logo search
Тема 3

­ 3. 2. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон)

Политическое знание в Древней Греции и Риме существовало в форме политической философии. Политическая философия представляет собой попытку понять природу политических явлений на основе тщательного и рассудительного анализа политических фактов. В этот период были сформулированы нормативная (Платона) и аналитическая (Аристотеля) концепции политики, определившие главные направления эволюции политического знания. Традиция классической политической философии состояла в обосновании того, что цель политической жизни есть добродетель, а наиболее благоприятным порядком для добродетельной жизни является аристократическая республика или смешенная (умеренная) форма правления. Развитие политической мысли начального этапа было обусловлено стремлением понять природу политики, определить его место и роль в поддержании классового мира и разрешении возникших проблем.

Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли Платон своими работами «Государство» и «Законы», а так же его ученик Аристотель трактатом «Политика». Из римских философов заметное влияние на развитие политических представлений оказали работы видного общественного деятеля Цицерона «О государстве» и «О законах».

Основными темами политического анализа являлись:

  1. Рассмотрение политики как единой формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;

  2. поиск идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок.

Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы, как античный полис (город – государство). Полис представлял собой особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет общины свободных собственников производителей ­ граждан полиса. Этот суверенитет (принадлежность всей власти гражданам полиса) пред­полагал для каждого гражданина возможность и обязанность, прежде всего в форме голосования в народном собрании, участвовать в реше­нии государственных вопросов. Следовательно, полис как тип социального устройства являлся реальным воплощением единства поли­тической структуры и гражданского общества. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация. Однако замкнутость, отчужденность полиса от остального мира, ограниченность территории и немногочисленность населения во многом определили исторически ограниченный характер выводов античных авторов, которые оказались не пригодными для складывавшихся уже тогда больших национальных государств. Это касается определения эффективных и стабильных форм правления. Но именно античная политическая мысль сформулировала основные парадигмы и проблемные комплексы современной политической науки.