Политика и право как регуляторы властных отношений
Понятно, что такое узкое восприятие власти (заметьте: со стороны профессионалов!) оставляет неотрефлектированными важнейшие особенности двух качественно различных способов социального регулирования — политики и права. Кратко напомню: политика "генетически" сориентирована на групповые приоритеты, которые власть ни при каких условиях не может игнорировать, даже пытаясь соединить их с запросами населения на общегосударственном уровне. Не будь этого — и политика вообще утратила бы свою способность продвигать и согласовывать интересы наиболее жизнедеятельных социальных (национальных, территориальных и др.) групп. Поэтому государство как политический институт — а не инструмент макроэкономического регулирования или администрирования — прежде всего заинтересовано
в укреплении позиций действующего режима, который контролирует властные отношения в обществе, и оно рассматривает значение экономических, социальных, экологических и прочих проблем по преимуществу с точки зрения влияния на этот приоритет. Для решения данной задачи государство (значит, и правящая элита) использует особые — нередко далекие от рациональных — критерии оценки и диагностики общественных конфликтов и потому ради сохранения власти доминирующей группы вполне органично выходит за рамки законов и даже Конституции страны.
В этом смысле вообще важно понять, что политика как средство регулирования и упрочения власти по своей природе рассчитана на некое превышение законодательных полномочий ее акторами и/или институтами. (Например, политические лидеры лишь за счет поддержки общественного мнения и собственного авторитета, а не использования служебных полномочий, способны весьма эффективно проводить какую-то линию, не заботясь о законодательных ограничениях.) Такие возможности политики обусловливаются и подкрепляются особой морально-этической ответственностью элит перед обществом в целом или его отдельными группами, которая чаще всего превышает возможности их служебно-функциональной ответственности и служит более существенной опорой власти, нежели ее формальные основания. Кстати, во многом именно поэтому политика перенасыщена различными полутеневыми и теневыми (кулуарными) способами согласования и принятия решений правящими группировками, базирующимися на неформальной поддержке со стороны тех или иных объединений и эффективно способствующими достижению поставленных целей.
Впрочем, в оправдание "близорукости" правящей элиты можно сказать, что политика как способ регулирования общественных отношений всегда нацелена на взаимодействие реальных центров силы, участвующих в перераспределении ресурсов и способных направлять применение прерогатив государственной власти. Иными словами, политика — как и сама правящая элита — ориентирована на реальные ресурсы и силу акторов, оспаривающих власть, а не на их формальные статусы. (Потому, к слову, чеченские боевики становятся почти что официальными партнерами федерального Центра, а регионы, нарушающие российскую Конституцию, чувствуют себя вполне спокойно, обладая должным весом при принятии важных для Кремля решений.) Из сказанного вытекает важнейшая для понимания соотношения политики и права идея: политическими методами элита может, точнее, должна пристально контролировать только значимые — с точки зрения перераспределения власти — общественные процессы, т.е. не все социальное пространство, а лишь наиболее проблемные его зоны и конфликты, влияющие на изменение соотношения сил, участвующих в отправлении власти.
Таким образом, как можно заметить, в политике сосуществуют несколько стандартов оценки общественных проблем, разных идеологических позиций, оправдывающих притязания тех или иных групп на власть. В силу этого политическое пространство всегда пронизывает множество логик властного взаимодействия, подразумевающих столкновение разных целевых, этических и нормативных систем выражения партикулярных интересов, которые формируют (из-за неравенства участвующих в политической игре субъектов) как центральное поле борьбы за власть, так и периферию этого процесса. В то же время из-за конкуренции между неравновеликими акторами применение политических средств регулирования государственной власти принимает более чем неравномерный характер.
В свою очередь, система правового регулирования тоже обладает специфическими структурными и процессуальными свойствами. В отличие от политики, она изначально направлена на регулирование всего социального поля без выделения каких-либо групповых приоритетов. Этическая максима права: равенство всех — и групп, и граждан — перед законом. Для права (по крайней мере, нормативно) ничего не значат ни групповая солидарность, ни корпоративные связи, ни статусные интересы, ни авторитеты, ни локальные
ценности, ни реальное влияние того или иного субъекта на власть. Правовому регулированию принципиально противопоказана какая-либо теневая форма упорядочения процесса государственной власти*. Так что публичность, открытость, демонстративность применяемых средств регулирования (причем закрепленных процедурно и технологически) — подлинная протоматерия правового поля власти. Однако элиты (и политико-административная, и политико-экономическая в особенности) хорошо, очевидно, осознают, что правовые способы не всегда увеличивают их групповые возможности сохранения и укрепления власти, да и вообще вряд ли обеспечивают какие-либо преимущества при использовании этого регулятора социальных отношений.
Правовая система власти — вне зависимости от содержания — редко действует в режиме предупреждения (переубеждения) субъектов, полагаясь в основном на технику санкционирования. Для нее главным системообразующим принципом является диспозиция "закон — отклонение от закона", а не "формальное влияние — реальное влияние", как в политике. В силу этого государство в качестве правового института регулирования и контроля ориентировано на применение всеобщих, т.е. рассчитанных на общепринятые критерии и нормы, оценок общественных противоречий и коллизий. Соответственно, в данном отношении складывается единый тип ответственности и для элитарных, и для неэлитарных кругов. Причем на страже этого порядка стоят специальные органы (вроде конституционного суда), снимающие все двусмысленности, иносказания, подтексты в толковании конфликтной ситуации, добиваясь тем самым полного и однозначного применения правовых норм и санкций. Значит, и ритм правового процесса — в основном процедурно-легитимный, эволюционный.
Таким образом, политика и право стремятся по-разному организовать и регулировать социальный порядок, исходя из различных принципов и технологий использования материальной силы государственной власти. Политика ищет и закрепляет приоритеты общественного развития, а право их конституирует, придавая им всеобщую и легальную форму. В силу этого право как бы обозначает нижнюю границу легитимации отношений власти. Поэтому политика и право нередко вступают в противоречие по характеру регуляции и применения власти и, разумеется, по чисто содержательным основаниям. Согласование же принятых ими средств общественного регулирования происходит в результате и/или по мере упрочения власти какой-либо группы (иными словами, определения общественных приоритетов, подкрепленных силой влияния), а также законодательного закрепления нового социально-политического порядка. В итоге такого соединения регулятивных возможностей политики и права власть как бы избавляется от внутренних контроверз, все более ориентируясь на принудительное регулирование, обращенное ко всему обществу. Подобный каркас предохраняет общественную систему от жестоких крайностей политической игры и, следовательно, от спонтанного пересмотра основ режима правления.
При качественном же различении политики и права как специфических регуляторов властных отношений можно увидеть, что постоянное пренебрежение этим подходом указывает на структурное упрощение культурных установок правящей элиты. Одно это накладывает существенные ограничения на ее отношение к правовым методам как к доминирующим в пространстве власти, что имеет особо тяжелые последствия для укоренения демократических режимов. А в сочетании с устойчиво традиционными ориентациями российских элит на критерии политической целесообразности ожидать от нынешнего правящего класса перестройки его деятельности с опорой на правовые приоритеты властного регулирова?шя было бы очень наивно.
* Правда, как показал опыт некоторых латиноамериканских государств, применение власти в области борьбы с мафией может принести эффект только при использовании неправовых и скрытых от общественности средств обеспечения целей (см.: 2).
Не это ли демонстрирует правовая ситуация в государственной сфере, где закон превратился даже не в слугу, а в заложника политики? С формальной стороны, коммунистический режим вроде бы был преодолен с установлением иных конституционных форм. Однако принятый механизм законодательного регулирования из-за своей практической неэффективности так и не смог ни обеспечить заключения межэлитного согласия (пакта), ни вытеснить с политического рынка радикальных противников демократии. При этом в обществе как была, так и осталась каста неприкасаемых для закона людей (по некоторым данным, более 4 млн. одних только госчиновников; см.: 3), что резко снижает авторитет демократического режима в глазах общественного мнения. Значительные участки ответственности государства перед гражданами так и не получили своего правового оформления: в частности, не приняты законы о политическом терроризме и радикализме, что сужает поле цивилизованного соперничества групп, а предрасположенность к такого рода взглядам представителей силовых структур, не способных посему действовать в духе Конституции демократического государства, только поощряет экстремистов; нет и закона о приватизации, что препятствует конституированию среднего класса; законодательно не закреплены важнейшие функции и прерогативы институтов исполнительной (федеральной и местной) власти, а это усиливает конкуренцию ведомств и министерств в политико-административной сфере и значительно расширяет позиции прецедентного права в государственном управлении; не обозначены правовые границы деятельности лобби и групп давления в сфере принятия решений; постоянно подрывается правовой статус СМИ как выразителей мнения общественности и т.д. Нельзя не сказать и о практике правоприменения: принципиальные прокуроры, судьи, другие представители третьей ветви власти либо оставили госслужбу, либо отправлены в отставку, а остальные в большинстве своем стали послушными исполнителями политической воли различных групп (включая оппозиционные и криминальные) и произвольно толкуют законодательные и конституционные нормы. Чему же удивляться: сложившаяся правовая система не столько помогает рядовым гражданам добиваться справедливости и порядка, сколько вынуждает с опаской относиться к представителям государства.
Таким образом, властные отношения в России остались областью формального правоприменения, где доминируют принципы политического противоборства и/или частного права, подрывающие основания публичной, легальной сферы действия институтов государства. Практика же использования власти указывает на вторичное значение ценностей права в структуре элитарного сознания. К тому же отечественная политико-административная элита (и другие элиты тоже), утратив правовые представления и ценности, как следствие и должную нравственную опору, приобрела оправдание своей духовной самодостаточности, а тем самым — полную автономию элитарной этики от преобладающих в обществе в целом норм морали. В итоге понимание правящими кругами идеи законности перестало служить нижней границей допустимого и соотнесенного с общественной нравственностью порядка отправления власти. Напротив, стиль деятельности правящих в России элитарных групп обусловил абсолютное возвышение их корпоративных норм и ценностей над общесоциальными установками. Не случайно в настоящее время порог чувствительности к общественно значимым проблемам и этическая взыскательность элиты в поиске политических компромиссов существенно понизились даже по сравнению с советским периодом.
Очевидно, что российские правящие круги пока еще не преодолели установки корпоративно-партикулярного сознания, ориентирующего их профессиональную деятельность в сфере власти на сугубо приватные интересы, а значит, и на политические по преимуществу способы их осуществления. Так что неразведенность критериев политического и правового регулирования (в основе которой — пусть и исторически обусловленная, но все же принципиальная недооценка права как специфического регулятора власти) по-преж-
нему является показателем функциональной незрелости политико-административной элиты в целом в качестве выразителя интересов государства, общества и представляемых ею социальных групп. Тем самым пренебрежение правом одновременно подтверждает и политический непрофессионализм элиты, поскольку демонстрирует ее неумение подчинять свои узкогрупповые интересы общесоциальным потребностям, т.е. нарушает их роль в системе представительства интересов гражданского общества.