§4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
Если до сих пор в большей мере решались теоретические вопросы, связанные с моделированием концептуальных основ идеологии белорусского государства, то в настоящее время акцент смещен в практически-политическую плоскость – все более актуальной становится проблема построения эффективной системы идеологической работы, идеологического процесса.
Под идеологическим процессом в самом общем виде следует понимать реальный процесс функционирования идеологии как особой формы духовной деятельности в различных сферах общественной жизни. Можно выделить две составляющие идеологического процесса – разработку идеологических доктрин и их практическую реализацию. Процесс производства идеологических доктрин базируется на тех же основаниях, что и духовное производство в целом. Он предполагает наличие специально подготовленных людей умственного труда, способных к осмыслению бытия на уровне понятийно-категориального мышления, соответствующих условий их труда и т.п. Однако надо учитывать и то немаловажное обстоятельство, что работа над идеологической доктриной «под заказ» весьма мучительна для разработчика. Не всякий мыслитель, ученый согласится выполнять подобный социальный заказ. Чаще идеолог создает доктрину от имени того или иного социального слоя, класса, осознанно перейдя на его позицию, т.е. по своему внутреннему убеждению. Например, идеологию «русского крестьянского социализма» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов создавали не по просьбе (заказу) крестьян, а по велению гражданского долга и совести, осознанно став защитниками и выразителями их интересов. Не за гонорар, а по велению совести разрабатывали соответствующие идеологические проекты П.Л. Лавров, К. Калиновский, Г.В. Плеханов и др.
Но не менее важна практическая реализация разработанной идеологической доктрины. Для этого нужны опытные пропагандисты разработанных идей, средства трансляции идей, социальные слои общества, способные стать носителями новой идеологии.
Если исходить из предложенной М. Вебером классификации социальных действий, то для идеологического процесса в большей степени характерны не аффективные (базирующиеся на страстях и эмоциях), не традиционные (повседневные поведенческие акты, совершаемые по привычке), а целерациональные (обладающие смыслом) и ценностно-рациональные (сочетающие смысл и ценности) действия. И в политике, и в идейно-воспитательном процессе результативны лишь те акции, «смысл которых понятен как для руководителей, так и для руководимых» и которые побуждают «у субъектов политики личную осознанную инициативу»1. Процесс практической реализации новой идеологии мучительный и долгий. Ведь политика, по оценке М. Вебера, «есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером»2. Можно в этой связи напомнить об утверждении христианской идеологии как в Европе, так и на Руси. Следует учитывать и то, что какой бы внешне заманчивой и привлекательной не выглядела идеологема (хотя для практической реализации это немаловажный момент), она не воплотится прочно в жизнь, будучи ложной. Ложная доктрина движет общество не вперед, а, напротив, вспять, толкает его в бездну. В качестве примера можно привести хорошо запомнившуюся всем нам политическую программу Г.А. Явлинского под названием «500 дней».
Идеологический процесс в большей или меньшей степени охватывает все социальные слои общества. Но реализуется на различных уровнях сознания. Для интеллигенции он протекает на уровне теоретического сознания. Для подавляющей же части граждан – на уровне лишь обыденного сознания. Разработчикам идеологии надо учитывать этот момент. Важно знать конкретный механизм взаимодействия теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии. Особую значимость эта проблема приобретает в т.н. «перестроечные эпохи», когда разработанные социально-экономические и политические программы правительства государство намеревается провести в жизнь.
Как было сказано ранее, идеологический процесс охватывает все сферы общественной жизни. Поэтому в качестве важнейших его составляющих можно назвать экономическую, политическую, мировоззренческую, духовно-культурную и др. Все эти сферы, решающие какие-то конкретные аспекты жизнедеятельности человека и общества, оказываются пронизанными одной идеей (целью). Так, например, в СССР была избрана в качестве базовой идеологической идеи идея строительства коммунизма. И эта идея в своих разных ипостасях (аспектах) практически решалась в экономике, политике, духовной сфере. Сейчас в Беларуси решается задача построения демократического, правого государства. Именно с этой идеологической доктриной связывается реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования и т.д.). Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, нации в целом.
Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года). В отличие от предыдущей исторической эпохи, мы признали наряду с общественной частную собственность, отказались от монополии марксисткой идеологии. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве (а Конституция Республики Беларусь признает многообразие идеологий), пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу. Пока этот процесс неупорядочен и напоминает броуновское движение. Но он идет. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом.
Отсюда вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической разработкой доктрины. Разрабатываемая идеология белорусского государства для того чтобы выполнять интегративную функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных объединить отличающиеся друг от друга социальные группы (страты) в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно (теоретически). Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология. Это те новые реалии, которые приходится учитывать в идеологическом процессе в современных условиях.
Вторая особенность идеологического процесса в белорусском обществе проистекает оттого, что в 90-е годы ХХ века, в период распада СССР, была полностью разрушена прежняя система идеологической работы – мощные государственные институты и подготовленные кадры (идеологический актив). Многие из прежних работников идеологического актива самого высокого ранга мгновенно переориентировались и стали активными разработчиками и пропагандистами либеральной идеологии. Поэтому в современных условиях для обеспечения идеологического процесса необходимо, прежде всего, воссоздать научно-исследовательские центры с высококвалифицированными кадрами, способными к теоретической разработке идеологической доктрины (национальной идеологии), учебные заведения для подготовки идеологических работников (идеологического актива)1, систему идейно-воспитательной работы. Таким образом, приходится почти заново создавать «идеологическую вертикаль», включающую в качестве важнейшего структурного элемента идеологическое ядро в трудовых коллективах. Достаточно сложная задача ложится на руководителей предприятий. Именно они обязаны быть «первыми идеологическими работниками» и ответственными лицами за состояние идеологических процессов в стране.
Коренным образом изменились и условия проведения идейно-воспитательной работы. Ее приходится вести не в «тепличных» условиях, характерных для прошлой эпохи, а в острой полемике со своими идейными оппонентами (ведь система «единомыслия» разрушена и утверждена мировоззренческая модель «плюрализма мнений»). Поэтому требуется современная эффективная система идеологической работы, высокий уровень пропагандистского мастерства лекторов.
На идеологический процесс в Беларуси сильное влияние оказывает занятая по отношению к Беларуси жесткая позиция Запада, прежде всего США, за проведение нашим государством независимой внутренней и внешней политики, его несогласием с выстраиваемой по разработанному в США сценарию модели однополюсного мира. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура, нетрадиционные религиозные культы мощным потоком хлынувшие в нашу страну в условиях открытости, свободы слова и печати. В сложившейся ситуации очень непросто отстаивать свои национальные святыни – устои, идеалы, ценности. Надо учитывать и то, что Запад имеет огромный опыт в разработке и проведении в жизнь разнообразных т.н. «социальных технологий», с которыми мы столкнулись лишь в последнее десятилетие. Но ведь за всеми этими социальными, психологическими разработками стоят конкретные люди, преследующие свои цели. Таким образом, мировой процесс стал более динамичным, противоречивым, непредсказуемым. И это в значительной мере влияет на идеологический процесс в Беларуси.
Идеологический процесс – не какое-то абстрактное, случайное, а закономерное явление, связанное с жизнедеятельностью человека и общества. Он формируется на определенной ступени общественного развития. Можно утверждать, что идеологические отношения и идеологический процесс зародились еще в древних государствах – Древней Греции и Древнем Риме, хотя в развитых формах они выступают лишь с эпохи Нового времени. Идеологический процесс осуществляется проходя через сознание людей и специфически проявляется в массовом, групповом и индивидуальном сознании.
Массовое сознание – один из важнейших феноменов духовной жизни общества, оказывающий значительное влияние на другие сферы, прежде всего, политическую. Поэтому изучение механизма формирования и функционирования массового сознания весьма актуально. Знание этого механизма позволяет более эффективно управлять мощными потоками энергии различных слоев, активизировать или же, наоборот, ослаблять их общую активность. Это давно уже уяснили политики. Во всяком случае, еще до нашей эры многие государственные мужи понимали значимость общественного мнения и стремились завоевать симпатию граждан. «[Если] в системе наказаний нет несправедливости, то в низах нет чувства озлобления»1, – утверждалось в тексте древнекитайского сборника «Гуань-цзы».
Особую актуальность данная проблематика приобрела в ХІХ и ХХ веках в связи с революционным и национально-освободительным движением.
Масса – это не множество абсолютно разрозненных индивидов, а конкретная общность, т.е. сообщество, объединенное пусть не жестко, но в единое целое, представляющее собой относительно устойчивое образование, осуществляющее какую-либо деятельность, характеризующееся совместным поведением, более-менее согласованными целевыми установками, позицией и т.п.
Формирование масс в современных условиях связано с общим процессом массовизации в различных сферах жизнедеятельности человека – производственной, бытовой и др. Обычно различают такие виды масс, как большие и малые, устойчивые и неустойчивые, сгруппированные и несгруппированные, спонтанные и организуемые, активные и пассивные и т.д.
Именно массы являются субъектом массового сознания как специфического рода общественного сознания. Это важно подчеркнуть, так как иногда массовое сознание представляют в виде суммы индивидуальных или же групповых сознаний, что является неверным взглядом на данную проблему. Массы не совпадают ни с индивидом, ни с группой, ни с обществом в целом. Отсюда специфика массового сознания.
Следует обратить внимание и на то, что в отличие от группового сознания, различные типы и виды массового сознания не могут быть жестко привязаны к тем или иным социальным общностям. Различные типы и виды массового сознания в целом свойственны многим массам (так, например, заполонившие в начале 90-х годов наши телеэкраны латиноамериканские сериалы «пленили» своей зрелищностью, прежде всего, любителей кино. Но они же вскоре «пленили» и читателей, а также многих поклонников театра.
Духовно-идеологический процесс не может осуществляться вне и независимо от обыденного (массового) сознания, социальной психологии, характеризующейся эмоциональной, чувственной стороной. Общественная психология – древнейшая сфера духовной жизни общества, формирование и функционирование которой неразрывно связано с процессом становления человека как существа разумного. Идеология как систематизированное общественное сознание имеет не столь древнюю историю – ее возникновение относится к рабовладельческому обществу. Несмотря на существенные различия между идеологией и социальной психологией есть тесная связь, которая со всей определенностью проявляется в процессе формирования человека. Об этом говорил еще Г.В. Плеханов. «Нет ни одного исторического факта, – писал он, – который своим происхождением не был бы обязан общественной экономии; но не менее верно и то, что нет ни одного исторического факта, которому не предшествовало бы известное состояние сознания. Отсюда – огромная важность общественной психологии. Если с нею необходимо считаться уже в истории права и политических учреждений, то без нее нельзя сделать ни шагу в истории литературы, искусства, философии и проч.»1. Это обстоятельство важно учитывать в идейно-воспитательной работе, обращать внимание не только на теоретическую, но и на чувственно-эмоциональную сторону воспитательного процесса.
Идеология воздействует на человека отнюдь не в чистом виде. Она представляет лишь часть социальных связей и отношений, окружающих человека, – ведь на человека помимо идеологии воздействуют общественная психология, духовная культура настоящего и прошлого, многие другие факторы. Поэтому при изучении характера воздействия идеологии на индивида необходимо учитывать среду. Интересно отметить, что эти вопросы были затронуты русской общественной мыслью еще во второй половине ХІХ века. Много внимания уделяли им революционные народники, пытавшиеся выйти за пределы чисто теоретических рассуждений и связать непосредственно революционные идеи с практикой революционной борьбы, привнести революционное сознание в крестьянские массы. История доказала обреченность этих шагов.
Все богатство взаимосвязи и взаимодействия культуры, идеологии и индивида выявляется на теоретическом уровне общественного сознания: эти взаимосвязи наполняются новым содержанием, они проявляются как возрастающее осознание личностью закономерностей объективных процессов и явлений общественного развития; как целенаправленное, сознательное освоение и развитие духовной культуры в формировании духовного мира личности; как анализ путей совершенствования духовного мира личности.
Важнейший объект идеологического воздействия – групповое и индивидуальное сознание. В отличие от массового сознания, представляющего собой конгломерат разнообразных идей, ценностных установок и ориентаций, идеалов, т.е. разорванного, противоречивого, неустойчивого, групповое сознание базируется на более-менее одинаковых представлениях о жизни, нормах поведения, ценностях. Поэтому духовно-идеологический процесс на уровне группового сознания более целенаправлен и предсказуем. Им легче управлять, поскольку поведение малых групп основательно исследовано социальной психологией. Духовно-идеологические процессы протекают и на уровне индивидуального сознания, являющегося уникальным феноменом, своего рода «культурной самоидентификацией» личности. Цель идеологической работы – комплексно охватить все уровни сознания жителей Республики Беларусь.
Ученые-гуманитарии в последние годы довольно скептически относились к проблеме государственного регулирования социальными процессами. Механизм общественного развития в современных концептуальных идеях чаще всего представлен как саморазвитие, а то и вовсе как стихия. Однако социальная практика последних лет опровергла многие либеральные идеи и все более убеждает нас в том, что из «перестроечного хаоса» общество не в состоянии самостоятельно выбраться. Регулирующую роль государства и других социальных институтов признают во всем мире и в той или иной степени ее используют независимо от типов государственного устройства и форм правления. Весьма значимо воздействие государственных органов управления на идеологический процесс. Не кто иной, а именно государство определяет цель, разрабатывает стратегию и тактику идеологического процесса, обеспечивает его необходимыми материальными и интеллектуальными ресурсами, т.е. планирует, координирует и контролирует идеологическую работу. Делается это во всем современном мире. Другой вопрос, что идеологическая работа на уровне государственных институтов, как правило, не афишируется. Но от этого суть проблемы не меняется: идеологическая работа проводится целенаправленно и масштабно как на уровне теоретического (в школах, колледжах, вузах), так и массового (печать, кино, массовые официальные и развлекательные мероприятия и т.п.) сознания. Задача более активного и, главное, более эффективного воздействия государства на идеологический процесс поставлена и в нашей стране. В частности, на состоявшемся в марте 2003 года постоянно действующем семинаре работников республиканских и местных государственных органов, посвященном вопросам идеологической работы, перед государственными институтами были поставлены конкретные задачи. Сделан главный вывод, суть которого сводится к тому, что «независимую, сильную, процветающую страну без понятной людям идеологии белорусского государства или государственной идеологии мы не построим»1 и поэтому идеологической работой «должны заниматься кадры всех уровней: от Президента до председателя сельского Совета, от министра до мастера»2. Обращено внимание на необходимость приведения в систему идеологической вертикали, более целенаправленной идеологической работы СМИ, профсоюзных организаций, Белорусского республиканского союза молодежи, Советов, информационно-пропагандистских групп.
- Основы идеологии белорусского государства Под общей редакцией профессора с.Н. Князева и профессора с.В. Решетникова
- Раздел I. 9
- Основные разделы книги написаны
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Литература:
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Социальное государство
- Светское государство
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси
- Вопросы для самопроверки
- Литература:
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Литература
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Вопросы для самопроверки
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
- Литература
- Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- Аграрная политика
- Жилищное строительство
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Литература
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления.
- Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
- Раздел I. 9