§1. Понятие политической культуры и ее структура
Проблема политической культуры занимает одно из ведущих мест в курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры открывает широкие возможности для политического прогнозирования, успешного проведения грамотной политики.
Что же такое политическая культура? Это довольно многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения.
Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления.
Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Разумеется, не все установки, убеждения, представления и модели поведения, наблюдаемые в политической жизни, являются элементами политической культуры. В этом, собственно, и смысл введения данного понятия, что оно охватывает лишь те проявления сознания и поведения, которые фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны политической практики.
Следуя от частного к общему, можно выделить политическую культуру личности, социальной группы, слоя, класса, национальной общности и т.д. Политико-культурные характеристики каждой из этих групп складываются из анализа их политического поведения на выборах, референдумах, при опросах общественного мнения; отношения к политическим институтам; политических знаний, политических учений и опыта; своеобразия политического менталитета; политических ценностных ориентаций и готовности следовать образцам политического поведения. По мере движения от частного к общему индивидуальные особенности становятся все менее заметными, в то время как общие и общечеловеческие черты политической культуры проявляются все более отчетливо.
Какое же определение можно дать понятию политической культуры? В современной политологии нет общепринятого определения данного феномена. В зарубежных и отечественных исследованиях насчитывается более 30 дефиниций. Одни ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы политического поведения. Другие, наоборот, сводят ее лишь к политической деятельности, что тоже не совсем правомерно, поскольку не всякая политическая деятельность строится по образцам культуры.
Несомненно, что политическая культура как общественное явление находится на стыке политики и культуры. Политика – это область отношений между различными социальными и этническими группами, а также всех их вместе к государству по поводу власти. Под культурой же чаще всего понимается исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов и способов активной творческой деятельности людей.
Политическая культура, базируясь на том и другом, включает в себя ряд объективных и субъективных элементов. Ее объективную сторону составляют реально существующие политические отношения, институты власти, политические ценности, традиции и нормы, регулирующие политические отношения. Вместе с тем политическая культура включает в себя определенный уровень политического сознания социальных групп, классов, различных политических движений, способность их к политическим действиям и сами эти действия. Субъективная сторона политической культуры включает в себя идеологический и психологический, эмоционально-волевой компоненты. Она формируется в процессе освоения человеком культурных ценностей общества.
Исходя из выше изложенного, политическая культура определяется чаще всего как система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса. Можно дать и более сжатое определение: политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.
Таким образом, политическая культура не сводится лишь к знаниям и убеждениям. Она содержит систему способов реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения политических субъектов, то есть наций, классов, социальных групп и т.д. Она характеризует способ существования этих субъектов, выступая при этом как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внутренней, органической частью. Вплетенная в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности, политическая культура возникает, эволюционирует и в конечном счете "распадается" вместе с этим контекстом.
Общая ткань политической культуры группы, класса, народа как бы сплетается из индивидуальных ниточек политических культур личностей, а каждый гражданин, участвуя в политической жизни, воспринимая и передавая политическую информацию, поддерживая или осуждая то или иное политическое решение, участвует в создании и развитии политической культуры общества, к которой он принадлежит. Индивидуальная политическая культура трансформируется в групповую, профессиональную, национальную и тому подобную политическую культуру за счет механизма социального общения. Этот механизм обеспечивается посредством передачи, отбора и формирования социально значимых элементов, слагаемых политических культур отработки уже не индивидуальных, а общественно функциональных, важнейших репрезентативных и детерминирующих определенную социальную группу черт и факторов. Для осуществления этой функции особое значение имеют конституционные права и свободы граждан, а также средства массовой информации.
Какова структура политической культуры? В политологии по этому вопросу существуют разные мнения. Все зависит от основания структурирования, того, какой критерий кладется в основу дифференциации (см.: Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990. – С. 26-38). Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.
Не менее важно и выделение объекта, на который направлены ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом может служить сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.
Если структурировать политическую культуру индивида, то здесь следует выделить прежде всего политические знания и убеждения. Вместе с тем овладение политической культурой предполагает не только приобретение индивидом определенной суммы знаний и выработку прочных убеждений, но и способность человека к эффективным политически действиям, качественное осуществление их в сфере политических отношений. Иначе говоря, политическая культура – это процесс накопления политических знаний, превращение этих знаний в убеждения и установки, а далее – их реализация в конкретной политической деятельности.
Некоторые исследователи в структуре политической культуры вычленяют прежде всего политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений.
Другим ее элементом, с их точки зрения, выступает культура политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями существует диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политические отношения, оно в конечном счете определяет их.
Следующим элементом политической культуры общества выделяется культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей. Решение этих задач во многом зависит от стиля и методов работы государственных органов, их взаимоотношений с массами.
Выделяется и такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры.
Наконец, отмечается и такой элемент рассматриваемого нами явления, как политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени. Традиции политической деятельности создают ту историческую почву, на которой развивается политическая культура.
Польский политолог Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе; 2) оценку политических явлений; 3) эмоциональную сторону политической позиции; 4) "образцы" политического поведения. По существу он использует градацию политической культуры, предложенную исследователями Г. Алмондом и С. Вербой.
Сторонник более широкой трактовки рассматриваемого нами понятия У. Розенбаум счел необходимым вычленить в политической культуре так называемые "компоненты ядра", то есть те элементы, которые играют весомую роль в формировании политической культуры нации. Эти компоненты он разделил на три основные группы.
Ориентации в отношении правительственных структур – отношение индивида (социальной группы, слоя и т.д.) к политическому режиму, основным представительным институтам, его символам, официальным лицам и нормам.
"Политические идентификации", то есть сопричастность индивидов к "политическим единицам" – нациям, государству, городу и т.д.; политическое доверие и "правила игры" (представления индивида о том, каким правилам он должен следовать в гражданской жизни).
Политические ориентации в отношении собственной политической деятельности или "политическая компетентность" (участие индивида в гражданской жизни) и "политическая эффективность" (ощущение возможности оказать влияние на политический процесс).
Довольно часто в структуре политической культура вычленяются такие элементы, как культура политического сознания, культура политического поведения и культура функционирования политических институтов. Первый включает в себя политические установки, представления, убеждения, а также политические традиции, обычаи и нормы. Второй – культуру политического участия в политической деятельности. В культуру функционирования политических институтов входят: культура принятия и реализации политических решений, культура электорального процесса, а также культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.
Существуют и другие подходы к структурированию политической культуры. Все их рассмотреть невозможно. Необходимо лишь иметь в виду, что, выделяя структурные элементы рассматриваемого феномена, неправомерно говорить о единой модели политической культуры применительно к различным регионам и народам. Каждой общественно-политической системе соответствует базисная модель политической культуры, которая в любой стране проявляется в национально-специфических формах.
О политической культуре можно вести речь в связи с анализом общества в целом, а также в связи с анализом его отдельных составных частей. В этом случае в рамках единой политической культуры общества можно выделить более или менее автономные структурированные образования, которые в политологии именуются субкультурами. Речь идет о подсистемах политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенной группы или региона и отличающихся в своей системной целостности от ориентаций и моделей, присущим как другим группам, так и в нации в целом.
Политические субкультуры формируются на разных основаниях. Они могут возникать на основе социально-классовых, национально-этнических, религиозно-политических и региональных различий. Возможно появление субкультур, обусловленных демографическими факторами. Например, молодежная, женская субкультуры и др. Рядом исследователей в рамках политической культуры выделяются "элитная" и "массовая" субкультуры. Как правило, национальная политическая культура и субкультура элиты совпадают.
Политическая культура общества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и поведение основной массы населения, те политические стереотипы, которые преобладают в данном обществе.
- Белорусская академия
- Раздел I. Политология как наука и учебная дисциплина
- Глава 1. Сущность и предмет политической науки
- §1. Возникновение политической науки
- Зарождение политической науки
- Политология как самостоятельная дисциплина
- Политология в ссср и снг
- §2. Объект и предмет политологии
- Понятие и сущность политики
- Политика как наука и искусство
- Предмет политологии
- Структура политологии
- Закономерности и категории политологии
- §3. Место политологии в системе современного научного знания и ее функции в обществе
- Взаимосвязь политологии с другими общественными науками
- Функции политологии
- Глава 2. Методологические основы политической науки
- §1. Методы политологии
- §2. Исследовательские подходы в политологии
- Бихевиоральный подход
- Системный и структурно-функциональный подходы
- Системный подход
- Марксизм как методология анализа политики
- Основные этапы развития марксизма
- Критика марксизма к. Поппером
- Психологический подход
- Глава 3. Политическая система общества
- §1. Категория "политическая система" в политологии
- Подходы к пониманию политической системы
- Компоненты политической системы
- Модель политической системы
- §2. Функции политической системы
- Общая характеристика функций политической системы
- Функции политической системы на "входе"
- Функции политической системы на "выходе"
- Политическая система и государственная политика
- Глава 4. Политические режимы
- §1. Понятие и типология политических режимов Понятие политического режима
- Факторы дифференциации политических режимов
- §2. Классификация политических режимов
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Демократический режим
- Раздел II. Политические институты
- Глава 5. Политическая власть
- §1. Основные характеристики власти
- Определения власти
- Соотношение политики и власти
- Субъект и объект власти
- Функции власти
- Концепции власти
- Разделение власти
- Ресурсы власти
- §2. Политическое господство и политическая легитимность Понятие политического господства
- Легитимность власти
- Традиционная легитимность
- Харизматическая легитимность
- Легальная или рационально-правовая легитимность
- Средства легитимации власти
- Глава 6. Государство
- §1. Генезис, сущность и функции государства
- Причины возникновения государства
- Сущность государства
- Признаки государства
- Функции государства
- Государственный механизм
- §2. Типы и формы государства Исторические типы государств
- Форма государства
- Монархия
- Президентская республика
- Парламентская республика
- Форма государственного устройства. Унитарное государство
- Федерация и конфедерация
- §3. Правовое государство и гражданское общество Понятие правового государства
- Отличительные признаки правового государства
- Социальное государство
- Гражданское общество
- Глава 7. Законодательная власть
- §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
- Понятие парламента
- Основные функции парламента
- Где впервые появился парламент
- Конституционное закрепление места и роли парламентов
- Классификация зарубежных парламентов
- Порядок формирования парламента
- §2. Структура парламента
- Первоначальная модель парламента
- Достоинства второй палаты
- Недостатки второй палаты
- Парламентские комиссии
- Комиссии или комитеты
- Партийные фракции
- Руководство фракций
- Иные органы парламента
- Компетенция парламента
- Издание законов
- Финансовые права и полномочия парламентов
- Налоговые полномочия
- Полномочия в области внешней политики
- Полномочия в сфере формирования государственных органов
- Формирование судебной власти
- Парламентский контроль
- Понятие сессии
- Право созыва сессии
- Законодательный процесс и его стадии
- Законодательная инициатива
- Субъекты законодательной инициативы
- Обсуждение законопроекта
- Принятие закона
- Промульгация
- Глава 8. Исполнительная власть
- §1. Исполнительная власть. Правительство Понятие правительства
- Правительственная власть
- Как называется правительство
- Администрация
- §2. Виды правительств
- Правительства партийные и беспартийные
- Правительство чиновников
- Правительства большинства и меньшинства
- §3. Порядок образования (формирования) правительства Два способа формирования
- Форматор и информатор
- Вотум доверия
- Вотум недоверия
- Смешанная форма
- Президентский вариант
- Специальные требования
- §4. Состав и структура правительства Кто входит в правительство
- Глава правительства
- Реальная и фактическая роль главы правительства
- Полномочия главы правительства
- Министр без портфеля
- Традиции названий
- §5. Порядок деятельности правительства
- Порядок заседаний
- Кто принимает решения
- Внутренние органы правительства
- §6. Полномочия (компетенция) правительства
- Важнейшие полномочия правительства
- Полномочия в законодательной сфере
- Другие полномочия правительства
- §7. Исполнительная власть. Глава государства
- Варианты реализации должности главы государства
- Три модели республики
- Права формальные и фактические
- §8. Полномочия главы государства
- Представительские функции
- Главный дипломат
- Сфера государственного управления
- Военная сфера
- Сфера личного статуса
- Сфера государственной безопасности
- Чрезвычайные полномочия
- Экономическая сфера
- Другие полномочия
- Импичмент
- Глава 9. Судебная власть
- §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
- Место и роль суда
- Основные функции суда
- В чем сила судебной власти?
- Принципы судоустройства и судопроизводства
- Полномочия суда
- Классификация судов
- §2. Судебные вертикали
- Кассация
- Апелляция
- Суды в федеративных государствах
- §3. Система общих судов
- Классификация общих судов
- Участие граждан в деятельности судов
- §4. Специальные суды
- Административные суды
- Суды по трудовым спорам
- Финансовые суды
- Суды по делам социального обеспечения
- Патентные суды
- Военные суды
- Дисциплинарные суды
- Таможенные суды
- §5. Негосударственные суды
- Третейские суды
- Религиозные суды
- Мировые суды
- Судебные процедуры
- Глава 10. Местная власть
- §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
- Главные признаки самоуправления
- Муниципалитет
- Европейская хартия о местном самоуправлении
- §2. Основные черты административно-территориального деления
- Понятие административно-территориального деления
- Варианты местных органов
- §3. Структура и формы органов местного самоуправления
- Исполнительные органы
- Главные проблемы местных органов
- §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
- Виды компетенции
- Методы деятельности
- Полномочия местных органов
- Источники доходов
- §5. Отношения местных органов с центральной властью
- Надзор за местными органами
- Судебный надзор
- §6. Местные исполнительные органы
- Как образуются исполнительные органы
- Раздел III. Политические процессы
- Структура политического процесса
- Режимы существования политического процесса
- Стадии (фазы) политического процесса
- Риск принятия политических решений
- Типология политического процесса
- Утопии в политическом процессе
- §2. Типология политических действий Понятие политического действия
- Субъекты (агенты) политического действия
- Характеристика политических действий
- Виды политических действий
- §3. Политическое участие Понятие политического участия
- Прямое и опосредованное участие
- Типы политического участия
- Причины неучастия в политической жизни
- Глава 6. Политические элиты и политическое лидерство
- §1. Политическая элита
- Понятие политической элиты
- Теории элит
- Функции политической элиты
- Политическая элита и другие властвующие элиты общества
- §2. Политическое лидерство
- Политическое лидерство как властеотношение
- Функции политического лидерства
- Личные качества и роль среды в политическом лидерстве
- Типология лидерства
- Глава 13. Политические партии, общественные организации и движения
- §1. Партия как политический институт
- Понятие "общественного объединения"
- Происхождение и сущность политических партий
- Типы политических партий
- Функции политических партий
- §2. Партийные системы, уклады и коалиции Понятие и типы партийных систем
- Многопартийная система
- Двухпартийная система
- Однопартийная система
- §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
- Политическая роль общественных организаций и движений
- Функции общественных организаций и движений
- Социальные движения
- Глава 8. Представительство и выборы
- §1. Избирательное право Сущность выборов
- Основные принципы избирательного права
- Активное избирательное право
- Пассивное избирательное право
- Порядок выдвижения кандидатов
- Тип голосования
- Абсентеизм
- §2. Виды избирательных систем Понятие избирательной системы
- Мажоритарная система абсолютного большинства
- Мажоритарная система относительного большинства
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Пропорциональная система
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- Концепции роли депутата
- Раздел IV. Политическая культура и идеология
- Глава 15. Политические идеологии
- §1. Сущность и функции политической идеологии Политическое сознание и политическая идеология
- Сущность политической идеологии
- Функции политической идеологии
- §2. Современные политические идеологии
- Либерализм
- Либеральный реформизм
- Социалистическая идеология
- Марксизм как идеология пролетариата
- Демократический социализм
- Консерватизм
- Неоконсерватизм
- Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
- §1. Понятие политической культуры и ее структура
- Функции политической культуры и ее типология
- Политическая социализация
- Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
- Глава 17. Система международных отношений
- §1. Сущность и понятие международных отношений
- Уровни международных отношений
- Виды международных отношений
- §2. Понятие и сущность внешней политики государств
- Специфические и базовые черты внешней политики
- Виды внешней политики
- §3. Цели, функции и средства внешней политики Цели внешней политики
- Функции внешней политики
- Средства внешней политики
- Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
- §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
- Типологизация глобальных проблем
- Пути решения глобальных проблем
- §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
- Приложение
- Основные термины и определения
- Литература
- Содержание
- Решетников Сергей Васильевич