logo search
ЛЕКЦИИ ПО СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Социально-экономические процессы в России

Активные процессы, которые протекают в России и в мире, крайне сложны, а потому у ученых нет единой точ­ки зрения на них. Поэтому данный раздел будет построен как набор материалов, которые должны служить основой для размышлений и ориентиром при осмыслении проис­ходящих событий.

Социокультурный прогноз на XXI век

В числе тенденций наиболее вероятного мирового развития мож­но перечислить:

1. Ннарастание социально-демографических проблем перенаселен­ности Земли на фоне усиливающихся экологического и энерге­тического кризисов. Одним из результатов этого станет «пере­структурирование» социальной организации человечества на иных, нетрадиционных основаниях, формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения планеты. Такие социальные регуляторы, как этническая, сословная, религиозная принадлежность человека, разумеется, сохранят свою значимость, но преимущественно на микросоциальном уровне жизни.

2. Существенное возрастание интенсивности материального и ин­теллектуального производства, а также социального управления на основе научно-технического прогресса и углубления профес­сиональной специализации. Это общемировая тенденция, в XX в. получившая особенно интенсивный характер.

3. Существенное «уплотнение» информационного поля, в котором живет человек, обретение новых принципов и способов упорядочивания и систематизации информации; в упрощение содержания массового среднего образования, сведение его к усвоению элементарной «картины мира», простейших средств коммуникаций. Параллельно этому будет происходить нарастание уровня «элитарности», сложности и специализированности отдельных областей знания, доступ к которым будет все более затруднен;

4. Формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня числом до нескольких де­сятков (или сотен) миллионов человек в самых разнообразных областях высокоспециализированной деятельности, всегда обес­печенных спросом на их профессиональные услуги, фактически не имеющих постоянного дома, Родины, родной культуры;

5. В условиях резкого спада культурно-образовательного уровня и общей социальной конкурентоспособности остальной части на­селения Земли (80—90 %) в ее среде неизбежен существенный рост проявлений традиционализма, экстремизма и т.п. Это будет подавляться с должной жестокостью. Особенности опасностей для России связаны даже не с тем, что нам угрожает массовая «утечка мозгов» (то есть отъезд той элитной части специалистов, которые во всей большей мере становятся осно­вой современной цивилизации), гигантский приток эмиграции из му­сульманских и дальневосточных стран и ускоренные темпы вымира­ния христианской части населения. Главной опасностью для России представляется интеллектуальный кризис национального самосоз­нания. Весьма показательно уже то, что под культурой мы продол­жаем понимать какие-то шедевры духа и творчества, а не принятую во всем мире социальную солидарность людей, совокупность исто­рического опыта, специфический аспект группового человеческого существования.3

Как вы оцениваете этот прогноз? Является ли он благоприятным или неблагоприятным? Кажется ли он вам справедливым и правильным?

. Наблюдение российской реальности позволяет выделить следую­щие факты.

1. Резкое, можно сказать, скачкообразное увеличение количе­ства разных, абсолютно не сводимых к сословным, классовым или слоевым определениям жизненных форм и стилей. Эти стили, воз­никшие в жизни России в течение последних пяти-десяти лет, не отсы­лают непосредственно к категориям демографической, профессио­нальной или экономической структуры как советской, так и нынешней «капиталистической» России.

2. Крайняя условность и подвижность профессиональной струк­туры в сегодняшней России. Парадоксально, но необходимость борьбы за выживание не обедняет, а наоборот, обогащает жизненно-стилевой репертуар людей. Чтобы содержать семью в современных условиях, человеку часто приходится осваивать и усваивать новые жизненные формы и стили, к которым он никогда бы не обратился в благополуч­ной и стабильной ситуации. Так, например, не редкость, когда ученый часть своего времени работает как водитель такси, используя для этого либо собственный, либо чужой автомобиль; рабочие и служа­щие в. свободное время занимаются коммерческой деятельностью, отправляются в шоп-туры, становятся коммерческими посредниками, коммивояжерами и т.д.

Повышение роли приписанных статусов и соответствую­щих форм поведения. Как можно предположить, роль приписанных статусов становится выше по двум причинам. Во-первых, известная ожесточенность борьбы за существование повышает удельный вес определений личности по полу, возрасту, иным биологическим и при­родным качествам, ибо последние в значительной мере определяют успех или неуспех деятельности. Но роль подобных статусов велика в любом обществе, и представляется, что ее усиление или ослабление является временным и зависит от достаточно краткосрочных колеба­ний экономической ситуации.

- Широта предложений в области образования — новый дифференцирующий фактор. В отличие от предшествующего советского периода сейчас практически нет ни одной профессии, ни одной жизненной формы, которая не может быть освоена и усвоена в соответствующих образовательных организациях как внутри станы, так и за рубежом. Этот фактор ведет скорее не к вертикальной, а к гори­зонтальной дифференциации, то есть к распределению обучающихся по группам, которые характеризуются различными формами или сти­лями жизни.

- Утрата, мотивирующей силы социальной мобильности. Как правило, получение образования не является показателем подъема по социальной лестнице, перехода на более высокую ступень, хотя и свидетельствует об индивидуальном достижении и может служить залогом дальнейших достижений.

Этот любопытный факт объясняется, пожалуй, отсутствием стабиль­ной и единообразной шкалы престижа профессий и является призна­ком переходного периода.

- Специфическая организация политики. Сегодня политическая жизнь в России далека от традиционных моделей, но близка современным западным моделям. В качестве главного признака российской политики можно назвать практически полное отсутствие социально-слоевой идентификации политических партий, которые ориентируются теперь не на класс или слой, а на своих сторонников, принадлежащих к самым разным социальным группам.

Все факты, приведенные здесь, позволяют показать, что Poссия в результате реформ, начавшихся, в 1985 году, медленно и мучительно развивающихся и перешедших впоследствии в революционные изменения, отнюдь не вернулась в свое собственное досоветское или буржуазное прошлое, а естественным образом перешла, в характерное для современных западных стран постклассовое состояние — состояние, когда в обществе отсутствует четкая социальная дифференциация. исчерпала и не смогла подтвердить себя. Процесс развития, следова­тельно, предстает как чередование поступательного и попятного движения.

Постмодернистское общество обладает следующими характерис­тиками:

1) оно нестабильно, что подразумевает наличие множества культур и субкультур, которые сосуществуют и (или) приходят на смену друг другу, причем этот процесс протекает крайне быстро. Дан­ный признак часто определяют как «полистилистичность»;

2) цель постмодернистского общества — это применение и толко­вание информации (ср. обработку и передачу информации как основной признак в теории информационного общества).

3) оно прагматически ориентировано: поддерживается лишь то, что имеет непосредственный практический результат;

4) функции получения и интерпретации знаний в постмодернистском обществе разделены между разными институтами (научными уч­реждениями, с одной стороны, и средствами массовой информа­ции, политическими партиями — с другой). Для современной ситу­ации в большей степени характерна независимость средств мас­совой информации от собственников и властей, чем обслуживание их потребностей (что находит свое отражение в выражении «про­дажная пресса»). 5) в постмодернистском обществе чрезвычайно важную роль при­обретает образование, причем образование специализированное. Это проявляется не только в необходимости получать образо­вание, которая навязывается социальными институтами, но и в пря­мой зависимости между образованием, социальным статусом и уровнем доходов (что, впрочем, более характерно для западных обществ, чем для российского);

6) современное общество неспособно отличить миф от реальности, то есть оказывается (по крайней мере, отчасти) неспособным ста­вить реальные четкие цели;

7) оно практически полностью освободилось от идей прогресса, а также от морали и традиций, что, несомненно, имеет и крайне нега­тивные стороны.

Учебник: 1-й – разд. 4.

Лекция № 18