Определение проблемы или повода для кампании по со.
- IV. Характеристика и моделирование ситуации.
- 16. Соотношение понятий и функций: связи с общественностью и реклама, связи с общественностью и журналистика.
- 17.Виды исследований, используемых в связях с общественностью и их характеристика.
- 18. Стратегия и тактика связей с общественностью: определение основных понятий.
- Определение миссии и целей организации
- 19. Правила составления антикризисной коммуникационной программы.
- 20. Планирование исследования: основные составляющие.
- 21.Основные виды кризисов и работа с ними методами связей с общественностью.
- 22. Стратегия и планирование избирательной кампании.
- Проблемы политического консалтинга
- Коммуникативный базис современных избирательных кампаний
- Стратегия избирательной кампании
- Особенности разработки стратегии избирательной кампании
- Принципы разработки стратегии избирательной кампании
- Целевые группы избирателей
- Демографические и географические характеристики целевых групп
- Характеристики целевых групп на основе результатов социологического исследования
- Концепция и стратегия избирательной кампании
- Примерное содержание стратегии избирательной кампании
- 24.Социальные pr-кампании. Спонсоринг и фандрайзинг.
- Социальные технологии в pr-кампании в России.
- Благотворительность
- Организация и проведение культурно-массовых мероприятий
- Реализация долгосрочных социальных программ
- Организация и поддержка коммерческих проектов
- Спонсоринг
- Работа со спонсорами
- Целевые мероприятия по привлечению средств
- Процесс фандрайзинга.
- 25.Медиа-аспект pr-кампании.
- Медиа-обсчет (октябрь, 1996)
- 26.Имидж личности: общая характеристика.
- 27.Основные слагаемые корпоративного имиджа
- 28.Имиджелогия: специфика и основные понятия, типы имиджей
- Функции имиджа:
- 29. Позиционирование как один из инструментов имиджелогии.
- Законы позиционирования